Президент Литвы Гитанас Науседа публично поставил под вопрос неоспоримый, казалось бы, факт принадлежности Калининграда России. Это его высказывание вызвало некоторую суматоху, хотя абсолютно ничего нового Науседа не сказал. Вильнюсские политики давно уже разглагольствуют об «оккупированной русскими Малой Литве», но в самом Калининграде давно уже научились не обращать на это никакого внимания.
Однако интересно всё-таки разобраться: что именно стоит за свежим заявлением Науседы и какие оно может повлечь последствия?
Литовцы, да вы никак обиделись?
Науседа заявил буквально следующее: «Несмотря на то, что старожилы Малой Литвы, которая сейчас является частью так называемой Калининградской области, давно ушли, необходимо сохранить там последние признаки литовской культуры. Как бы Россия ни старалась, Караляучюс никогда не станет Калининградом».
Так президент Литвы запоздало отреагировал на известие о переименовании музея, находящегося в населённом пункте Чистые Пруды Калининградской области. До лета позапрошлого года упомянутое учреждение носило имя литовского поэта Кристионаса Донелайтиса, ныне же это просто Литературный музей. Важно понимать, что непосредственно в работе музея никаких изменений не произошло. «Имя литовского поэта сохранено и в экспозициях, и в экскурсиях о нём рассказывают. Мы стараемся только развивать музей. Это в наших же интересах. Кроме того, название объекта культурного наследия регионального значения, в котором расположен музей, осталось прежним – "Мемориальный комплекс, связанный с жизнью и деятельностью классика литовской литературы Кристионаса Донелайтиса"», – сообщили в учреждении.
Тут нужно иметь в виду, что в самой Литве уже три года ведётся ожесточённая борьба с любыми проявлениями русской культуры – дело дошло даже до запрета произведений Чайковского, Прокофьева и Стравинского в вильнюсской опере. Не далее как в декабре прошлого года председатель литовской государственной комиссии по десоветизации Витас Карчяускас с гордостью сообщил агентству BNS, что только с 2023 года в Литве переименовали свыше полусотни улиц, названия которых в той или иной мере соотносились с советским прошлым. «В 2023 году новые названия получили тринадцать улиц. В текущем году это было сделано в отношении сорока улиц. Считаю это неплохим результатом», – похвастался Карчяускас.
Больше всего таких переименований оказалось связано с улицами, ранее носившими имена литовских писателей, мирно уживавшихся с советской властью. Так другие названия получили семнадцать улиц, носивших имя классика литовской литературы Пятраса Цвирки, памятник которому был снесён в Вильнюсе ещё в 2021 году. Девять раз заменили названия улиц, носивших имя поэта Людаса Гиры, пять – поэтессы Саломеи Нерис. Наконец, ещё два года назад власти Вильнюса переименовали существовавший там Литературный музей Пушкина. Так что кому-кому, а не литовцам негодовать по поводу осуществлённого россиянами переименования музея, к тому же чисто номинального.
Однако за заявлением Науседы стоит бэкграунд куда более обширный, чем смена названия российского музея. Все последние десятилетия официальный Вильнюс всячески педалирует тему «утраченной Малой Литвы» – на эту тему создана обширная историческая мифология, о которой уже писалось на «Ритме Евразии». Но столкновения с реальностью она не выдерживает. «Кенигсберг не только не был Литвой. Он был анти-Литвой. Одним из тех опорных пунктов, с помощью которых немецкий Тевтонский орден вёл борьбу против литовских язычников, а затем против Великого княжества Литовского. Замок Кёнигсберг (Королевская Гора, в честь чешского короля Пржемысла Оттокара, помогавшего тевтонцам) был основан на реке Прегель, возможно, на месте поселения пруссов. Балтское племя пруссов стало первой жертвой северных крестоносцев, будучи в конечном счете полностью уничтожено или ассимилировано. Однако абсолютно никакого отношения к литовцам оно не имело», – подчёркивает специалист по средневековой истории Егор Холмогоров.
По словам историка, родство между западнобалтскими племенами (пруссами) и восточнобалтскими племенами (литвинами и жемайтами-жмудью) находилось примерно на уровне родства двух групп славян – поляков или чехов и русских. «Называть прусские земли "литовскими" можно только в приступе предельной наглости и исторической фальсификации. И уж тем более не имели никакого отношения к Литве немецкий замок Кенигсберг и возникший рядом с ним город. Напротив, они были цитаделью тевтонцев при борьбе сперва с литовскими язычниками, а затем с Литвой, находившейся в унии с Польшей. Никогда ни одной секунды Кенигсберг не принадлежал Великому княжеству Литовскому. Литовское войско ни разу не осаждало Кенигсберг. Ни до 1466 года, ни после, когда тевтонская столица была перенесена из Мариенбурга в Кенигсберг, Литва на этот город не претендовала», – отмечает историк.
Подстрекательство к сепаратизму
Если говорить совершенно беспристрастно, то когда-то на территории современной Калининградской области, принадлежавшей на тот момент королевству Пруссия, действительно создавался литературный литовский язык. Но не более этого. Вышеупомянутый литовский поэт Кристионас Донелайтис, верный подданный прусского короля, в 1765-1775 гг. написал большую поэму «Времена года», ныне считающуюся краеугольным камнем литовской литературы. При жизни автора поэма напечатана не была, а вышла в публикацию лишь спустя почти сорок лет после его смерти, имевшей место в 1780 году в городе Тольмингене (ныне Чистые Пруды). Причём, что характерно, первое полное издание произведений Донелайтиса предприняла Российская академия наук в Санкт-Петербурге (1865 г.).
Строго говоря, Донелайтис не был чистым литовцем. Он являлся летувининком. Так именовались представители западной подгруппы литовцев, частично произошедшие от пруссов. Летувининки отличались от прочих литовцев религией (летувининки придерживались лютеранства, в то время как литовцы в массе своей – католики) и обычаями. Более того, летувининки сами противопоставляли себя литовцам, которых они именовали жемайтами. И в конечном итоге летувининки, как и пруссы до них, растворились в немецкой среде. Когда по итогам Второй мировой войны бывшая Восточная Пруссия оказалась разделена между РСФСР, Литовской ССР и Польской Народной Республикой, большинство онемеченных потомков летувининков были депортированы в ГДР и ФРГ.
Ныне же литовские пропагандисты от истории без всяких на то оснований рассуждают об «устроенном Советами в 1945-м геноциде исторического населения Малой Литвы и Караляучюса» («Королевская Гора» – так в Литве называют Калининград, дословный перевод немецкого «Кёнигсберг»). В связи с этим политолог Александр Носович вопрошает: «На каком основании утверждается, что красноармейцы в Восточной Пруссии не воевали с нацистами, а занимались геноцидом мирных литовцев? Ни на каком? Откуда взяты цифры "вырезанных в результате геноцида"? С потолка. Это не просто историческое мифотворчество, а прямая ложь. И из-за невозможности научно обосновать эту ложь в Литве действует уголовная статья с реальным тюремным сроком за "отрицание преступлений оккупационных режимов"».
При этом литовское мифотворчество – вещь не безобидная. Вильнюс давно пытался вести деятельность по отторжению Калининградской области от России, устраивая на территории российского эксклава разные «культурные мероприятия», призванные ненавязчиво подчеркнуть «истинную» принадлежность этого региона. В докладе «"Малая Литва". Кто и зачем пытается оторвать Калининградскую область от России?», подготовленном в 2021 году коллективом местного аналитического портала RuBaltic.ru, отмечалось, что интерес к данной теме Вильнюсом поддерживается системно и на государственном уровне. В Литве регулярно выходят брошюры о «Караляучюсе», предпринимаются специализированные периодические издания, публикуются статьи в официозной прессе. «Периодика, оспаривающая статус Калининграда, завозится на территорию Калининградской области и нелегально распространяется среди её жителей, в том числе – в школах. Речь идёт о небольших партиях, которые перевозятся через границу в частном порядке и не подлежат таможенному оформлению» – гласит доклад.
Ввозить в регион сепаратистскую литературу удавалось на машинах литовских консульств в Калининграде и Советске. «Дипломатические номера избавляют их от досмотра и в багажнике консульского автомобиля можно перевезти тысячу экземпляров сепаратистской газеты за раз. В результате в публичных местах Калининграда и малых городов области: в фойе гостиниц, конференц-залах, торговых центрах, библиотеках и прочих местах можно встретить литературу, при внимательном изучении которой обнаруживаются материалы, противоречащие Конституции РФ о неотчуждаемости территорий и являющиеся, по сути, преступными. Эта литература не регистрируется в Роскомнадзоре и распространяется в обход всех прочих правоохранительных органов», – отмечалось в докладе RuBaltic.ru.
Зачем паниковать? Лучше готовиться дать отпор
В 2022 году Россия закрыла литовское консульство в Санкт-Петербурге в ответ на аналогичные действия Литвы по отношению к консульству РФ в Клайпеде. Однако консульское присутствие Литвы в Калининградской области сохранилось – оно необходимо для обслуживания российского транзита в регион, ведущегося через литовскую территорию. Не исключено, что нынешнюю пору геополитического обострения в Вильнюсе восприняли как наиболее подходящее время, для того чтобы официально выдвинуть свои претензии на «Малую Литву». Тем более что один из идеологов отъёма у России Калининградской области политик Лауринас Кащюнас ещё недавно возглавлял Министерство обороны Литвы. Впрочем, Кащюнас лишился этой должности после того, как его партия «Союз отечества – Христианские демократы Литвы» в октябре 2024 года потерпела поражение на парламентских выборах.
Сейчас, когда к власти в США приходит Дональд Трамп, открыто провозгласивший претензии на Канаду и Гренландию, в Литве могут решить, что это им на руку. «В Вильнюсе всегда идут за американскими трендами, а Трамп сейчас вводит моду на пересмотр границ. Только мода эта очень дорогостоящая – мало кто в мире может позволить себе её придерживаться. Вот и посмотрим, как Вильнюс будет отвечать за базар и соответствовать. Или там думают, что за Литвой – всё НАТО, и Штаты с Европой пойдут воевать с Россией за "возвращение Караляучюса в родную гавань"? Ну это мы тоже посмотрим», – иронизирует А. Носович.
Откровенно говоря, Науседа не сказал сейчас ничего такого, о чём прежде не говорили другие литовские политики, и его высказывание о «Караляучюсе» выглядит в литовских реалиях вполне обыденным. Однако в Москве оно вызвало обострённый резонанс по той причине, что высокопоставленные лица ЕС и НАТО в последние годы много рассуждают о необходимости «нейтрализации» и «демилитаризации» российского эксклава.
Недавно стало известно, что Польша (где некоторые тоже готовы высказать претензии на Калининград) строит дорогу, по которой собирается подвозить войска к границам российской области. Высказывание Науседы вошло в резонанс и с разгоняемыми по некоторым российским телеграм-каналам паническими сообщениями о том, что к Калининградской области прямо сейчас стягиваются войска НАТО и что в самое ближайшее время может последовать атака. Эти сообщения начали транслировать и некоторые центральные российские СМИ; высказался по теме и депутат Госдумы Андрей Колесник.
«Ритм Евразии» обратился за комментарием к Александру Носовичу. Политолог, член общественной платы Калининградской области объяснил, что в настоящее время у границ российского эксклава не происходит ничего нового и экстраординарного. «Военное присутствие НАТО у границ Калининградской области расширяется все последние четверть века – это началось ещё после вступления Польши в НАТО, а в последние десять лет активизировалось. Альянс увеличивает количество разнообразных вооружений у наших границ, производит там постоянные ротации танков и прочей техники, проводит непрерывные манёвры и учения. Для калининградцев всё это давно стало привычным фоном жизни, на который никто не обращает внимания. Обычная рутина… Не секрет, что в НАТО действительно прорабатывают на стратегическую перспективу сценарий военного конфликта с Россией на Балтике, блокады и оккупации Калининграда. Но пока нет никаких оснований говорить о том, что это начнется прямо сейчас или в ближайшее время. Ещё раз повторю – телеграм-каналы и СМИ, спохватившиеся относительно передвижения военной техники НАТО в окрестностях Калининграда, описывают то, что в интенсивном темпе проходит у нас уже в течение десяти лет», – полагает эксперт.