Для Белоруссии прошедший 2024 год стал во многом ключевым. Власти республики, несмотря на все попытки Запада, сумели сохранить в стране порядок, обеспечив серьезный задел для дальнейшего экономического и политического развития. Ни белорусская беглая оппозиция, ни санкционное давление со стороны ЕС и США, ни попытки иностранных спецслужб дестабилизировать внутреннюю обстановку не только не изменили политику официального Минска, но и способствовали консолидации общества на основе стремления к миру и стабильности.
В прошедшем году можно выделить три важнейших события, которые не просто стали итогом многолетнего развития республики, но и способны коренным образом повлиять на ее будущее.
Во-первых, речь идет об изменении внутриполитической системы страны, одним из завершающих мероприятий чего стало проведение в апреле VII Всебелорусского народного собрания (ВНС). Данному событию предшествовала длительная работа по выкорчевыванию из белорусской политической среды всех радикальных элементов и представителей прозападной оппозиции, полностью себя дискредитировавших за последние несколько лет. Как отмечал ранее Александр Лукашенко, теперь ни одному из них не попасть в органы управления страной, что прекрасно продемонстрировали не только ВНС, но и парламентские выборы, а также идущая сегодня президентская кампания. Так же как и народным избранником, делегатом Всебелорусского народного собрания не стал ни один представитель оппозиции, это добились лишь те, кто так или иначе связан с государством и поддерживает политику, проводимую властями страны. Более того, новый конституционный статус ВНС позволят ему полностью контролировать политическую ситуацию в стране, чего не может делать даже парламент.
В частности, делегаты ВНС, которые собираются раз в пять лет, наделены правом утверждения основных направлений внешней и внутренней политики, военной доктрины, программы социально-экономического развития, а также концепции национальной безопасности и пр. Собрание также получило полномочия принимать решения о смещении с должности президента Белоруссии в случае систематического или грубого нарушения им Конституции, а также, если будет установлено, что он совершил государственную измену или иное тяжкое преступление.
Кроме того, ВНС теперь наделен правом законодательной инициативы и внесения предложений по изменению Конституции и считается «высшим представительным органом народовластия Республики Беларусь, определяющим стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающим незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие». При этом, что немаловажно и является новым в политической системе Белоруссии, все решения ВНС являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, а также иные решения государственных органов и должностных лиц, которые противоречат интересам национальной безопасности.
Таким образом, на фоне идущей уже не первый год зачистки Белоруссии от радикальных элементов и ужесточения законодательства, направленного на борьбу с теми, кто хочет дестабилизировать обстановку в стране, проведение VII Всебелорусского народного собрания стало одним из завершающих этапов трансформации внутриполитической жизни республики, где теперь нет места оппозиции, контролируемой извне. Более того, стало очевидно, что в белорусском обществе появился определенный консенсус, в основе которого лежит стремление сохранить стабильность и мир в стране, даже если есть определенные претензии к представителям государственной власти. Белорусы выбрали спокойную жизнь вне «райского сада» и независимость в принятии своих решений.
Во-вторых, это повышение статуса Белоруссии на мировой арене, вылившееся в признание республики как одного из важных игроков в процессе формирования новой системы международных отношений. Об этом свидетельствует в том числе получение республикой полноправного членства в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и статуса партнера БРИКС. К этому Минск шел на протяжении долгих лет, считая такой шаг одним из важнейших в своей внешнеполитической деятельности. Особенно на фоне политического и экономического разрыва отношений со странами Евросоюза.
Полноправным членом ШОС Белоруссия стала в июле на очередном саммите в Астане. Тогда было заявлено, что Минск выполнил все процедуры, необходимые для принятия республики в состав организации. Этот факт был оценен в белорусской столице как настоящий прорыв на международной арене, так как теперь страна стала частью одной из самых больших организационных структур в мире, где нет места диктату Запада. Более того, это позволило Белоруссии активнее приглашать своих партнёров к участию в различных проектах, в первую очередь предложенной в 2024 году новой концепции евразийской безопасности.
