Платные дороги Казахстана – панацея от бездорожья? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 12.01.2025 |

Платные дороги Казахстана – панацея от бездорожья?

В Казахстане издавна остро стоял вопрос удобства отдельных трасс и общей сети автомобильных дорог. А она, мягко говоря, немаленькая: Казахстан является государством с самой протяжённой сетью автомобильных дорог в Средней Азии, длина их насчитывает свыше 128 тыс. км.

За качество транспортных артерий власти ведут борьбу с 2000-х годов. И это приносит плоды: по качеству дорог, согласно индексу глобальной конкурентоспособности, в 2017-2018 годах республика занимала 115-е место, а в 2023 году перешла уже 93-е место.

В начале века половина автодорожного покрытия РК требовало капитального ремонта. За прошедшие годы, особенно в последние лет 5-7, Астана настойчиво обновляет дорожные артерии, требующие модернизации. К концу прошлого года доля таких дорог составила примерно 7% республиканского и 9% местного значения.

Как отчитался в конце декабря 2024 г. министр транспорта РК Марат Карабаев, всего за прошлый год из охваченных ремонтом 12 тыс. км дорог на 7 тыс. км работы полностью завершены. Президент Касым-Жомарт Токаев распорядился к 2029 г. провести реконструкцию еще более 8 тыс. км автомобильных дорог.

По заверениям чиновников, дело стало налаживаться также благодаря внедрению практики платных автобанов. Причем ссылаясь на некий мировой опыт, в стране быстро увеличивают их число. Увлеклись этой «панацеей» настолько, что скоро уже деньги придётся выкладывать за пользование практически всеми трассами республиканского значения.

За чей счёт красота для водителей?

Коммерческий подход к содержанию дорог позволяет обеспечивать быстроту, безопасность и комфорт для водителей. Здесь повсеместно есть освещение, встречные потоки автомобилей разделены барьерными ограждениями, имеется необходимая инфраструктура – места для питания и отдыха, заправочные станции и т. п.

Глава правления национального оператора Казахстана по управлению автомобильными дорогами «КазАвтоЖол» Дархан Иманашев 20 декабря отчитался об итогах дорожно-строительного сезона 2024 года. Завершены крупные дорожные проекты «Караганда – Балхаш – Астана», «Атырау – граница РФ (на Астрахань)», «Актобе – Кандыагаш» и «Талдыкорган – Усть-Каменогорск».

«Платность внедрена на 17 участках автодорог общей протяжённостью 3,2 тыс. км. Доходы от взимания платы за 11 месяцев составили 48,4 млрд тенге ($91,9 млн, или 9,58 млрд руб. – Ред.)», – представил Д. Иманашев финансовый отчёт об использовании платных трасс. Он уточнил, что полученные от сборов с водителей средства направлены на содержание дорог и закупку дорожной техники.

Улучшают власти также и транспортную дисциплину, внедряя цифровые решения. Города обеспечили установку 25 тыс. автоматических камер фиксации нарушений ПДД. Автомобили дорожных патрулей обеспечены встроенными радарами. Есть практика «скрытого» патрулирования.  

Однако к позитиву платных трасс добавляется и приличная ложка дёгтя. Министр транспорта М. Карабаев еще в середине прошлого года предупредил, что тарифы за проезд по платным автомагистралям будут увеличены, а платных участков станет больше. Такие меры призваны разгрузить бюджет и изменить оплату содержания дорог на нормативном уровне.

М. Карабаев напомнил, что в Казахстане дороги республиканского значения составляют более 25 тыс. км. Чтобы поддерживать дорожное покрытие в надлежащем состоянии, необходимо около 80 млрд тенге (около 14,6 млрд рублей). Министр обозначил планы повысить тарифы на проезд по платным участкам на 20% и ввести платный проезд еще на 11 участках дорог общей протяженностью более 2 тыс. километров.

Ранее стоимость проезда по платным дорогам Казахстана повышалась в октябре 2023 года на 20%. Тогда глава профильного министерства заявил, что произошло это впервые с 2013 года. Карабаев «порадовал» сразу, что далее тариф будет расти ежегодно пропорционально месячному расчетному показателю.

Для сохранения нынешнего состояния платных трасс проезд по ним, как считает министр транспорта, «должен быть в разы дороже». Ожидается, что для местных водителей «будут предусмотрены соответствующие льготы», тогда как транзитный транспорт будет гасить полную стоимость. Предварительно внедрение изменений планируют на 2025 год.

Министерство транспорта планирует также внедрить штрафы за несвоевременную оплату проезда по платным участкам. Владельцу машины отведут две недели для внесения платежа после фактического проезда. Неплательщиков будут выявлять по камерам фиксации правонарушений. Номера машин в автоматическом режиме будут сравнивать с базой поступивших платежей.

Строгие и дополнительные меры применят к нарушителям сроков уплаты с зарубежными номерами. Автомобиль в зоне транспортного контроля могут забрать на штрафстоянку, если выяснится, что в течение отведенного времени водитель не оплатил проезд. За пределы Казахстана владелец сможет выехать на машине только после оплаты задолженности.

В заключение приведём летние впечатления тех, кто воспользовался платными дорогами. Проект блогеров на YouTube-канале «Голос народа» провёл опрос среди водителей и встретил много возмущения от людей по поводу размера тарифов.

«Он и так дорогой, куда ещё дороже? Мы, например, четверо человека возим. По 20 ладно, фиг с ним. У нас жена, ребенок дома, продукты надо. Куда проезд ещё дороже? Лучше подешевле пускай сделают или бензин пускай подешевле, газ подешевле пускай сделают, тогда нормально будет, пускай поднимают. Выгодно будет всем. Вы пройдитесь по Балхашу и Бурайбайталу – там около 90 км – капец там дорога, ходовую часть убивает. Нам же деньги не платят, чтобы её починить. Одну «ходовку» такую сделать – 300 тыс. тенге надо. Кто их давать будет? Такие вот дела», – рассказал журналисту местный шофёр.

Согласен с земляком и другой собеседник блогеров: «Прежде чем что-то увеличивать, надо, соответственно, качественную дорогу сделать. В первую очередь прокатывают качественную дорогу, потом люди никуда не денутся – заплатят хоть вдвойне. Пускай министр выйдет на любую трассу в направлении с Астаны и увидит всю картину, почему люди злые на их решения. Дороги лучше не становятся. Их ремонтируют, но качество лучше не становится».

Жалуются люди и на действующие тарифы, и на качество, перехваленное в министерских отчётах. «Качество не соответствует, зимой невозможно ездить, пробки эти везде. Одна полоса получается, вот это заграждение всё перекрывает. Поэтому негде протиснуться. Не стоит повышать. И так она высокая цена-то. Для грузовых высокая, для нас тоже, я езжу: было 180 стало 230 тенге до Караганды. Не верится в улучшение качества. Нет, не будет этого. Сделали трассу свежую, и то сейчас вся она потресканная. На Боровое ездишь – то же самое, хотя едешь по платной дороге. Необоснованно поднимают цены», – сетовал еще один интервьюируемый.

В целом казахские водители поставили расхваленной властями «панацее» твёрдую тройку.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
103
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика