Правительство РФ утвердило проект соглашения между Россией и Азербайджаном о совместном развитии транзитных перевозок по западной ветке МТК «Север – Юг» (РФ – Азербайджан – Иран). Почти одновременно Совет сотрудничества железных дорог СНГ и железнодорожная администрация Ирана договорились об эксплуатации иранских перевозочных средств на стальных магистралях ряда стран Содружества.
Тем самым МТК «Север – Юг» трансформируется в общевразийскую инфраструктурно-логистическую систему, включающую в том числе порты всех прикаспийских стран и иранские порты в бассейнах Персидского залива и Индийского океана. Что, в свою очередь, укрепляет и геополитические позиции РФ, СНГ и Ирана.
По проекту упомянутого российско-азербайджанского соглашения на первом этапе предусмотрены инвестиции в реконструкцию железных дорог и транспортных объектов на территории Азербайджана объемом 571 млн долларов США. Соответственно, Баку обязуется не позднее 31 декабря 2027 г. завершить первый этап модернизации своей железнодорожной инфраструктуры, прежде всего на маршруте РФ – Азербайджан – Иран, с выходом на провозную способность не менее 5 млн тонн в год, а к началу 2030-х – свыше 10 млн тонн.
Для этого будут построены новая погранстанция с РФ «Ямала-2», модернизированы ряд участков вблизи границы с Ираном, прежде всего между портами Лянкарань и Астарой (прикаспийский юго-восток Азербайджана), включая создание второго пути в том же районе до иранской Астары. РФ окажет техническое содействие этим проектам
Их реализация позволит более чем на треть увеличить грузоперевозки РФ – Азербайджан – Иран в обоих направлениях (в целом) по действующему, то есть прикаспийскому, маршруту МТК. Ввиду растущего спроса на международные грузоперевозки – из-за известной ситуации на «транссуэцком» маршруте – востребовано расширение транзитной сети означенного маршрута «Севе – Юг».
Соответственно, Иран и Россия планируют вскоре завершить переговоры о строительстве железной дороги с российской шириной колеи (1520 мм): от иранского приграничного г. Парсабада на границе с Азербайджаном до иранского порта Бендер-Аббас на стыке Персидского залива и Индийского океана (примерно 2300 км). Об этом в конце ноября с. г. заявил посол Ирана в РФ Казем Джалали. Проект всецело поддерживается президентом ИРИ Масудом Пезешкианом: по его мнению, «расширение железных дорог с севера на юг идет на пользу народу и экономике нашей страны и может удовлетворить экономические потребности России и Ирана».
Ж/д проекты в рамках МТК «Север – Юг» в трансграничном регионе Ирана – Азербайджана (тонкие линии красным цветом)
Речь идет о новых ж/д связках на этом маршруте и реконструкции действующих путей (примерно 50:50). Выбор же порта Бендер-Аббас обусловлен провоцируемой США и Израилем военно-политической напряженностью в бассейне Персидского залива и Ормузского пролива, соединяющего этот залив с Индийским океаном. А порт Бендер-Аббас расположен у побережья Индийского океана и вдобавок соседствует с портами участвующих в МТК Пакистана и Индии.
Другие подробности проекта пока не сообщаются официально, но очевидно, что это будет крупнейший с 1991 г. инфраструктурный проект России за рубежом.
Всё более тесное партнерство с Ираном в означенной комплексной сфере проявилось и в том, что на недавнем 81-м заседании Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ в Ташкенте достигнуты стратегические соглашения с Ираном по сотрудничеству в эксплуатации перевозочных средств.
Во-первых, это соглашение о поставках в 2024-25 гг. 200 иранских грузовых вагонов в страны Содружества. По имеющейся информации, они будут поставлены в Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан. Это обусловлено высоким ростом спроса на перевозочные средства в этих странах ввиду развития по их ж/д сети международных грузотранзитных перевозок особенно между Китаем, с одной стороны, и Европой, Ираном и соседними странами Ближнего-Среднего Востока – с другой.
Во-вторых, по данным президента железных дорог Ирана Джаббара Али Закери, «мы также достигли соглашения по разрешению иранским грузовым вагонам перемещаться по Узбекистану и Таджикистану: подписан протокол с этими странами». А в ближайшей перспективе возможно использование иранских вагонов в рамках транзитного коридора РФ – Азербайджан – Иран.
Заметим в этой связи, что, по информации дирекции иранских железных дорог (декабрь 2023 г.), Иран будет в ближайшие 3-4 года импортировать пассажирские вагоны и локомотивы, одновременно увеличивая экспортное производство грузовых вагонов. Отмечалось также, что в данной сфере с Туркменистаном, Казахстаном, Россией и Турцией заключены конструктивные меморандумы о сотрудничестве.
Заседание в Ташкенте Совета по сотрудничеству СНГ в сфере ж/д транспорта (ноябрь с. г.), где подписаны соглашения о сотрудничестве с ж/д Ирана
Впрочем, иранская сторона не сбрасывает со счетов «Транссиб Закавказья» – существующий еще в начала 1910-х гг. трансконтинентальный транзитный коридор через Грузию Армению –Азербайджан – Иран, точнее через приграничную с Ираном Джульфу в Нахичеванском регионе Азербайджана. Этот маршрут, напомним, бездействует с 1990-го. А известные договоренности Москвы, Баку и Еревана 2020-21 гг. о разблокировании транзитных артерий в Южном Закавказье пока не получают полноценной реализации.
Официальная точка зрения иранской стороны по этому маршруту де-факто такова: «…существует также заброшенная железная дорога, имеющая международное значение, между Ираном и Арменией от Джульфы. Активизация этой дороги была подчеркнута министром дорог и городского развития Ирана Мохаммадом Эслами во время своего визита в Республику Армения» (в мае 2021 г.). В пользу этого маршрута указывается, что перезапуск магистрали возможен, так как «ее инфраструктура почти доступна: только очень ограниченная часть этой дороги нуждается в восстановлении, учитывая, что Армения передала эксплуатацию своей железной дороги россиянам на 10 лет».
В такой оценке просматривается стремление Тегерана, образно говоря, не «ограничиваться» Азербайджаном в развитии западного маршрута МТК «Север – Юг».
Словом, формирование общеевразийской транзитно-логистической системы, где стержнем является МТК «Север – Юг», это бессрочная стратегическая тенденция, предопределяющая весомые геополитические позиции всех стран-участниц такой системы.