Кыргызстан: три главных события 2024 года - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 09.01.2025 |

Кыргызстан: три главных события 2024 года

Уходящий год ознаменовался множеством событий, оказавших ощутимое влияние на международную ситуацию. Среди них: саммит БРИКС, выборы президента США, эскалация конфликта на Ближнем Востоке и другие. Все эти процессы в определенной степени отразились и на Кыргызстане.

Однако важно отметить и те процессы, которые происходили внутри республики и имели определенное воздействие на региональную обстановку. Это и принятие поправок в закон о некоммерческих организациях, и снятие моратория на разработку урановых месторождений, и проведение саммита ОТГ в Бишкеке, и завершение процесса по демаркации кыргызско-таджикской государственной границы, и многие другие.

Решение приграничных вопросов

Как отметил в беседе с «Ритмом Евразии» директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» политолог Игорь Шестаков, разрешение споров по границе между Кыргызстаном и Таджикистаном – это одно из важнейших событий прошлого года не только для Бишкека и Душанбе. Оно имеет большое значение для всего Центрально-Азиатского региона и стран ОДКБ, являясь весомым фактором в вопросах обеспечения региональной безопасности. Конфликт на границе вполне мог стать поводом для дестабилизации обстановки во всей Ферганской долине.

«История приграничных конфликтов между Кыргызстаном и Таджикистаном берет свое начало еще с советских времен, тогда соседи ссорились из-за воды и земли. За годы независимости к этому прибавилась факторы контрабанды и территориальные споры. Ранее все президенты Кыргызстана говорили о том, что вопрос границ по приоритетам занимает одно из первых мест во внешнеполитической повестке страны, но консенсус с Душанбе так и не был достигнут. Дело в том, что спорные пограничные линии проходили через населенные пункты, в шахматном порядке, зачастую деля дворовые хозяйства на две части», – отметил эксперт.

Он также напомнил, что проблема стала приобретать системный характер. Общее число конфликтов за годы независимости перевалило за 200. Начиная с 2014 года, в приграничные конфликты стали вовлекаться погранвойска обеих сторон, которые применяли уже артиллерию и минометы. «Затем последовали трагические события, переросшие в активные боевые действия, что привело к гибели десятков военных и к десяткам тысяч беженцев. Важно отметить, – подчеркнул эксперт, – что эти прецеденты стали пристально мониторить радикальные группировки, которые могли использовать данный фактор для раскачки ситуации в регионе, что могло привести к эскалации всей Ферганской долины».

Сейчас Бишкек и Душанбе поставили точку в данном вопросе, окончательно согласовав около одной тысячи километров границы: «Решения, безусловно, исторические. Правда, пока общественность не знает деталей и не имеет информации, как в итоге будет проходить пограничная линия. Руководитель правительственной комиссии глава ГКНБ Камчыбек Ташиев пообещал дать полную информацию по данному вопросу в новом 2025 году».

И. Шестаков особо подчеркнул, что важную посредническую роль в переговорах по данной повестке между президентами Садыром Жапаровым и Эмомали Рахмоном сыграли Москва, Астана и Ташкент. «Решение споров по границе между Кыргызстаном и Таджикистаном станет важным фактором укрепления ОДКБ, учитывая, что обе республики являются членами Организации. Боестолкновения на границе негативно сказывались на многих аспектах ее деятельности, в том числе на имидже объединения», – считает собеседник «РЕ».

Закон об иноагентах

Вторым по значимости событием уходящего года И. Шестаков назвал принятие в Кыргызстане закона «О некоммерческих организациях».

Напомним, закон «О внесении изменений в Закон КР о некоммерческих организациях» президент КР Садыр Жапаров подписал 2 апреля 2024 года. Документ направлен на обеспечение открытости и публичности деятельности НПО, в том числе филиалов и представительств иностранных некоммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя, и финансируемых из иностранных источников.

«Несмотря на максимальное давление со стороны Запада, власти Кыргызстана приняли закон, который призван обеспечить контроль деятельности НПО со стороны государства», – подчеркнул эксперт.

Он напомнил, что на данный момент в республике действуют около 20 тыс. различных неправительственных организаций: «Однозначно можно сказать, что это самое успешное направление, которое США создавали и развивали в республике за годы ее независимости. Первый президент Аскар Акаев называл Кыргызстан страной НПО, он же в итоге стал заложником их деятельности. Сегодня он вынужден признать, что ключевой движущей силой в его смещении с поста главы государства стал именно неправительственный сектор, который фактически стал подменять деятельность политических партий».

По словам И. Шестакова, те некоммерческие организации, которые реально занимались решением важных социальных задач, получали значительно меньшие гранты от западных доноров. Щедрое финансирование имели «политизированные» организации, которые, как прилежные ученики, усердно отрабатывали методички своих спонсоров, рьяно продвигая в Кыргызстане демократию и другие либеральные ценности в рамках американских сценариев.

«При прежних составах Жогорку Кенеша подобные законодательные инициативы выдвигались, но дальше подготовки законопроектов, к сожалению, дело не заходило. И в этом нет ничего удивительного, учитывая, что тот же ЮСАИД* финансировал работу главного законодательного органа республики по многим направлениям», – отметил собеседник «РЕ».

       

Он также обратил внимание, что оппоненты закона громко заявляли, что депутаты ЖК КР взяли за основу российский закон об иноагентах и что документ принимался чуть ли не под давлением Москвы. «На самом деле кыргызский закон даже близко не является аналогом российского закона, но для давления на парламентариев этот тезис активно тиражировался отдельными СМИ».

По мнению эксперта, реализация документа должна стать драйвером в процессе максимального снижения политизации НПО: «На круглых столах, которые по данной повестке проводил ЦЭИ «Ой Ордо», даже представители неправительственных организаций отмечали, что реализация закона будет иметь большое значение для стабилизации общественно-политических процессов в Кыргызстане, а также станет барьером для раздачи финансовых средств на политические заказы со стороны западных фондов».

Юбилей ЕАЭС

Не менее важным для Кыргызстана событием, по словам И. Шестакова, стал юбилей Евразийского экономического союза.

Как известно, в мае 2024 года ЕАЭС отметил 10-летний юбилей. К этой дате страны-участницы подошли с определенными достижениями: объем взаимной торговли вырос почти в два раза, при этом более 90% расчетов производятся уже в национальных валютах. Товарооборот с третьими странами увеличился на 60%. Вдвое увеличился и совокупный ВВП Союза.

Президент Кыргызстана С. Жапаров, поздравляя граждан стран-участниц Евразийского экономического союза, отметил, что за 10 лет ЕАЭС стал символом стабильности и образцом взаимовыгодного сотрудничества как для «пятерки» Союза, так и для внешних партнеров объединения. «Мы сообща старались преодолевать трудности, решать непростые экономические задачи. В результате видим, что Союз, безусловно, нашел свое достойное место в структуре интеграционных объединений в мире», – сказал тогда глава государства.

«По предварительным подсчетам, за три квартала 2024 года ВВП стран «пятерки» вырос на 4,5%, – подчеркнул в беседе с «РЕ» И. Шестаков. – Несмотря на беспрецедентные санкции Запада в отношении России и угрозы вторичных экономических мер к другим странам-участницам ЕАЭС, евразийская интеграция с 2022 года демонстрирует только позитивную динамику в торгово-экономических показателях. Кыргызстан вошел в число лидеров по производству товарной продукции. Собственно говоря, ради реанимации промышленного производства, чтобы избавиться от имиджа страны реэкспорта, наша республика и вступила в Евразийский экономический союз».

Достижением ЕАЭС является и увеличение взаиморасчетов в национальных валютах – данный показатель составляет более 90%. «В то же время, – отметил эксперт, – переходя на независимую от доллара политику, еще вчера следовало бы подумать о развитии независимой от SWIFT платежной системы Евразийского союза, которая бы не регулировалась и не корректировалась коллективным Западом».

Он подчеркнул, что на данный момент есть препятствия в реализации одного из ключевых принципов ЕАЭС – свободе передвижения денежных средств в рамках Союза, т. е. существуют серьезные риски, связанные с переводами средств, прежде всего, в Россию.

«Сейчас очень сложно отправить деньги действующими платежными системами, допустим, из Кыргызстана в Россию. Платежная карта «Мир» в ЦА работает, мягко говоря, с перебоями. Без внедрения Евразийской платежной системы сложно прогнозировать, что будет с переводами взаимных платежей в 2025 году. Т. е. нет абсолютно никакой финансовой предсказуемости, и это, естественно, не вселяет оптимизма бизнес-структурам, в том числе банковскому сектору. На мой взгляд, медленно продвигаются и процессы цифровизации, нацеленные на устранение бюрократических барьеров в торгово-экономическом взаимодействии», – поделился мнением политолог.

Широкий резонанс в 2024 году, по словам И. Шестакова, вызвала и миграционная тематика, которая затронула, в том числе и Кыргызстан, учитывая, количество граждан республики, работающих на территории России.

«Понятно, что после серии громких терактов, совершенных гражданами Центральной Азии, российские власти внедряют законодательные инициативы и стремятся навести порядок с нелегальными миграционными потоками. Однако, на мой взгляд, необходимо разделять граждан Кыргызстана и, допустим, таджикских и узбекских граждан. Таджикистан не входит в ЕАЭС, Узбекистан тоже пока не является полноценным участником Союза. Соответственно, пребывание их граждан в России регулируется общими положениями. Кыргызстанцы же, как граждане страны-участницы Евразийского экономического союза, имеют гарантированный пакет преференций в праве на работу в РФ. Однако сегодня большинство российских медиа, ведя речь об ужесточении режима пребывания на российской территории граждан ЦА, не обращают внимания на этот существенный аспект», – подчеркнул собеседник «РЕ».

Он также обратил внимание на то, что отдельные российские политики со всех трибун заявляют о необходимости введения визового режима для граждан ЕАЭС, не осознавая того факта, что оппоненты евразийской интеграции, которых немало в странах ЦА, активно используют ужесточение миграционного законодательства в России, как повод для дискредитации Союза.

«Фактор трудовой миграции в рамках ЕАЭС сегодня нужно рассматривать не столько с экономической точки зрения, сколько с позиции идеологической составляющей интеграции. Необходимо отметить, что в этом направлении успешно и системно работает «Ритм Евразии». Это один из немногих в евразийском медиапространстве информационных ресурсов, которые уделяют особое внимание вопросам именно идеологии Евразийского экономического союза», – добавил И. Шестаков.

* * *

Стоит отметить, что одним из важнейших событий 2024 года стала разработка и принятие парламентом закона КР «О биологической безопасности». В середине декабря документ прошел третье чтение в Жогорку Кенеше, после чего он был передан в администрацию президента. Согласно регламенту, глава государства должен рассмотреть его течение 30 дней.

Возможно, 2025 год начнется именно с того, что у Кыргызстана наконец-то появится законодательство в сфере биобезопасности. Это особенно актуально, учитывая, что решение данных вопросов будет одним из приоритетов республики как страны, председательствующей в ОДКБ в 2025 году.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
389
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика