В Финляндии произошёл ряд примечательных событий, свидетельствующих о распространении в этой стране неонацистских настроений. Окрепли и подняли головы ультраправые группировки. Особый пункт в идеологии финских неонацистов – крайняя русофобия, ибо русских они не любят столь же сильно, как и «понаехавших» в Суоми мигрантов из третьего мира.
Срок действия денацификации закончился
Денацификация Суоми была произведена к концу 1940-х. Согласно условиям Парижского мирного договора, финны выплатили компенсации за ущерб, причинённый гражданам СССР в концлагерях, устроенных в годы войны на оккупированных советских территориях, отказались от претензий на Карелию, уступили район Печенги, продали небольшой участок земли в Лапландии. Но главное – финское руководство обязалось запретить все ультраправые организации, одновременно снимая запрет с деятельности коммунистов, которые вскоре вошли в местное правительство. В стране прекратили агрессивную антисоветскую агитацию и наказали некоторых военных преступников.
Однако те времена давно прошли. В 90-х Суоми началась ползучая реабилитация «борцов с большевизмом», и современные финские ультраправые группировки называют себя продолжателями дела нацистских организаций, существовавших в Финляндии в 30-е. Причём в последнее время ультраправые чувствуют себя всё более вольготно. «Похоже на то, что часть ультраправых объединений, усилившихся особенно в больших европейских странах, сумела найти подход к избирателям так, как не сумели традиционные партии», – объясняет причины популярности правых радикалов Тимо Миеттинен, исследователь из Университета Хельсинки.
6 декабря, в День независимости Финляндии, неонацисты провели в Хельсинки факельное шествие – «Марш 612». На площади Тёёлёнтори они подрались с участниками акции «Хельсинки без нацистов», устроенной финскими левыми. Стычку левых и неонаци пресекла полиция, задержавшая 42 человека. Программный директор Академии политических наук, старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Александр Степанов обращает внимание на то, что финские силовики усердно «винтили» именно левых, но никак не неонацистов. «Конная полиция и силы спецназначения в Хельсинки начали жёстко задерживать участников контрпротеста "Хельсинки без нацистов". Собравшиеся антифашисты выступили против факельного шествия "612" в столице Финляндии. Отпустив всех, кто поддерживает набирающий силы нацизм, власти Финляндии продемонстрировали приверженность курсу наращивания русофобии и придания ему системного характера. Украинизация Финляндии в действии», – констатирует Степанов.
Одновременно произошёл ещё один громкий инцидент схожего рода: участники праворадикальной организации «Сине-чёрное» пришли в столичную библиотеку «Ооди», где они намеревались презентовать свою «стратегию действий» по построению «этнически чистой Финляндии». Это своё мероприятие с руководством учреждения они заранее не согласовали. Молодёжное крыло «Союза левых сил» решило помешать радикалам и сорвать их акцию. Юные левые активисты ворвались в библиотеку с криками «Хельсинки без нацистов!» и «Ультраправые убивают!». Поскольку в здании находились полицейские, массовую драку удалось предотвратить.
«Вечная ненависть к рюсся»
Как отмечает финский социолог Анна Сантахолма, ультраправые всё чаще стремятся приобрести оружие или взрывчатые вещества. За последнее время они уже несколько раз пытались совершать террористические акты. Например, одна из неонацистских группировок, базировавшаяся в городе Лахти, планировала убийство премьер-министра Санны Марин и взрывы на железной дороге. Посредством 3-D принтеров они «напечатали» себе огнестрельное оружие и активно тренировались в его использовании. Полиция обезвредила террористов до того, как они успели перейти к выполнению своих планов. В прокуратуре отмечают, что экстремисты намеревались убивать из «ненависти к представителям определённых национальностей, неприязни к мигрантам и разочарования в политике действовавшего на тот момент правительства». В ноябре 2023-го был оглашён приговор: главаря банды 28-летнего Уильяма Лаури Антеро Нюмана приговорили к трём годам и четырем месяцам лишения свободы, трое его сообщников отделались еще меньшими сроками.
Примечателен факт, что время от времени финская пропаганда делает попытки как-нибудь привязать местных неонацистов к России, создав в сознании обывателя связь между ними и Москвой. В частности, такая попытка была сделана в случае с вышеупомянутыми неудавшимися террористами. Один из них, 66-летний экстремист по кличке Дедушка, переписываясь с 26-летним «коллегой», как-то упомянул, что ему, дескать, нравится Россия – и молодой «нацик» выразил с ним согласие. Оба, как оказалось, верят, что «Россия очистила Украину от негров». Хотя это утверждение выглядит совершенно бредово, ничего удивительного в нём нет. Финская пресса рассказывает о российской СВО на Украине такие басни, что обзавидовался бы и Геббельс, а простодушные финны всему верят…
В любом случае привязать финских наци к России чрезвычайно трудно. Исследователь Томми Котонен из Университета Ювяскюля признаёт, что в этой среде антироссийские взгляды встречаются гораздо чаще, чем пророссийские. А всё потому, что финские ультраправые выводят свой генезис из финского национализма первой половины XX века, для которого русофобия являлась главной «скрепой». Так, «иконой» для современных наци из Суоми является Элмо Кайла, создавший в 20-х гг. прошлого века организацию «Братья по ненависти». Он всю жизнь пропагандировал «вечную ненависть» к «рюсся» и требовал этого от своих единомышленников. По мнению Кайла, «рюсся» в силу их «расовых особенностей» следует отнести к «животным», не способным к «цивилизованному состоянию»…
Одной из идейных наследниц «Братьев по ненависти» является вышеупомянутая организация «Сине-чёрное». Члены движения подчёркивают «важность крови в создании национальной идентичности» и считают, что финское гражданство нельзя давать «иностранным этническим группам». Также они заявляют о желании ввести «этнический реестр», показывающий «этническое, языковое и религиозное происхождение людей, проживающих в нашей стране».
