В период председательства Кыргызстана в Организации Договора коллективной безопасности в 2025 году он намерен развивать её миротворческий потенциал, а также наращивать взаимодействие сторон в сфере предупреждения использования современных информационных технологий экстремистскими и террористическими структурами. Помимо этого, Бишкек рассчитывает уделять повышенное внимание вопросам развития диалога с различными международными организациями, включая партнёрство с соответствующими структурами СНГ и ШОС. Более того, Бишкек собирается вплотную заниматься проблемами пресечения распространения деструктивных идей в молодёжной среде стран – участниц организации, привлекая деятелей науки и экспертное сообщество из государств ОДКБ.
В свою очередь, подводя итоги председательства Казахстана в ОДКБ в 2024 году, Касым-Жомарт Токаев отметил, что Организация стала одной из ключевых структур в обеспечении мира и стабильности на пространстве Евразии. По его словам, организация «неизменно демонстрирует свою востребованность в качестве гаранта безопасности для всех стран-участниц. Наши согласованные действия, взаимное доверие и поддержка укрепляют коллективную способность решать самые сложные и масштабные задачи. Важно подчеркнуть, что ОДКБ – это не просто военное партнёрство, это уникальный механизм, объединяющий наши усилия и ресурсы для защиты суверенитета и территориальной целостности наших государств».
Безусловно, коллективный Запад никак не мог пройти мимо столь пламенной речи казахстанского лидера, особенно в части того, что в качестве председателя ОДКБ Казахстан готов сосредоточить все свои усилия на укреплении тесного взаимодействия стран-участниц, повышении эффективности механизмов оперативного реагирования на кризисные ситуации, включая борьбу с такими современными угрозами, как терроризм, кибератаки, транснациональная преступность и незаконный оборот наркотиков, а также на подготовке к празднованию 80-летия Победы (столь ненавистной для англосаксов) в Великой Отечественной войне.
И вот с конца прошлого года в медиапространство, как под копирку, начали вбрасываться статейки, гласящие о возможном выходе Астаны из состава ОДКБ. Эксперты всех мастей начали утверждать, что Казахстан, мол, придерживается многовекторности и во многом поддерживает политику коллективного Запада по поводу Украины и непризнания новых территорий РФ.
Собственно, поэтому предложение Министерства обороны Казахстана, сделанное в конце октября прошлого года о внесении изменений в соглашение о статусе формирований ОДКБ, регулирующих временное пребывание сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств-членов организации, поимело столь широкую огласку. Мол, одной из главных инициатив является уточнение условий, при которых формирования ОДКБ могут быть направлены в другую страну, входящую в систему коллективной обороны: Астана настаивала на том, что такое размещение должно быть возможно только в случае непосредственной угрозы или вооруженного нападения на одно или несколько государств-участников организации.
К слову, до вышеотмеченного предложения летом 2023 года депутат мажилиса Казахстана Айгуль Куспан сообщала о том, что одобренный ранее проект ратификации соглашений по ОДКБ не содержит решения о направлении войск страны в зону конфликтов, указывая, что в социальных сетях появилась недостоверная информация. «Хотела бы внести ясность. Речь идет о процедурных документах, которые не содержат решения о каком-либо участии наших вооруженных сил в каких-либо конфликтах, например, об отправке войск республики в Россию, либо на территорию Донбасса». Правда, затем тут же добавила, что «все разговоры о том, что Казахстан якобы охладел, а тем более собирается выйти из ЕАЭС и ОДКБ, абсолютно не соответствуют истине».
Да и зачем выходить из ОДКБ, учитывая, что в рамках Организации или того же СНГ армия Казахстана занимает почётное второе место после России. И это в то время, когда опубликованный на портале Global Firepower в январе 2025 года ежегодный рейтинг армий мира определил Астану в 2024 году на 58-е место из 145 существующих (в 2023 году она занимала 63-ю позицию). Из соседей по Центральной Азии ближе всех в рейтинге расположился Узбекистан – на 65-м месте, далее идёт Туркменистан – на 83-м, Кыргызстан – на 100-м, Таджикистан на 107-м.
По мнению экономиста и общественного деятеля Айдара Алибаева, повышение в ежегодном рейтинге армий мира в первую очередь произошло благодаря созданию собственной линейки бронированных колесных машин от Kazakhstan Paramount Engineering – единственного производителя военной техники в Центральной Азии, которая используется в миротворческих миссиях ООН.
В связи с этим местный специалист Айдар Алибаев недоумевает, почему Минобороны смотрит больше в сторону турецких производителей, нежели отечественных: «Наши боевые машины турецким не уступают, они их даже превосходят. Это не считая того, что они почти в два раза дешевле. И к тому же здесь, в Казахстане, есть и конструкторское бюро, и возможность ремонта и модернизации. Но тем не менее министр обороны заинтересован в приобретении турецких машин».
Напомним, что летом 2023 года в прессе активно муссировалась новость о том, что Казахстан планирует закупить 834 боевые бронированные машины ARMA 8x8 у турецкой компании Otokar за 4,4 миллиарда долларов (1,9 триллиона тенге), которую впоследствии опровергло военное ведомство. Помимо прочего, Алибаев предлагает также полностью «отказаться от советских уставов, подходов к процессу обучения, от советских же взглядов на тактику и стратегию, которые до сих пор применяются в военных училищах РК».
В свою очередь, другой местный эксперт, председатель Союза ветеранов Афганистана Мурат Абдушкуров указывает, что главным поставщиком в этой сфере для Казахстана была и остается Россия. По его мнению, «в основном мы используем бывшую советскую и российскую технику, хотя есть и турецкие, и европейские поставки, но они единичны и не влияют на оснащение всей армии. Даже после начала войны (СВО. – Ред.) Россия продолжает оставаться нашим основным поставщиком, потому что мы находимся в одних блоках – ОДКБ, ШОС, СНГ, в рамках которых заключены долгосрочные договоренности. Я считаю, что российская техника успешно показала себя на поле сражения в различных горячих точках на протяжении не одного десятилетия. Поэтому в том числе выбор делается в ее пользу. Кто-то говорит, что надо полностью переходить на европейское оснащение, но опять-таки ни одна страна нам бесплатно ничего не даст, это такие колоссальные затраты. А благодаря нашему сотрудничеству с Россией я думаю, что для Казахстана и сама техника дешевле, и договороспособность по обслуживанию этой техники выше».
Так что, несмотря на все инсинуации коллективного Запада по поводу того, что спецоперация на Украине показала якобы несостоятельность российской техники и устарелость технологий и это должно подтолкнуть Казахстан к скорейшему выходу из ОДКБ, все решения руководства страны по данному вопросу показывают обратное.