Инсинуации относительно отдаления Казахстана от ОДКБ лишены оснований - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 16.01.2025 |

Инсинуации относительно отдаления Казахстана от ОДКБ лишены оснований

В период председательства Кыргызстана в Организации Договора коллективной безопасности в 2025 году он намерен развивать её миротворческий потенциал, а также наращивать взаимодействие сторон в сфере предупреждения использования современных информационных технологий экстремистскими и террористическими структурами. Помимо этого, Бишкек рассчитывает уделять повышенное внимание вопросам развития диалога с различными международными организациями, включая партнёрство с соответствующими структурами СНГ и ШОС. Более того, Бишкек собирается вплотную заниматься проблемами пресечения распространения деструктивных идей в молодёжной среде стран – участниц организации, привлекая деятелей науки и экспертное сообщество из государств ОДКБ.

В свою очередь, подводя итоги председательства Казахстана в ОДКБ в 2024 году, Касым-Жомарт Токаев отметил, что Организация стала одной из ключевых структур в обеспечении мира и стабильности на пространстве Евразии. По его словам, организация «неизменно демонстрирует свою востребованность в качестве гаранта безопасности для всех стран-участниц. Наши согласованные действия, взаимное доверие и поддержка укрепляют коллективную способность решать самые сложные и масштабные задачи. Важно подчеркнуть, что ОДКБ – это не просто военное партнёрство, это уникальный механизм, объединяющий наши усилия и ресурсы для защиты суверенитета и территориальной целостности наших государств».

Безусловно, коллективный Запад никак не мог пройти мимо столь пламенной речи казахстанского лидера, особенно в части того, что в качестве председателя ОДКБ Казахстан готов сосредоточить все свои усилия на укреплении тесного взаимодействия стран-участниц, повышении эффективности механизмов оперативного реагирования на кризисные ситуации, включая борьбу с такими современными угрозами, как терроризм, кибератаки, транснациональная преступность и незаконный оборот наркотиков, а также на подготовке к празднованию 80-летия Победы (столь ненавистной для англосаксов) в Великой Отечественной войне.

И вот с конца прошлого года в медиапространство, как под копирку, начали вбрасываться статейки, гласящие о возможном выходе Астаны из состава ОДКБ. Эксперты всех мастей начали утверждать, что Казахстан, мол, придерживается многовекторности и во многом поддерживает политику коллективного Запада по поводу Украины и непризнания новых территорий РФ.

Собственно, поэтому предложение Министерства обороны Казахстана, сделанное в конце октября прошлого года о внесении изменений в соглашение о статусе формирований ОДКБ, регулирующих временное пребывание сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств-членов организации, поимело столь широкую огласку. Мол, одной из главных инициатив является уточнение условий, при которых формирования ОДКБ могут быть направлены в другую страну, входящую в систему коллективной обороны: Астана настаивала на том, что такое размещение должно быть возможно только в случае непосредственной угрозы или вооруженного нападения на одно или несколько государств-участников организации.

К слову, до вышеотмеченного предложения летом 2023 года депутат мажилиса Казахстана Айгуль Куспан сообщала о том, что одобренный ранее проект ратификации соглашений по ОДКБ не содержит решения о направлении войск страны в зону конфликтов, указывая, что в социальных сетях появилась недостоверная информация. «Хотела бы внести ясность. Речь идет о процедурных документах, которые не содержат решения о каком-либо участии наших вооруженных сил в каких-либо конфликтах, например, об отправке войск республики в Россию, либо на территорию Донбасса». Правда, затем тут же добавила, что «все разговоры о том, что Казахстан якобы охладел, а тем более собирается выйти из ЕАЭС и ОДКБ, абсолютно не соответствуют истине».

Да и зачем выходить из ОДКБ, учитывая, что в рамках Организации или того же СНГ армия Казахстана занимает почётное второе место после России. И это в то время, когда опубликованный на портале Global Firepower в январе 2025 года ежегодный рейтинг армий мира определил Астану в 2024 году на 58-е место из 145 существующих (в 2023 году она занимала 63-ю позицию). Из соседей по Центральной Азии ближе всех в рейтинге расположился Узбекистан – на 65-м месте, далее идёт Туркменистан – на 83-м, Кыргызстан – на 100-м, Таджикистан на 107-м.

По мнению экономиста и общественного деятеля Айдара Алибаева, повышение в ежегодном рейтинге армий мира в первую очередь произошло благодаря созданию собственной линейки бронированных колесных машин от Kazakhstan Paramount Engineering – единственного производителя военной техники в Центральной Азии, которая используется в миротворческих миссиях ООН.

В связи с этим местный специалист Айдар Алибаев недоумевает, почему Минобороны смотрит больше в сторону турецких производителей, нежели отечественных: «Наши боевые машины турецким не уступают, они их даже превосходят. Это не считая того, что они почти в два раза дешевле. И к тому же здесь, в Казахстане, есть и конструкторское бюро, и возможность ремонта и модернизации. Но тем не менее министр обороны заинтересован в приобретении турецких машин».

Напомним, что летом 2023 года в прессе активно муссировалась новость о том, что Казахстан планирует закупить 834 боевые бронированные машины ARMA 8x8 у турецкой компании Otokar за 4,4 миллиарда долларов (1,9 триллиона тенге), которую впоследствии опровергло военное ведомство. Помимо прочего, Алибаев предлагает также полностью «отказаться от советских уставов, подходов к процессу обучения, от советских же взглядов на тактику и стратегию, которые до сих пор применяются в военных училищах РК».

В свою очередь, другой местный эксперт, председатель Союза ветеранов Афганистана Мурат Абдушкуров указывает, что главным поставщиком в этой сфере для Казахстана была и остается Россия. По его мнению, «в основном мы используем бывшую советскую и российскую технику, хотя есть и турецкие, и европейские поставки, но они единичны и не влияют на оснащение всей армии. Даже после начала войны (СВО. – Ред.) Россия продолжает оставаться нашим основным поставщиком, потому что мы находимся в одних блоках – ОДКБ, ШОС, СНГ, в рамках которых заключены долгосрочные договоренности. Я считаю, что российская техника успешно показала себя на поле сражения в различных горячих точках на протяжении не одного десятилетия. Поэтому в том числе выбор делается в ее пользу. Кто-то говорит, что надо полностью переходить на европейское оснащение, но опять-таки ни одна страна нам бесплатно ничего не даст, это такие колоссальные затраты. А благодаря нашему сотрудничеству с Россией я думаю, что для Казахстана и сама техника дешевле, и договороспособность по обслуживанию этой техники выше».

Так что, несмотря на все инсинуации коллективного Запада по поводу того, что спецоперация на Украине показала якобы несостоятельность российской техники и устарелость технологий и это должно подтолкнуть Казахстан к скорейшему выходу из ОДКБ, все решения руководства страны по данному вопросу показывают обратное.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
347
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика