Стремление Армении в Евросоюз: выгоды сомнительные, а издержки – бессрочные - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 15.01.2025 |

Стремление Армении в Евросоюз: выгоды сомнительные, а издержки – бессрочные

Правительство Армении на днях предписало начать процесс вступления страны в Евросоюз. Совершенно очевидно, что оно не может не понимать: членство в ЕС изначально исключает ее пребывание в ЕАЭС. Многочисленные издержки такой политики для Армении неизбежны, но, похоже, политические амбиции ее нынешнего руководства куда важнее для него, чем сохранение суверенитета страны и ее внутриполитической, в том числе социально-экономической стабильности.

Законодательную инициативу о начале процесса присоединения страны к Евросоюзу проявили «Европейская партия» Тиграна Хзмаляна и ряд примкнувших к ней политических групп. Но ни для кого не секрет, что основным ходатаем здесь выступает премьер-министр Никол Пашинян и его команда. Послушаем аргументацию, например, министра иностранных дел Арарата Мирзояна. Он заявил, что в последние годы контакты Еревана и Брюсселя «динамично развивались». В стране действует «европейская мониторинговая миссия, которую глава евродипломатии Кая Каллас предложила продлить на два года. Активизированы грантовые программы, реализуются локальные экономические проекты». Звучит убедительно?

А вот рассуждения министра экономики Геворка Папояна: «Процесс евроинтеграции – это параллельная повестка. Наша главная задача – не выбор между союзами, а повышение экономической устойчивости. Неважно, будет Армения в ЕС, ЕАЭС или где-либо еще».

Вот именно, что «неважно». Армения будет экспериментировать, где «лучше», а остальные страны ЕАЭС должны спокойно ждать, как на ярмарке «невест», на ком остановит выбор Ереван? Ждать, даже неся потери? Интересная картина получается.

При этом в Ереване как бы не замечают реальной позиции Брюсселя по допуску в ЕС новых членов. Скажем, официальный представитель Евросоюза Питер Стано не единожды уточнял, что текущая повестка диалога-партнерства с какой-либо страной «не имеет ничего общего с процессом выдвижения потенциальных членов союза». Переговоры же по повестке партнёрства ЕС-Армения отражают «обоюдное желание обеих сторон делать больше вместе, но на основе нынешних отношений. А они определяются Соглашением о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве» (действует с марта 2021 г. – Ред.).

О той же позиции Брюсселя напомнил на днях пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Евросоюз самостоятельно инициирует процессы по членству, так что необходимо дождаться реакции Брюсселя на инициативу Армении вступить в ЕС».

По последним данным торговой статистики и других профильных источников (январь-октябрь 2024 г.), основная часть прямой внешней торговли Армении (около 80%) приходится на три ключевых партнера – Россию, ОАЭ и Китай. С учетом же растущего с 2022 г. реэкспорта между РФ и Арменией, используемого для обхода антироссийских санкций, доля РФ к концу 2024-го – не менее 40%. Притом импорт из РФ в упомянутый период возрос почти в 5 раз. Реэкспорт с РФ и Ираном, подсанкционными на Западе, сегодня де-факто обеспечивает минимум половину текущих госбюджетных расходов Армении.

Что касается ЕС, занимавшего 3-е место во внешнеторговом балансе Армении в 2019-23 гг., в 2024-м он отступил уже на 4-е место. А взаимный товарооборот сократился примерно на 20% и, по прогнозам экспертов, едва ли существенно увеличится, по крайней мере в ближайшие годы.

Последнее обусловлено и транспортно-логистическим фактором. Внешнеторговые перевозки Армении возможны только через Грузию и Иран. Несмотря на периодические переговоры с Анкарой о прекращении турецкой железнодорожной блокады Еревана, действующей с 1993 г., она пока сохраняется. Хотя в последние годы более активным стал автомобильный грузотранзит через Турцию, доля здесь грузов обоюдной торговли ЕС – Армении пока не превышает четверти (в начале 2020-х чуть более 20%). Транзит же с Арменией и другими странами через Иран, как и реэкспорт через Иран Брюссель, не стимулирует. То есть остаётся только Грузия.

Но транзитная политика Евросоюза издавна нацелена на сокращение транзитных перевозок (и расходов) через страны, не участвующие в ЕС. За исключением ситуации, когда между ЕС и какой-либо страной увеличиваются реэкспортные операции. Но, по данным европейских логистических компаний, транзитное плечо через Армению в реэкспорте ЕС с Ираном и РФ более дорогостоящее в сравнении с соседними транзитными маршрутами.

Уже упомянутые факторы, во-первых, ставят под вопрос логистическую базу вожделенного членства Армении с ЕС. Во-вторых, в Ереване, скорее всего, рассчитывают не столько во вступление, сколько на получение ассоциированного статуса в ЕС, который предусматривает бессрочные товарные и таможенные льготы для отдалённых стран-территорий, участвующих в ЕС или ассоциированных с ним[1]. Или с которыми ведутся переговоры о членстве в ЕС. Но и в этом случае переговоры о таком статусе инициирует, прежде всего, ЕС. А финансовая и в целом социально-экономическая политика таких стран-регионов должна максимально сближаться с евросоюзовской.

