Современные внешнеэкономические приоритеты Бразилии и Венесуэлы, рассчитанные на долгосрочную перспективу, предусматривают в том числе более активные экономические взаимосвязи этих стран с Россией и в целом с ЕАЭС. Итоги прошлого года показывают, что такие приоритеты реализуются. Подчеркнем в этой связи, что не только упомянутые, но и все остальные страны Южной и Центральной Америки по-прежнему не участвуют в санкциях Запада против РФ и Белоруссии. А это тем более стимулирует экономическое взаимодействие Бразилии и Венесуэлы с Евразийским союзом.
Так, в середине ноября 2024 г. делегация ЕЭК во главе с Русланом Давыдовым, министром по таможенному сотрудничеству ЕЭК, провела переговоры с директором подсекретариата по таможенному администрированию Специального секретариата федеральных доходов Минфина Бразилии Клаудией Томаз в Рио-де-Жанейро. Стороны договорились развивать взаимодействие как в рамках заключённого в 2018 году меморандума о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕЭК и таможенно-экономическим блоком МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай, Уругвай), так и в рамках двусторонних отношений.
Отмечалось, что за январь – август 2024 г. товарооборот между ЕАЭС и МЕРКОСУР вырос рекордно – на 16,7% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Причем на долю Бразилии в товарообороте ЕАЭС-МЕРКОСУР пришлось почти 90%. Экспорт ЕАЭС в Бразилию увеличился на 32,1%, в том числе доля РФ в экспорте ЕАЭС в эту страну превысила 85%. Те же тенденции продолжились к концу прошлого года.
Р. Давыдов предложил рассмотреть возможность заключения двустороннего меморандума между ЕЭК и Бразилией. «Среди направлений сотрудничества, которые представляют для нас особый интерес, изучение опыта по организации обмена информацией между таможенными службами Бразилии и других стран-участниц МЕРКОСУР, а также опыт по цифровизации таможенной инфраструктуры, – подчеркнул министр ЕЭК. – Со своей стороны, Комиссия готова предоставить бразильской стороне материалы по аналогичной работе, проводимой в ЕАЭС».
Делегация Бразилии согласилась с этими инициативами; подписание протокола о сотрудничестве ЕЭК с Бразилией намечено не позже 1-го полугодия с. г.
Кстати, еще в июле 2023 г. глава бразильского МИД Мауру Виейра не исключил переговоров и подписания соглашения о зоне свободной торговле между ЕАЭС-Бразилией-МЕРКОСУР «по мере углубления диалога и дальнейшего развития торговых взаимосвязей». Со своей стороны, замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач в ходе Восточного экономического форума в сентябре 2023 г. выступил за договорную основу экономических взаимоотношений ЕАЭС и БРИКС. Что было одобрено делегациями Бразилии и других стран БРИКС на этом форуме.
Что же касается взаимодействия Венесуэлы с ЕАЭС, оно было обозначено еще в конце февраля 2021 года в ходе обширной презентации внутри- и внешнеэкономической политики ЕЭК венесуэльской стороне. Посол Венесуэлы в РФ Карлос Фариа в ходе этой презентации заявил, что «взаимодействие Венесуэлы со странами ЕАЭС – одно из приоритетных направлений внешней, в том числе внешнеторговой политики нашей страны». В свою очередь, замминистра внешней торговли инвестиций Венесуэлы Эктор Сильва уточнил, что «мы намерены использовать все возможности сотрудничества с ЕАЭС для продвижения наших товаров на рынки друг друга». Для чего нужно «прежде всего предоставление друг другу взаимных преференций для развития торговли» (имеются в виду отсутствие ограничений по объемам поставок, минимальные пошлины в обоюдной торговле или их отмена). Кроме того, по словам Э. Сильва, Венесуэла заинтересована в долгосрочных инвестициях из стран ЕАЭС.
Весьма значимым в данной сфере стало заседание в середине ноября 2024 г. в Каракасе российско-венесуэльской межправкомиссии. Во-первых, был отмечен рекордный рост взаимного товарооборота (на 70% за январь-октябрь-2024), с увеличением в экспорте РФ доли готовых промышленных товаров – от химудобрений и фармпрепаратов до различного оборудования и продуктов переработки зерновых. Во-вторых, по данным Минэконоразвития РФ, «заключен протокол о сотрудничестве в рамках системы тарифных преференций ЕАЭС. Он позволит упростить таможенные процедуры при ввозе в Россию и другие страны ЕАЭС венесуэльских товаров, подпадающих под преференциальный режим (сельхозпродукция, текстиль, бокситы. – Ред.): ввоз по сниженным на 25% ввозным пошлинам. Дан старт финальному этапу работ по запуску производства в Венесуэле инсулинов по российским технологиям. Достигнута договоренность о создании в Венесуэле сборочного производства автотехники на базе продукции КАМАЗ».
Плюс к тому был подписан план развития ключевых направлений российско-венесуэльского сотрудничества до 2030 года, в который вошло 65 проектов в 20 различных сферах.
С учетом отмеченных тенденций в сотрудничестве РФ-ЕАЭС с упомянутыми странами примечательна точка зрения аргентинского экономиста и политолога Тадео Кастельоне (ноябрь 2024 г.): «ЕАЭС стал мощной экономической платформой в Евразии, способствующей свободному обмену товарами и капиталом между союзными экономиками. Открывая свои двери для торговли и инвестиций из Латинской Америки, ЕАЭС представляет собой жизнеспособную альтернативу западным торговым каналам». Что, по мнению эксперта, помогло бы Латинской Америке «диверсифицировать свои экспортные рынки и защитить свои экономики от западной геополитической нестабильности и западного протекционизма».
Это тем более актуально, поскольку Евразийский союз предлагает не только альтернативный обширный рынок, «но и возможность заключения ободных взаимовыгодных соглашений о прямых иностранных инвестициях в стратегические сектора – такие как энергетика, горнодобывающая промышленность, оборудование и инфраструктура».
В то же время Т. Кастельоне вполне обоснованно считает, что увеличение объема торговли с ЕАЭС «хотя и является положительным шагом, все еще недостаточно для гарантии реальной экономической независимости Латамерики». Только при проведении «по-настоящему суверенной внешней, в том числе внешнеэкономической, политики, нацеленной на укрепление новых экономических союзов», Латинская Америка сможет «окончательно преодолеть роль подчиненного Западу игрока».