На сегодняшний день цены на бензин и дизельное топливо в Казахстане остаются одними из самых низких в мире. Это – следствие в т.ч. госрегулирования цен, которое установлено в стране с 2014 г.
Минэнерго Казахстана подготовило проект приказа о признании утратившим силу документ, устанавливающий перечень нефтепродуктов, на которые устанавливается госрегулирование цен. Пойти на такой шаг заставляет значительный ценовой разрыв с соседними странами. Например, в ценах на бензин АИ-92 он достигает от 40% до 138%, на дизельное топливо - от 20% до 79%.
Это наносит ущерб экономике страны – провоцирует дефицит нефтепродуктов, стимулирует вывоз топлива за границу посредством «серого» экспорта нефтепродуктов, снижает финансовые возможности для модернизации отрасли.
Поэтапная либерализация цен позволит, по мнению властей, реализовать проекты расширения мощностей крупнейших в Центральной Азии НПЗ с 18 до 28 млн т/год.