С наступлением нового года Ташкент решил заявить о предстоящих грандиозных планах, связанных с налаживанием тесного сотрудничества с администрацией избранного президента США Дональда Трампа.
Так, 9 января на общественное обсуждение вынесена госпрограмма на 2025 год, которая предусматривает не только организацию визита на высшем уровне с участием самого Трампа, но и активизацию взаимодействия в формате «С5+1» (Центральная Азия и США), включая проведение встречи министров, заседаний соответствующих рабочих групп, а также подготовку к юбилейному саммиту в Самарканде по случаю 10-летия этого формата.
Более того, Узбекистан твердо намерен расширить связи с США во всех сферах, включая безопасность, образование, науку, здравоохранение, экологию и т. д. Эти расчеты строятся в том числе на кажущемся кое-кому солидным уровне взаимной торговли. За январь – ноябрь прошлого года товарооборот между Узбекистаном и США достиг «целых» 777,3 млн долларов. Для наглядной и более чем красноречивой справки: товарооборот Узбекистана с Россией за этот же период составил 10,682 млрд долларов, впервые достигнув подобного результата.
И наконец: Ташкент жаждет продолжить сотрудничество для сохранения «высоких позиций Узбекистана в различных отчётах, публикуемых правительством США по критериям прав человека».
Самое удивительное, что вышеназванный аспект, как, впрочем, и нежелание Ташкента пойти на либерализацию (открытие) всех сфер деятельности в стране, долгое время являлись камнем преткновения для встраивания Узбекистана во Всемирную торговую организацию.
Достаточно хотя бы вспомнить Андижанские события 2005 года, вызвавшие резкое охлаждение отношений Ташкента с международными финансовыми институтами (и не только). Как известно, на тот момент власти Узбекистана официально заявили о том, что американское посольство спонсировало андижанский мятеж, а Вашингтон заявил, что «США и Узбекистан переживают крайне непростой период в своих отношениях, осложненный серьезной обеспокоенностью по поводу ситуации с правами человека и событиями в Андижане».
Как бы там ни было, но в конце декабря прошлого года стало известно, что Вашингтон дал отмашку на вступление Узбекистана в ВТО. В частности, 19 декабря был подписан протокол о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок.
Причём Ташкент желает завершить всю эту 30-летнюю эпопею к 2026 году. В свою очередь, Всемирный банк сулит ему золотые горы, безапелляционно обещая, что экономика после присоединения вырастет на 17% в течение следующих 5-7 лет.
Как отмечает ряд ведущих экспертов, расчёты местных властей на динамичный экономический рост в связи с вступлением в ВТО крайне ошибочны, поскольку Узбекистан может добиться лишь ограниченного эффекта от расширения возможностей по сбыту продукции, при этом потеряв собственную индустрию. Поэтому большинство здравомыслящих специалистов полагают, что членство в ВТО необходимо Ташкенту исключительно из имиджевых и репутационных соображений, как важный демонстративный жест, провозглашающий приверженность международному сотрудничеству и рыночным принципам, а не протекционизму.
Правда, совсем не стоит забывать о том, что во время своего второго президентства Трамп (как и в ходе прошлого правления), осознавая постоянное усиление роли КНР в ВТО, будет сводить к нулю деятельность этой организации, постоянно снижая её мировое влияние и стирая различия между развитыми и развивающимися экономиками внутри самой организации.
И это, даже не говоря о том, что коллективный Запад будет постоянно нажимать на узбекское руководство, спекулируя темой членства в ВТО и выдвигая все новые жесткие условия и требования.
Например, нелегальная миграция стала одним из главных козырей, которые Д. Трамп неплохо разыграл во время нынешней предвыборной кампании, отмечая, что с 2021 по 2023 год 13,6 тыс. узбекистанцев попытались нелегально въехать в США через Мексику и попались американским пограничникам. Собственно, поэтому в ближайшее время нелегальной трудовой миграции из Узбекистана через южную границу США будет поставлен очень жёсткой заслон, а последующие четыре года тема миграции будет чаще звучать в отношениях двух стран. Совершенно очевидно, что новая администрация Белого дома будет требовать от Узбекистана усиления контроля за миграционными потоками через его территорию, увязывая это требование с американской поддержкой в других сферах.
Однако на фоне декларируемого Ташкентом упрочения связей с Вашингтоном узбекистанская инициатива от 8 января с. г. о признании 203 групп и профилей в Facebook*, 703 каналов в мессенджере Telegram, 226 профилей в Instagram* и 135 каналов на YouTube* экстремистскими, так как они содержат террористические и фанатичные идеи, явно опровергает реальное намерение местных властей «плясать под дудку» США.
Неспроста же ещё в конце декабря прошлого года в ходе очередного саммита ЕАЭС в Санкт-Петербурге, в котором президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев принял участие в статусе наблюдателя, он подчеркнул, что в последние годы страна наладила плодотворное взаимодействие с ЕАЭС по 22 направлениям, а товарооборот в 2024 году со странами Союза вырос на 11%.
Также узбекский лидер отдельно остановился на приоритетах взаимовыгодного сотрудничества, указав, что страна готова в ближайшее время провести консультации по сближению систем технического регулирования с принятием плана практических действий и участвовать в подписываемом по итогам саммита соглашении о единой системе таможенного транзита и внедрении электронного обмена данными о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы.
Более того, Ш. Мирзиёев планирует завершить процедуры и вступить в Евразийский банк развития: в целях активного вовлечения бизнеса и создания благоприятных условий для укрепления деловых связей им предложено провести заседание Делового совета ЕАЭС в Ташкенте в апреле 2025 года.
А для стимулирования туристических обменов глава государства отметил, что в Узбекистане готовы внедрить порядок, позволяющий гражданам государств ЕАЭС въезжать в республику по внутренним документам.
Похоже, коллективный Запад сильно погорячился, наводняя интернет-пространство информацией о так называемом повороте Узбекистана в сторону США и их сателлитов. Практические действия руководства страны показывают иное...