Нацистская атака на святую Люсию
Совершенно непристойный инцидент с расистским зловонием разыгрался в Финляндии в декабре 2024 года. Причём он оказался связан с Днём святой Люсии – праздником, широко отмечаемым 13 декабря в католических и протестантских странах. В его основе лежит почитание мученицы из Сиракуз (Сицилия) – святой Люсии (Лючии), которая за её веру в Христа была ослеплена и убита во времена римского императора Диоклетиана. В Хельсинки организацией этой праздничной даты занимается Folkhälsan – некоммерческая организация, отстаивающая интересы проживающих в Суоми шведов. Но День святой Люсии завоевал популярность и в среде этнических финнов.
Ежегодно 13 декабря в Кафедральном соборе Хельсинки проходит «коронование Люсии». Одну из финских девушек выбирают «Люсией» и совершают церемонию её «коронования»: она получает белое платье, красный пояс и корону со свечами. Потом на улицах Хельсинки проходит «парад Люсии», посмотреть который собираются десятки тысяч финнов – они громко приветствуют избранницу. Затем новоявленная «Люсия» в течение декабря и января в сопровождении хора посещает дома престарелых, больницы и детские сады, принося праздник в эти заведения. Одновременно проводится сбор средств, которые направляют в помощь нуждающимся людям.
Как стать «Люсией»? Специальное жюри рассматривает заявки кандидаток и выбирает десяток финалисток. Заявок много, поскольку оказаться новой «Люсией» мечтают сотни финских девушек, ведь это означает славу, почет и известность. Затем происходит голосование, в котором может принять участие каждый желающий. По устоявшейся традиции каждая новая финская «Люсия» – это девушка с длинными белокурыми волосами. Однако в декабре 2024-го посчастливилось двадцатилетней Даниэле Овусу, выбранной из десяти кандидаток. Даниэла – мулатка, она дочь финна и чернокожей уроженки африканского государства Гана.
Сразу после победы Даниэле пришлось пережить сильнейший стресс, омрачивший её радость от избрания, и выстоять под водопадом хейта. На аккаунты в соцсетях, принадлежащие ей и её родственникам, поступили тысячи оскорблений на расовой почве. Хейтеры писали, что Овусу «недостойна» представлять финских девушек во время одного из самых известных в стране праздников и должна уступить место «правильной» кандидатке. Хотя справедливости ради надо указать, что внешне она куда больше похожа на сицилийскую святую, чем типичные белокурые финки. Всего девушка получила свыше 10 тысяч ненавистнических посланий.
На ситуацию немедленно обратила внимание пресса, в том числе и иностранная, а потом волей-неволей пришлось как-то реагировать и властям. «Это шокирует и однозначно требует осуждения. Для борьбы с расизмом в Финляндии еще хватает работы», – сказал президент Финляндии Александр Стубб. Пытаясь смазать негативный эффект, организаторы праздника святой Люсии начали упирать на то, что большинство финнов, дескать, «не такие», что жители страны выражают поддержку Даниэле телефонными звонками и электронными письмами, что в рамках праздника собрана большая сумма пожертвований на благотворительность – 156 тысяч евро. Однако это помогало слабо: имидж Финляндии, как страны расистов, уже закрепился.
В стране заговорили, что многие финны являются расистами. Недаром избирателей ультраправой партии «Истинные финны» оказалось так много, что она по итогам выборов 2023 года получила вторую по величине фракцию в парламенте и вошла в правящую коалицию. В прошлом году имела место череда разоблачений, когда целому ряду свежеиспеченных министров от ИФ припомнили их прежние расистские высказывания и даже симпатии к гитлеровской Германии.
Конечно, в ряды неонацистских группировок, наподобие «Сине-чёрного», идут относительно немногие «пассионарии», а большинство предпочитает привычно ругать «рюсся» и «ниггеров», сидя на диване. В целом рост ультраправых настроений в Финляндии удивлять не должен. Симпатии к нацизму подпитываются в Суоми двумя факторами. Страна переживает затяжной экономический спад (во многом вызванный разрывом традиционных отношений с Россией) и связанное с этим падение образа жизни. А в тяжелые времена, как показывает история, всегда происходит рост числа сторонников ультраправой идеологии – ведь именно нацизм подсказывает «простые» и понятные решения: кто виноват и что делать.