Иран–СНГ: формируется единая система железных дорог и транзитных перевозок - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 10.01.2025 |

Иран–СНГ: формируется единая система железных дорог и транзитных перевозок

Правительство РФ утвердило проект соглашения между Россией и Азербайджаном о совместном развитии транзитных перевозок по западной ветке МТК «Север – Юг» (РФ – Азербайджан – Иран). Почти одновременно Совет сотрудничества железных дорог СНГ и железнодорожная администрация Ирана договорились об эксплуатации иранских перевозочных средств на стальных магистралях ряда стран Содружества.

Тем самым МТК «Север – Юг» трансформируется в общевразийскую инфраструктурно-логистическую систему, включающую в том числе порты всех прикаспийских стран и иранские порты в бассейнах Персидского залива и Индийского океана. Что, в свою очередь, укрепляет и геополитические позиции РФ, СНГ и Ирана.

По проекту упомянутого российско-азербайджанского соглашения на первом этапе предусмотрены инвестиции в реконструкцию железных дорог и транспортных объектов на территории Азербайджана объемом 571 млн долларов США. Соответственно, Баку обязуется не позднее 31 декабря 2027 г. завершить первый этап модернизации своей железнодорожной инфраструктуры, прежде всего на маршруте РФ – Азербайджан – Иран, с выходом на провозную способность не менее 5 млн тонн в год, а к началу 2030-х – свыше 10 млн тонн.

Для этого будут построены новая погранстанция с РФ «Ямала-2», модернизированы ряд участков вблизи границы с Ираном, прежде всего между портами Лянкарань и Астарой (прикаспийский юго-восток Азербайджана), включая создание второго пути в том же районе до иранской Астары. РФ окажет техническое содействие этим проектам

Их реализация позволит более чем на треть увеличить грузоперевозки РФ – Азербайджан – Иран в обоих направлениях (в целом) по действующему, то есть прикаспийскому, маршруту МТК. Ввиду растущего спроса на международные грузоперевозки – из-за известной ситуации на «транссуэцком» маршруте – востребовано расширение транзитной сети означенного маршрута «Севе – Юг».

Соответственно, Иран и Россия планируют вскоре завершить переговоры о строительстве железной дороги с российской шириной колеи (1520 мм): от иранского приграничного г. Парсабада на границе с Азербайджаном до иранского порта Бендер-Аббас на стыке Персидского залива и Индийского океана (примерно 2300 км). Об этом в конце ноября с. г. заявил посол Ирана в РФ Казем Джалали. Проект всецело поддерживается президентом ИРИ Масудом Пезешкианом: по его мнению, «расширение железных дорог с севера на юг идет на пользу народу и экономике нашей страны и может удовлетворить экономические потребности России и Ирана».

Ж/д проекты в рамках МТК «Север – Юг» в трансграничном регионе Ирана – Азербайджана (тонкие линии красным цветом)

Речь идет о новых ж/д связках на этом маршруте и реконструкции действующих путей (примерно 50:50). Выбор же порта Бендер-Аббас обусловлен провоцируемой США и Израилем военно-политической напряженностью в бассейне Персидского залива и Ормузского пролива, соединяющего этот залив с Индийским океаном. А порт Бендер-Аббас расположен у побережья Индийского океана и вдобавок соседствует с портами участвующих в МТК Пакистана и Индии.

Другие подробности проекта пока не сообщаются официально, но очевидно, что это будет крупнейший с 1991 г. инфраструктурный проект России за рубежом.

Всё более тесное партнерство с Ираном в означенной комплексной сфере проявилось и в том, что на недавнем 81-м заседании Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ в Ташкенте достигнуты стратегические соглашения с Ираном по сотрудничеству в эксплуатации перевозочных средств.

Во-первых, это соглашение о поставках в 2024-25 гг. 200 иранских грузовых вагонов в страны Содружества. По имеющейся информации, они будут поставлены в Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан. Это обусловлено высоким ростом спроса на перевозочные средства в этих странах ввиду развития по их ж/д сети международных грузотранзитных перевозок особенно между Китаем, с одной стороны, и Европой, Ираном и соседними странами Ближнего-Среднего Востока – с другой.

Во-вторых, по данным президента железных дорог Ирана Джаббара Али Закери, «мы также достигли соглашения по разрешению иранским грузовым вагонам перемещаться по Узбекистану и Таджикистану: подписан протокол с этими странами». А в ближайшей перспективе возможно использование иранских вагонов в рамках транзитного коридора РФ – Азербайджан – Иран.

Заметим в этой связи, что, по информации дирекции иранских железных дорог (декабрь 2023 г.), Иран будет в ближайшие 3-4 года импортировать пассажирские вагоны и локомотивы, одновременно увеличивая экспортное производство грузовых вагонов. Отмечалось также, что в данной сфере с Туркменистаном, Казахстаном, Россией и Турцией заключены конструктивные меморандумы о сотрудничестве.

Заседание в Ташкенте Совета по сотрудничеству СНГ в сфере ж/д транспорта (ноябрь с. г.), где подписаны соглашения о сотрудничестве с ж/д Ирана

Впрочем, иранская сторона не сбрасывает со счетов «Транссиб Закавказья» – существующий еще в начала 1910-х гг. трансконтинентальный транзитный коридор через Грузию Армению –Азербайджан – Иран, точнее через приграничную с Ираном Джульфу в Нахичеванском регионе Азербайджана. Этот маршрут, напомним, бездействует с 1990-го. А известные договоренности Москвы, Баку и Еревана 2020-21 гг. о разблокировании транзитных артерий в Южном Закавказье пока не получают полноценной реализации.

Официальная точка зрения иранской стороны по этому маршруту де-факто такова: «…существует также заброшенная железная дорога, имеющая международное значение, между Ираном и Арменией от Джульфы. Активизация этой дороги была подчеркнута министром дорог и городского развития Ирана Мохаммадом Эслами во время своего визита в Республику Армения» (в мае 2021 г.). В пользу этого маршрута указывается, что перезапуск магистрали возможен, так как «ее инфраструктура почти доступна: только очень ограниченная часть этой дороги нуждается в восстановлении, учитывая, что Армения передала эксплуатацию своей железной дороги россиянам на 10 лет».

В такой оценке просматривается стремление Тегерана, образно говоря, не «ограничиваться» Азербайджаном в развитии западного маршрута МТК «Север – Юг».

Словом, формирование общеевразийской транзитно-логистической системы, где стержнем является МТК «Север – Юг», это бессрочная стратегическая тенденция, предопределяющая весомые геополитические позиции всех стран-участниц такой системы.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
343
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика