2024 год выдался для Казахстана непростым: начавшись с самых крупных и разрушительных в истории страны паводков, закончился он значительным ослаблением национальной валюты – тенге, падение которой по прогнозам аналитиков вполне может продолжиться и в 2025 году. Однако, несмотря на возникавшие сложности, страна продолжала двигаться по пути углубления евразийской интеграции, следуя за динамикой союзных процессов, последовательно развивая и укрепляя свои позиции в рамках ЕАЭС.
Наиболее значительными в этом контексте оказались для Казахстана в прошедшем году три следующих события.
1. Референдум о строительстве АЭС
В октябре в Казахстане прошёл референдум, на котором граждане РК поддержали идею строительства полноценной атомной станции на территории страны. Несмотря на исторически сложившееся тревожное отношение части населения страны ко всему, что связано с атомной энергетикой, и вопреки организованной прозападными СМИ и НКО медийной кампании против АЭС, казахстанцы сказали уверенное «да» мирному атому – 63,66% составила общая явка, при этом 70% проголосовали за строительство АЭС.
Правда, после показательно хорошо проведённого референдума в вопросе строительства АЭС возникла атмосфера странного молчания. Президент РК Касым-Жомарт Токаев заявил, что строительством атомной станции, вероятно, будет заниматься некий международный консорциум, что многими специалистами в области атомной энергетики было воспринято скептически, так как проекты подобного масштаба и сложности не предполагают чехарды участников и смешения технологий и инженерных решений. После этого больше никаких официальных заявлений о выборе страны-подрядчика или сроках начала строительства со стороны казахстанских властей не последовало.
Казахстанские эксперты говорят о необходимости тщательно изучить все предложенные проекты со стороны потенциальных строителей (а на эту роль, помимо России, претендуют Китай, Франция, Южная Корея и даже США), но чем дальше, тем больше усиливается ощущение того, что «мхатовская пауза» слишком затянулась.
Высказывались предположения, что решение о выборе страны-партнёра для строительства АЭС будет озвучено во время государственного визита Владимира Путина в Астану, но по итогам визита никаких официальных заявлений и соглашений по этому поводу озвучено не было. Президент России лишь сообщил, что эта тема подробно обсуждалась, отметил готовность России к потенциальному сотрудничеству, при этом подчеркнув, что Казахстан вправе самостоятельно выбирать лучшие для себя технологические решения и финансовые схемы.
Принимая во внимание слова российского президента и предшествовавшие этому визиты в Казахстан министра иностранных дел Сергея Лаврова и главы «Росатома» Алексея Лихачева, всё же есть основания надеяться, что российско-казахстанскому атомному сотрудничеству быть.
Отдельно отметим, что проект, предлагаемый «Росатомом», предполагает ещё и тесное образовательное сотрудничество: Россия обязуется наладить подготовку и обучение местных специалистов в сфере атомной энергетики, что гарантирует не только успешную и безопасную эксплуатацию будущей АЭС, но и участие казахстанских специалистов в атомных проектах на всём пространстве ЕАЭС и за его пределами.
В целом для Казахстана вопрос электроэнергетики стоит очень остро: в стране наблюдается серьёзный дефицит электроэнергии, износ генерирующих мощностей составляет 56%, а затраты на поддержание отрасли ложатся на потребителя тяжким бременем всё увеличивающихся тарифов.
И единственный выход из сложившейся непростой ситуации – это сотрудничество с Россией и ЕАЭС. В контексте формирования единого евразийского рынка электроэнергии, а в дальнейшем – единой электроэнергетической системы ЕАЭС строительство Россией атомной станции в Казахстане является логичным и последовательным шагом. Уже сейчас 51% электроэнергетического экспорта «Интер РАО» приходится на Казахстан, готовится к подписанию протокол о строительстве Россией трёх ТЭЦ в Казахстане (в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске), российский «Системный оператор» готовится подключиться к единой энергосистеме Центральной Азии для управления перетоками между странами.
Происходящие процессы позволяют надеяться, что системный и комплексный подход к вопросам электроэнергетики даст несомненный положительный синергетический мультипликативный эффект для абсолютно всех экономических отраслей ЕАЭС.
2. Цифровизация и транзит товаров
Одним из самых значительных шагов в 2024 году стало принятие ряда решений по углублению интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Казахстан завершил процесс ратификации нескольких ключевых соглашений, направленных на совершенствование единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также на расширение сотрудничества в таких областях, как цифровизация, зеленая экономика и энергетическая безопасность.
Одним из самых важных аспектов является внедрение единого цифрового рынка, который станет базой для более эффективного взаимодействия экономик стран-членов ЕАЭС. Казахстан в силу своей развитой цифровой инфраструктуры и инициатив активно участвует в создании и развитии цифровых платформ, которые должны упростить процесс торговли, финансовых операций и логистики между странами Союза.
Внедрение в рамках ЕАЭС таких механизмов, как электронный замок и электронный паспорт на транспорт, позволили упростить и усовершенствовать процессы транзита товаров и техники через территорию Казахстана. Страна твёрдо намерена развивать и расширять свой транзитный потенциал, чему в данный момент способствует и геополитическая обстановка, и связанная с ней динамика внешнеэкономических процессов. Вопреки официальным заявлениям казахстанских властей о соблюдении режима санкций против РФ, местный бизнес успел серьёзно обогатиться на реэкспорте подсанкционных товаров в Россию, а руководство страны заявляет о намерении развивать Транскаспийский международный транспортный маршрут, идущий в обход РФ. В сложившейся ситуации Казахстан прагматично извлекает выгоды как из интеграционных процессов в ЕАЭС, так и из санкционных войн между крупными державами, полагаясь по традиции на свою многолетнюю политику многовекторности.
3. Укрепление роли транзитёра российского газа
В 2024 году Казахстан укрепил свои позиции не только как транзитная страна для товаров с добавленной стоимостью, но и как весомый участник транзита российского газа. Летом на Петербургском международном экономическом форуме Россия и Казахстан подписали долгосрочные договоры о транспортировке газа в Узбекистан и Киргизию через территорию Казахстана. Россия также рассматривает проект строительства нового газопровода в Китай через территорию восточного Казахстана. В перспективе – увеличение объёмов поставок газа по всем вышеперечисленным маршрутам.
Казахстан и сам сильно нуждается в российском голубом топливе: в стране не хватает собственного газа, из-за этого зимой 2023 года даже был приостановлен экспорт в Китай. А за первые 8 месяцев 2024 года суммарные значения импорта российского газа Казахстаном достигли исторически максимальных значений.
В рамках двустороннего российско-казахстанского сотрудничества особое внимание уделяется подготовке проектов газификации северных и восточных областей Казахстана, что должно поспособствовать улучшению качества жизни населения и развитию промышленного потенциала этих регионов. Кроме того, проекты вышеупомянутых трёх будущих ТЭЦ в Казахстане предполагают техническую возможность дальнейшего перевода этих станций на газ вместо угля.
Казахстанские эксперты говорят о важности для Казахстана не упустить благоприятный момент, чтобы замкнуть на себя как можно более значительные объёмы поставок и транзита российского газа, пока у «Газпрома» есть профицит сырья из-за снижения объёма поставок в Европу. 2024 год в этом отношении вышел для Казахстана весьма благоприятным, хотя можно было добиться и большего.
Сумеет ли Казахстан закрепить, развить и реализовать все возможности для взаимовыгодного газового сотрудничества с Россией в наступившем 2025 году – покажет время.