В Казахстане издавна остро стоял вопрос удобства отдельных трасс и общей сети автомобильных дорог. А она, мягко говоря, немаленькая: Казахстан является государством с самой протяжённой сетью автомобильных дорог в Средней Азии, длина их насчитывает свыше 128 тыс. км.
За качество транспортных артерий власти ведут борьбу с 2000-х годов. И это приносит плоды: по качеству дорог, согласно индексу глобальной конкурентоспособности, в 2017-2018 годах республика занимала 115-е место, а в 2023 году перешла уже 93-е место.
В начале века половина автодорожного покрытия РК требовало капитального ремонта. За прошедшие годы, особенно в последние лет 5-7, Астана настойчиво обновляет дорожные артерии, требующие модернизации. К концу прошлого года доля таких дорог составила примерно 7% республиканского и 9% местного значения.
Как отчитался в конце декабря 2024 г. министр транспорта РК Марат Карабаев, всего за прошлый год из охваченных ремонтом 12 тыс. км дорог на 7 тыс. км работы полностью завершены. Президент Касым-Жомарт Токаев распорядился к 2029 г. провести реконструкцию еще более 8 тыс. км автомобильных дорог.
По заверениям чиновников, дело стало налаживаться также благодаря внедрению практики платных автобанов. Причем ссылаясь на некий мировой опыт, в стране быстро увеличивают их число. Увлеклись этой «панацеей» настолько, что скоро уже деньги придётся выкладывать за пользование практически всеми трассами республиканского значения.
За чей счёт красота для водителей?
Коммерческий подход к содержанию дорог позволяет обеспечивать быстроту, безопасность и комфорт для водителей. Здесь повсеместно есть освещение, встречные потоки автомобилей разделены барьерными ограждениями, имеется необходимая инфраструктура – места для питания и отдыха, заправочные станции и т. п.
Глава правления национального оператора Казахстана по управлению автомобильными дорогами «КазАвтоЖол» Дархан Иманашев 20 декабря отчитался об итогах дорожно-строительного сезона 2024 года. Завершены крупные дорожные проекты «Караганда – Балхаш – Астана», «Атырау – граница РФ (на Астрахань)», «Актобе – Кандыагаш» и «Талдыкорган – Усть-Каменогорск».
«Платность внедрена на 17 участках автодорог общей протяжённостью 3,2 тыс. км. Доходы от взимания платы за 11 месяцев составили 48,4 млрд тенге ($91,9 млн, или 9,58 млрд руб. – Ред.)», – представил Д. Иманашев финансовый отчёт об использовании платных трасс. Он уточнил, что полученные от сборов с водителей средства направлены на содержание дорог и закупку дорожной техники.
Улучшают власти также и транспортную дисциплину, внедряя цифровые решения. Города обеспечили установку 25 тыс. автоматических камер фиксации нарушений ПДД. Автомобили дорожных патрулей обеспечены встроенными радарами. Есть практика «скрытого» патрулирования.
Однако к позитиву платных трасс добавляется и приличная ложка дёгтя. Министр транспорта М. Карабаев еще в середине прошлого года предупредил, что тарифы за проезд по платным автомагистралям будут увеличены, а платных участков станет больше. Такие меры призваны разгрузить бюджет и изменить оплату содержания дорог на нормативном уровне.
М. Карабаев напомнил, что в Казахстане дороги республиканского значения составляют более 25 тыс. км. Чтобы поддерживать дорожное покрытие в надлежащем состоянии, необходимо около 80 млрд тенге (около 14,6 млрд рублей). Министр обозначил планы повысить тарифы на проезд по платным участкам на 20% и ввести платный проезд еще на 11 участках дорог общей протяженностью более 2 тыс. километров.
Ранее стоимость проезда по платным дорогам Казахстана повышалась в октябре 2023 года на 20%. Тогда глава профильного министерства заявил, что произошло это впервые с 2013 года. Карабаев «порадовал» сразу, что далее тариф будет расти ежегодно пропорционально месячному расчетному показателю.
Для сохранения нынешнего состояния платных трасс проезд по ним, как считает министр транспорта, «должен быть в разы дороже». Ожидается, что для местных водителей «будут предусмотрены соответствующие льготы», тогда как транзитный транспорт будет гасить полную стоимость. Предварительно внедрение изменений планируют на 2025 год.
Министерство транспорта планирует также внедрить штрафы за несвоевременную оплату проезда по платным участкам. Владельцу машины отведут две недели для внесения платежа после фактического проезда. Неплательщиков будут выявлять по камерам фиксации правонарушений. Номера машин в автоматическом режиме будут сравнивать с базой поступивших платежей.
Строгие и дополнительные меры применят к нарушителям сроков уплаты с зарубежными номерами. Автомобиль в зоне транспортного контроля могут забрать на штрафстоянку, если выяснится, что в течение отведенного времени водитель не оплатил проезд. За пределы Казахстана владелец сможет выехать на машине только после оплаты задолженности.
В заключение приведём летние впечатления тех, кто воспользовался платными дорогами. Проект блогеров на YouTube-канале «Голос народа» провёл опрос среди водителей и встретил много возмущения от людей по поводу размера тарифов.
«Он и так дорогой, куда ещё дороже? Мы, например, четверо человека возим. По 20 ладно, фиг с ним. У нас жена, ребенок дома, продукты надо. Куда проезд ещё дороже? Лучше подешевле пускай сделают или бензин пускай подешевле, газ подешевле пускай сделают, тогда нормально будет, пускай поднимают. Выгодно будет всем. Вы пройдитесь по Балхашу и Бурайбайталу – там около 90 км – капец там дорога, ходовую часть убивает. Нам же деньги не платят, чтобы её починить. Одну «ходовку» такую сделать – 300 тыс. тенге надо. Кто их давать будет? Такие вот дела», – рассказал журналисту местный шофёр.
Согласен с земляком и другой собеседник блогеров: «Прежде чем что-то увеличивать, надо, соответственно, качественную дорогу сделать. В первую очередь прокатывают качественную дорогу, потом люди никуда не денутся – заплатят хоть вдвойне. Пускай министр выйдет на любую трассу в направлении с Астаны и увидит всю картину, почему люди злые на их решения. Дороги лучше не становятся. Их ремонтируют, но качество лучше не становится».
Жалуются люди и на действующие тарифы, и на качество, перехваленное в министерских отчётах. «Качество не соответствует, зимой невозможно ездить, пробки эти везде. Одна полоса получается, вот это заграждение всё перекрывает. Поэтому негде протиснуться. Не стоит повышать. И так она высокая цена-то. Для грузовых высокая, для нас тоже, я езжу: было 180 стало 230 тенге до Караганды. Не верится в улучшение качества. Нет, не будет этого. Сделали трассу свежую, и то сейчас вся она потресканная. На Боровое ездишь – то же самое, хотя едешь по платной дороге. Необоснованно поднимают цены», – сетовал еще один интервьюируемый.
В целом казахские водители поставили расхваленной властями «панацее» твёрдую тройку.