Таким образом, через площадку ШОС Минск намерен не только развивать торгово-экономические отношения со странами Глобального Юга, но и активно продвигать свои инициативы, повышающие международный статус республики. Этому же должно содействовать и получение Белоруссией статуса страны-партнера БРИКС, что также стало для Минска важнейшим событием на внешнеполитическом треке.
В белорусской столице сближение с БРИКС было одной из главных целей внешнеполитической деятельности в 2024 году, так как именно эта структура сегодня является основным, альтернативным Западу центром притяжения, вокруг которого концентрируются те, кто устал от диктата США и их союзников. Более того, лишившись возможности привлекать инвестиции из стран западного мира и контролируемых ими финансово-кредитных организаций, Минск может рассчитывать теперь на финансовую поддержку БРИКС. При этом в Белоруссии ранее заявляли, что готовы предложить организации помощь в реализации международных проектов, связанных с молодежной политикой, здравоохранением, охраной окружающей среды и ликвидацией последствий стихийных бедствий, а также «вносить свою лепту в поддержание международной продовольственной безопасности». Проще говоря, усиление сотрудничества с БРИКС, как и присоединение к ШОС, позволяет говорить о том, что Минск в 2024 году активно включился в разворачивающуюся сегодня на планете борьбу с западным диктатом, а также в строительство новой модели отношений, где белорусские власти планируют занять одно из основных мест.
В-третьих, выход белорусско-российских отношений на принципиально новый уровень, что было закреплено в ходе Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства (СГ), состоявшегося 6 декабря 2024 года. Минск и Москва провели огромную работу в рамках двустороннего сотрудничества, полностью отказавшись от прежних претензий друг к другу, прекрасно понимая, что противостоять Западу поодиночке, особенно Белоруссии, будет невозможно. По сути, заседание ВСГ подвело черту под развитием СГ не столько 2024 года, сколько всех предыдущих трех десятилетий. Стало очевидно, что Союзное государство превращается в нечто большее, чем просто экономический союз двух стран, а интеграция рассматривается Минском и Москвой как жизненно необходимый элемент развития и Белоруссии, и России.
О том, что ВГС стал настоящей кульминацией последних лет развития СГ, свидетельствуют темы, которые на нем обсуждались, и документы, принятые по итогам заседания. Речь идет не только об «Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024−2026 годы», но и соглашениях об общем рынке электроэнергии, о предоставлении комфортных цен на услуги электросвязи, (снижение цен роуминга), о единых правилах в области защиты прав потребителей, об отдельных мерах по противодействию незаконному импорту товаров на территорию СГ, а также об организации и проведении мероприятий по празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и пр.
Отдельное место на ВГС заняло принятия двух важнейших в истории Белоруссии и России документов, о которых стороны говорили не первый год – Договора о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства и Концепции безопасности СГ. Именно они сформировали единое оборонное пространство Белоруссии и России, фактически объединив значительную часть их национальных интересов в одно целое. Поэтому неудивительно, что по итогам ВГС Владимир Путин заявил, что практически все вопросы по интеграции двух стран, которые ранее вызывали споры, теперь согласованы.
Кроме того, одним из кардинальных решений, которое окажет значительное влияние не только на жизнь Белоруссии, но и всего евразийского пространства, стало объявленное уже после ВГС решение о размещении на белорусской территории в 2025 году нового российского ракетного комплекса «Орешник», цели для которого будет определять Минск. Это является показателем как беспрецедентного уровня доверия между лидерами двух стран, так и решительности Москвы защищать Белоруссию как свою собственную территорию.
Таким образом, 2024 год можно считать одним из важнейших в современной истории Белоруссии. Он, как и 1994 год, когда президентом был избран Александр Лукашенко, является, если не переломным в судьбе республики, то как минимум определяющим ее развитие на ближайшее будущее. Причем главной тенденцией всех важнейших событий прошедшего года стало усиление сотрудничества Минска и Москвы, что оказало решающие влияние на многие действия белорусских властей как во внутренней, так и внешней политике.
Вероятнее всего в наступившем 2025 году подобные тенденции сохранятся, и Белоруссия сумеет грамотно и с выгодой воспользоваться тем, что сумела достичь годом ранее.