Правительство Армении на днях предписало начать процесс вступления страны в Евросоюз. Совершенно очевидно, что оно не может не понимать: членство в ЕС изначально исключает ее пребывание в ЕАЭС. Многочисленные издержки такой политики для Армении неизбежны, но, похоже, политические амбиции ее нынешнего руководства куда важнее для него, чем сохранение суверенитета страны и ее внутриполитической, в том числе социально-экономической стабильности.
Законодательную инициативу о начале процесса присоединения страны к Евросоюзу проявили «Европейская партия» Тиграна Хзмаляна и ряд примкнувших к ней политических групп. Но ни для кого не секрет, что основным ходатаем здесь выступает премьер-министр Никол Пашинян и его команда. Послушаем аргументацию, например, министра иностранных дел Арарата Мирзояна. Он заявил, что в последние годы контакты Еревана и Брюсселя «динамично развивались». В стране действует «европейская мониторинговая миссия, которую глава евродипломатии Кая Каллас предложила продлить на два года. Активизированы грантовые программы, реализуются локальные экономические проекты». Звучит убедительно?
А вот рассуждения министра экономики Геворка Папояна: «Процесс евроинтеграции – это параллельная повестка. Наша главная задача – не выбор между союзами, а повышение экономической устойчивости. Неважно, будет Армения в ЕС, ЕАЭС или где-либо еще».
Вот именно, что «неважно». Армения будет экспериментировать, где «лучше», а остальные страны ЕАЭС должны спокойно ждать, как на ярмарке «невест», на ком остановит выбор Ереван? Ждать, даже неся потери? Интересная картина получается.
При этом в Ереване как бы не замечают реальной позиции Брюсселя по допуску в ЕС новых членов. Скажем, официальный представитель Евросоюза Питер Стано не единожды уточнял, что текущая повестка диалога-партнерства с какой-либо страной «не имеет ничего общего с процессом выдвижения потенциальных членов союза». Переговоры же по повестке партнёрства ЕС-Армения отражают «обоюдное желание обеих сторон делать больше вместе, но на основе нынешних отношений. А они определяются Соглашением о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве» (действует с марта 2021 г. – Ред.).
О той же позиции Брюсселя напомнил на днях пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Евросоюз самостоятельно инициирует процессы по членству, так что необходимо дождаться реакции Брюсселя на инициативу Армении вступить в ЕС».
По последним данным торговой статистики и других профильных источников (январь-октябрь 2024 г.), основная часть прямой внешней торговли Армении (около 80%) приходится на три ключевых партнера – Россию, ОАЭ и Китай. С учетом же растущего с 2022 г. реэкспорта между РФ и Арменией, используемого для обхода антироссийских санкций, доля РФ к концу 2024-го – не менее 40%. Притом импорт из РФ в упомянутый период возрос почти в 5 раз. Реэкспорт с РФ и Ираном, подсанкционными на Западе, сегодня де-факто обеспечивает минимум половину текущих госбюджетных расходов Армении.
Что касается ЕС, занимавшего 3-е место во внешнеторговом балансе Армении в 2019-23 гг., в 2024-м он отступил уже на 4-е место. А взаимный товарооборот сократился примерно на 20% и, по прогнозам экспертов, едва ли существенно увеличится, по крайней мере в ближайшие годы.
Последнее обусловлено и транспортно-логистическим фактором. Внешнеторговые перевозки Армении возможны только через Грузию и Иран. Несмотря на периодические переговоры с Анкарой о прекращении турецкой железнодорожной блокады Еревана, действующей с 1993 г., она пока сохраняется. Хотя в последние годы более активным стал автомобильный грузотранзит через Турцию, доля здесь грузов обоюдной торговли ЕС – Армении пока не превышает четверти (в начале 2020-х чуть более 20%). Транзит же с Арменией и другими странами через Иран, как и реэкспорт через Иран Брюссель, не стимулирует. То есть остаётся только Грузия.
Но транзитная политика Евросоюза издавна нацелена на сокращение транзитных перевозок (и расходов) через страны, не участвующие в ЕС. За исключением ситуации, когда между ЕС и какой-либо страной увеличиваются реэкспортные операции. Но, по данным европейских логистических компаний, транзитное плечо через Армению в реэкспорте ЕС с Ираном и РФ более дорогостоящее в сравнении с соседними транзитными маршрутами.
Уже упомянутые факторы, во-первых, ставят под вопрос логистическую базу вожделенного членства Армении с ЕС. Во-вторых, в Ереване, скорее всего, рассчитывают не столько во вступление, сколько на получение ассоциированного статуса в ЕС, который предусматривает бессрочные товарные и таможенные льготы для отдалённых стран-территорий, участвующих в ЕС или ассоциированных с ним[1]. Или с которыми ведутся переговоры о членстве в ЕС. Но и в этом случае переговоры о таком статусе инициирует, прежде всего, ЕС. А финансовая и в целом социально-экономическая политика таких стран-регионов должна максимально сближаться с евросоюзовской.
Вот здесь, образно говоря, кроются весомые издержки, навряд ли подъемные для Армении. Тем более необратимые, если предположить вступление Армении в ЕС. И прежде всего потому, что, как обоснованно отмечает Д. Песков, «даже теоретически невозможно быть членами двух объединений (ЕАЭС и ЕС. – Ред.). В них разные нормы, в том числе таможенное пространство, налоговая система, перемещение товаров и услуг, людей и капиталов». Членство же страны в ЕАЭС «даёт весьма и весьма положительные дивиденды для Армении как для государства, так и для народа этой страны».
В свою очередь, вице-премьер РФ Алексей Оверчук уточняет, что при сворачивании отношений Еревана с ЕАЭС в Армении «вырастут цены на энергию и продовольствие, а экспорт армянских товаров сократится на 80%». Потому что его основа – товары массового спроса, особенно сельхозпродукция и продукты её переработки, а эти товары едва ли нужны Евросоюзу. Аналогия – фактический кризис агроэкспорта Украины, Молдовы, Боснии и Герцеговины, Албании, Северной Македонии, ассоциированных с Евросоюзом отнюдь не первый год.
Таким образом, обычные люди потеряют доходы, работу и станут платить больше за самое необходимое. Взамен они, скорее всего, получат безвиз (с европейскими странами), а Армения в целом – депопуляцию, как те же Украина с Молдовой. Только эти факторы, по мнению А. Оверчука, показывают, что «членство в ЕАЭС – это привилегия. А с учетом социально-экономических проблем, с которыми всё сильнее сталкивается Европейский союз, вступление в ЕС можно сравнить с покупкой билета на «Титаник».
Тем более такая оценка объективна, поскольку, например, агропродукты и текстиль Армении поставляются в РФ и другие страны ЕАЭС без ограничений. Зато экс-социалистические восточноевропейские страны-члены ЕС и многие ассоциированные страны-регионы получают от Брюсселя жесткие квоты не только на агроэкспорт. Вдобавок Армении – по примеру упомянутых стран – придется в том числе свести к минимуму и без того символическое госрегулирование цен и тарифов.
Кроме того, сможет ли сохранить Армения драм (нацвалюту) – большой вопрос ввиду его хронически низкой платежно-покупательной способности и символического участия в международных взаиморасчетах. Напомним, что почти во всех восточноевропейских странах, вступивших (как и прибалтийские) в ЕС в 2004-2005 гг., с последующей заменой их валют, куда более платежеспособных, чем драм, на евро, почти сразу минимум вдвое выросли цены и тарифы. Так, в Хорватии, вступившей в еврозону с января 2023 г., уже через неделю цены и тарифы увеличились почти вдвое.
Даже ассоциация Армении с ЕС, как полагают многие эксперты этой страны, вызовет как минимум 30%-ное повышение цен на российский газ. А он издавна обеспечивает до 95% газопотребления Армении: поставки же азербайджанского газа не предвидятся в обозримой перспективе. Станет проблематичным давний и весьма выгодный Еревану бартер «газ в обмен на электроэнергию» с Ираном. Ибо не предвидится отмены общезападных санкций против Ирана и не в интересах ЕС способствовать такому бартеру. Вдобавок станет проблематичным развитие дополнительного маршрута в МТК «Север–Юг» Армения–Иран, в чем пока заинтересованы обе стороны.
С учетом вышеупомянутых факторов и трендов вполне можно согласиться с первым зампредом комитета по обороне Госдумы РФ Алексеем Журавлевым: «Характерно, что в ЕС даже намеком пока не высказались о возможности вступления туда Армении. Ереван там никому не нужен, а все их обещания используются лишь как политическая морковка, подвешенная на удочке, чтобы заманить Армению туда, где ее, скорее всего, ждет гибель».
Не менее категорична и обоснована оценка Владимира Шаповалова, члена правления Российской ассоциации политической науки: «Армения столкнется с вмешательством Европы во внутренние дела страны, требованиями изменить политический курс и посягательством на суверенитет. Ибо евробюрократия создает серьезные проблемы для экономического развития, для самостоятельности, в конце концов, и суверенитета тех или иных стран».
И еще одно прискорбное обстоятельство: похоже, в Ереване пытаются шантажировать Москву устремлением в ЕС, чтобы получать от неё растущую финансово-экономическую помощь. Но деятели, проводящие такую политику, напрасно игнорируют эффект бумеранга...
[1] Такие льготы имеют, например, зарубежные территории Франции, Нидерландов; Канарские острова Испании, испанские анклавы на севере Марокко; о-ва Мадейра. Азорские, Селваженш Португалии; о-ва Крит и Родос Греции; Албания, Кипр, Мальта, Босния и Герцеговина.