Вот здесь, образно говоря, кроются весомые издержки, навряд ли подъемные для Армении. Тем более необратимые, если предположить вступление Армении в ЕС. И прежде всего потому, что, как обоснованно отмечает Д. Песков, «даже теоретически невозможно быть членами двух объединений (ЕАЭС и ЕС. – Ред.). В них разные нормы, в том числе таможенное пространство, налоговая система, перемещение товаров и услуг, людей и капиталов». Членство же страны в ЕАЭС «даёт весьма и весьма положительные дивиденды для Армении как для государства, так и для народа этой страны».

В свою очередь, вице-премьер РФ Алексей Оверчук уточняет, что при сворачивании отношений Еревана с ЕАЭС в Армении «вырастут цены на энергию и продовольствие, а экспорт армянских товаров сократится на 80%». Потому что его основа – товары массового спроса, особенно сельхозпродукция и продукты её переработки, а эти товары едва ли нужны Евросоюзу. Аналогия – фактический кризис агроэкспорта Украины, Молдовы, Боснии и Герцеговины, Албании, Северной Македонии, ассоциированных с Евросоюзом отнюдь не первый год.

Таким образом, обычные люди потеряют доходы, работу и станут платить больше за самое необходимое. Взамен они, скорее всего, получат безвиз (с европейскими странами), а Армения в целом – депопуляцию, как те же Украина с Молдовой. Только эти факторы, по мнению А. Оверчука, показывают, что «членство в ЕАЭС – это привилегия. А с учетом социально-экономических проблем, с которыми всё сильнее сталкивается Европейский союз, вступление в ЕС можно сравнить с покупкой билета на «Титаник».

Тем более такая оценка объективна, поскольку, например, агропродукты и текстиль Армении поставляются в РФ и другие страны ЕАЭС без ограничений. Зато экс-социалистические восточноевропейские страны-члены ЕС и многие ассоциированные страны-регионы получают от Брюсселя жесткие квоты не только на агроэкспорт. Вдобавок Армении – по примеру упомянутых стран – придется в том числе свести к минимуму и без того символическое госрегулирование цен и тарифов.

Кроме того, сможет ли сохранить Армения драм (нацвалюту) – большой вопрос ввиду его хронически низкой платежно-покупательной способности и символического участия в международных взаиморасчетах. Напомним, что почти во всех восточноевропейских странах, вступивших (как и прибалтийские) в ЕС в 2004-2005 гг., с последующей заменой их валют, куда более платежеспособных, чем драм, на евро, почти сразу минимум вдвое выросли цены и тарифы. Так, в Хорватии, вступившей в еврозону с января 2023 г., уже через неделю цены и тарифы увеличились почти вдвое.

Даже ассоциация Армении с ЕС, как полагают многие эксперты этой страны, вызовет как минимум 30%-ное повышение цен на российский газ. А он издавна обеспечивает до 95% газопотребления Армении: поставки же азербайджанского газа не предвидятся в обозримой перспективе. Станет проблематичным давний и весьма выгодный Еревану бартер «газ в обмен на электроэнергию» с Ираном. Ибо не предвидится отмены общезападных санкций против Ирана и не в интересах ЕС способствовать такому бартеру. Вдобавок станет проблематичным развитие дополнительного маршрута в МТК «Север–Юг» Армения–Иран, в чем пока заинтересованы обе стороны.

С учетом вышеупомянутых факторов и трендов вполне можно согласиться с первым зампредом комитета по обороне Госдумы РФ Алексеем Журавлевым: «Характерно, что в ЕС даже намеком пока не высказались о возможности вступления туда Армении. Ереван там никому не нужен, а все их обещания используются лишь как политическая морковка, подвешенная на удочке, чтобы заманить Армению туда, где ее, скорее всего, ждет гибель».

Не менее категорична и обоснована оценка Владимира Шаповалова, члена правления Российской ассоциации политической науки: «Армения столкнется с вмешательством Европы во внутренние дела страны, требованиями изменить политический курс и посягательством на суверенитет. Ибо евробюрократия создает серьезные проблемы для экономического развития, для самостоятельности, в конце концов, и суверенитета тех или иных стран».

И еще одно прискорбное обстоятельство: похоже, в Ереване пытаются шантажировать Москву устремлением в ЕС, чтобы получать от неё растущую финансово-экономическую помощь. Но деятели, проводящие такую политику, напрасно игнорируют эффект бумеранга...

 

[1]  Такие льготы имеют, например, зарубежные территории Франции, Нидерландов; Канарские острова Испании, испанские анклавы на севере Марокко; о-ва Мадейра. Азорские, Селваженш Португалии; о-ва Крит и Родос Греции; Албания, Кипр, Мальта, Босния и Герцеговина.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
533
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика