Во что втягивает себя Армения, начав движение в направлении Евросоюза - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.01.2025 |

Во что втягивает себя Армения, начав движение в направлении Евросоюза

Действия Армении в последние несколько лет неоднократно вызывали недоумение у многих аналитиков и политических деятелей как внутри республики, так и за ее пределами. Политика премьер-министра Никола Пашиняна из года в год все больше демонстрировала намерение Еревана отказаться от выбранного ранее пути развития. Несистемность действий армянской власти не смогли компенсировать даже события, развернувшиеся после начала специальной военной операции (СВО) на Украине, в результате которой страна сумела получить значительные экономические выгоды за счет резко возросшего торгово-экономического сотрудничества с Россией.

Более того, поражение в конфликте с Азербайджаном за Нагорный Карабах ускорило внутриполитический кризис в стране, выйти из которого Пашинян решил за счет обвинений в адрес РФ и Белоруссии. Итогом этого, как известно, стало постепенное свертывание деятельности Армении в интеграционных структурах на постсоветском пространстве, в первую очередь в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также переориентация внешней политики официального Еревана в направлении Запада.

Такие действия армянских властей представляются крайне опасными для страны как с точки зрения социально-экономических последствий, так и национальной безопасности.

Как известно, о своих намерениях усилить взаимодействие со странами Запада Ереван заявил не сегодня. На протяжении последних нескольких лет армянские власти периодически возвращались к теме более тесного сотрудничества с ЕС и США, одним из итогов чего стало соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и Евросоюзом, вступившее в силу 1 марта 2021 года. C началом СВО в Ереване все чаще стали вспоминать о ЕС, а после событий 2023 года в Нагорном Карабахе, в исходе которых Пашинян фактически обвинил бездействие ОДКБ и Белоруссию в отдельности, руководство республики резко активизировало свои действия на европейском направлении.

Это, в свою очередь, не могло не найти ответа со стороны Брюсселя и Вашингтона, одной из важнейших внешнеполитических целей которых продолжает оставаться создание пояса недружественных стран вокруг России. Потому неудивительно, что после призыва к Еревану в феврале 2024 года тогдашнего главы европейской дипломатии Жозепа Борреля приступить к реформам для начала диалога по достижению безвизового режима с сообществом уже в марте глава МИД Армении Арарат Мирзоян в интервью турецкой телекомпании TRT World сообщил, что в стране активно обсуждается идея вступления в ЕС. В апреле глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен по итогам трехсторонней встречи ЕС, США и Армении заявила, что ЕС выделит республике гранты на 270 млн евро в течение четырех лет, а позже стало известно, что в рамках «Европейского механизма мира» Брюссель намерен поддержать Армению в вопросе нелетального оружия.

Все это – отметим особо – происходило на фоне замораживания участия Армении в ОДКБ и нарастающего кризиса в отношениях между Ереваном, с одной стороны, Москвой и Минском,  – с другой.

Итогом данного процесса, как известно, стал организованный прозападными армянскими политиками в сентябре-октябре прошлого года сбор подписей с целью вынести на обсуждение парламента проект закона «О начале процесса присоединения Республики Армения к Евросоюзу», который позже был представлен главой МИД республики, отмечавшего, что между Арменией и ЕС «сложились достаточно интенсивные и динамичные отношения».

9 января 2025 года правительство Армении дало положительное заключение по представленному законопроекту, и теперь его должен рассмотреть парламент. Как отметил Пашинян, данный документ не следует воспринимать как заявку на немедленное вступление в ЕС, так как его основная цель – «обозначить готовность Армении к практической работе по сближению с Европейским союзом». Правда, даже он не смог толком объяснить, какие выгоды страна сможет получить от сближения с Евросоюзом, за исключением либерализации визового режима или присоединения к программе «Европейский механизм мира».

Особенно если помнить, что у Армении нет географической границы с ЕС, а экономическое сотрудничество сторон никогда не являлось для Еревана приоритетным, о чем красноречиво говорит статистка. Например, за 11 месяцев 2024 года торговля Армении с Евросоюзом заняла скромные 7,5% от общего объема (более $2,1 млрд), сократившись на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом торговля с Евразийским экономическим союзом выросла на 68,3%, составив более 42% от общего внешнеторгового оборота страны (почти $12 млрд). Это более чем убедительно показывает, что может потерять Ереван, если продолжит курс на необдуманное сближение с ЕС, о чем его уже предупредили в Москве.

В частности, как заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «быть членом двух разных организаций, гипотетически рассуждая, просто невозможно», так как в ЕАЭС «одно таможенное пространство, здесь одна зона свободного перемещения товаров, услуг, людей, капиталов, а там другая, там другие нормы». При этом он напомнил, что членство Армении в Евразийском союзе дает этому государству и его населению «весьма и весьма положительные дивиденды».

Еще более жёсткую позицию озвучил вице-премьер России Алексей Оверчук, по словам которого «оба объединения предполагают отсутствие таможенных границ и свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы», а потому «представить, что эти два союза в какой-то точке сойдутся, невозможно». При этом он отметил, что нынешний законопроект о вступлении Армении в ЕС является началом выхода этой страны из ЕАЭС, что принесёт ей большие проблемы, в том числе падение экспорта на 70–80%, из-за чего «обычные люди станут платить больше за самое необходимое». И это является лишь одним из негативных моментов той политики, которую в настоящее время продвигает правительство Пашиняна, официально выбравшего не только сближение с ЕС, но и «углубление интеграции Армении в евроатлантические институты». Не далее как 14 января она подписала с США соглашение о стратегическом партнерстве.

Следует помнить, что в реальности ЕС, как и США, практически нечего предложить Армении с точки зрения торгово-экономического сотрудничества, в отличие от Евразийского союза, за счёт которого страна за последнее десятилетие сумела увеличить свой ВВП на 15-17%. Именно рынок ЕАЭС является основным для армянской сельскохозяйственной и иной продукции, которую в Европе никто не ждет. Кроме того, в рамках евразийской интеграции Ереван пока имеет возможность закупать российский газ по цене в разы ниже рыночной - $165 за 1 тыс. кубометров, что позволяет обеспечивать голубым топливом не только предприятия, но и жителей страны. В случае выхода из ЕАЭС республика может лишиться всего этого, а также многих иных льгот, которыми до этого пользовалась долгие года. Это, в свою очередь, приведет к ухудшению экономики Армении и резкому падению уровня жизни простых граждан, а значит, и к росту социальной напряженности в стране. Последнее выгодно только Западу, где рассчитывают таким образом создать еще один очаг нестабильности рядом с Россией.

Однако, помимо экономических проблем, у Армении могут возникнуть куда более серьезные вопросы в области обеспечения национальной безопасности, если помнить, что республика окружена мусульманскими странами, причем с Турцией и Азербайджаном у нее дипломатические отношения отсутствуют. Если ранее у Еревана в его внешнеполитической деятельности была возможность опираться на Россию, что в какой-то мере тормозило действия Баку, то теперь такой поддержки может не быть, а ЕС, как бы ни обещали в Брюсселе, не будет напрямую вмешиваться ни в какие конфликты в регионе на стороне Армении.

Более того, исходя из последних действий ЕС, становится очевидно, что в планах европейских политиков не принять Армению в сообщество, а создать все возможное для эскалации напряжённости на Кавказе. Можно, например, вспомнить, что Еврокомиссия и Франция решили поддержать реализацию проекта Пашиняна «Перекресток мира» (открытие железнодорожного сообщения Ерасх - Садарак - Ордубад - Мегри - Зангелан), по сути, способствуя отказу Еревана от выполнения пунктов общего с Россией сценария от 9 ноября 2020 года и создания Зангезурского/Мегринского коридора, который должен связать Азербайджан с Нахичеванью через Сюник.

На последнем, как известно, настаивают в Баку, ощущая свою силу после победы в Нагорном Карабахе, о чем в январе прямо заявил азербайджанский лидер Ильхам Алиев, подчеркнув, что Армения «не должна становиться географическим барьером между Турцией и Азербайджаном», а Зангезурский коридор «должен быть открыт и будет открыт». Если помнить, что отношения Баку и Брюсселя в последние годы складывались не совсем так, как того хотели бы в ЕС, то сближение Еревана с Евросоюзом только ухудшит геополитическую обстановку на Кавказе, которая будет не в пользу Армении и при негативном развитии вполне может стать критической угрозой для национальной безопасности страны.

Таким образом, нынешние действия армянских властей вполне могут стать катализатором серьёзных потрясений не только в самой республике, но и во всем Кавказском регионе. Не понимать этого в Ереване, конечно, не могут, о чем косвенно свидетельствует недавнее заявление министра экономики Армении Геворга Папояна о том, что страна не собирается выходить из ЕАЭС и планирует «поддерживать, развивать и повышать уровень отношений» с Союзом.

Однако среди армянских политиков сохраняется иллюзия, что начавшееся сближение с ЕС или соглашение о стратегическом партнерстве с США в конечном счете помогут им держать власть в своих руках столько, сколько они захотят. Это, в свою очередь, продолжает толкать Пашиняна и его окружение к крайне опрометчивым поступкам, которые могут иметь для страны самые серьезные последствия.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
543
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика