Какие миграционные потери понесет Армения в случае выхода из ЕАЭС - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.01.2025 |

Какие миграционные потери понесет Армения в случае выхода из ЕАЭС

9 января правительство Армении одобрило проект решения о начале процесса вступления в Евросоюз, что с точки зрения России будет означать прекращение членства в ЕАЭС. Поскольку в его рамках существует общий рынок труда, стоит оценить те миграционные потери, которые в случае выхода из Союза понесет Ереван.

К договору о ЕАЭС Армения присоединилась на следующий день после начала его действия – 2 января 2015 г., став четвертым участником объединения наряду со странами интеграционной «тройки» – Россией, Белоруссией и Казахстаном. После нее участником ЕАЭС стала Киргизия, присоединившаяся к Союзу 15 августа 2015 г. Причем переговоры стран Таможенного союза с Бишкеком о присоединении шли гораздо дольше, чем с Ереваном, который все необходимые условия сумел выполнить раньше.

Тогдашний президент Армении Серж Саргсян в декабре 2023 г. пояснил, что одновременно вел переговоры и с Таможенным союзом (его создание предшествовало ЕАЭС), и с Евросоюзом. Выбор в пользу Евразийского союза он объяснил тем, что иначе экономика Армении оказалась бы «на коленях» из-за отсутствия доступа на рынки стран Таможенного союза, а также поступающих из этих государств инвестиций.

Договор о ЕАЭС включает положения о «четырех свободах» – движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Последняя из них предусматривает создание общего рынка труда, в рамках которого работодатели, как гласит 97-я статья договора, вправе привлекать рабочую силу из всех стран Союза без учета ограничений по защите национального рынка труда. То есть меры по ограничению привлечения иностранной рабочей силы, которые в последнее время активно практикуют, например, многие российские регионы, на граждан стран ЕАЭС не распространяются, поскольку они фактически пользуются теми же самыми правами, что и коренное население. Им, в отличие от граждан иных государств, в том числе стран СНГ с безвизовым режимом въезда в Россию, не требуется разрешение на работу. Исключением являются ограничения, которые вводятся для обеспечения национальной безопасности и общественного порядка. Такие ограничения, например, могут быть установлены в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение (ВПК и др.).

       

Благодаря членству Армении в ЕАЭС ее гражданам для трудоустройства на территории РФ необходимо всего лишь заключить с работодателем трудовой или гражданско-правовой договор, при наличии которого они могут находится в стране в течение всего срока его действия. Согласно пятому пункту той же 97-й статьи срок временного пребывания граждан стран ЕАЭС в стране их трудоустройства определяется сроком действия трудового договора с работодателем.

В случае выхода Армении из ЕАЭС ее граждане в России будут поставлены в те же условия, что и жители прочих стран СНГ с безвизовым режимом въезда в Россию, которые в ЕАЭС не входят. То есть им придется приобретать патент на право работы в РФ (по трудовому договору оплачивается НФДЛ в размере 13%). А для получения патента необходимо будет сдать медицинские анализы на отсутствие опасных инфекционных заболеваний, а также экзамены на знание русского языка, истории и основ законодательства.

Есть и другие преимущества членства в ЕАЭС для тех граждан Армении, которые часто приезжают в Россию или другие страны объединения. На их территории они могут находиться в течение 30 дней без постановки на миграционный учет в органах МВД. Более длительный срок – 90 дней – предусмотрен лишь для выходцев из Белоруссии или Украины, которые в России обладают особым статусом. При этом таджикистанцы и узбекистанцы, например, обязаны оформить миграционный учет в течение 15 дней с момента прибытия в страну. В случае выхода из ЕАЭС граждане Армении, скорее всего, обязаны будут оформлять регистрацию по тем же правилам, что действуют для не входящих в ЕАЭС Таджикистана и Узбекистана. Хотя в сравнении со всеми прочими иностранцами, обязанными регистрироваться за 7 дней, даже этот срок является льготным. Азербайджанцы, например, такими льготами в России не обладают и наравне с прочими иностранцами обязаны оформлять миграционный учет на протяжении недели.

Миграционные льготы в рамках ЕАЭС затрагивают сотни тысяч граждан Армении, посещающих Россию. По данным Пограничной службы ФСБ, в 2019 г. число фактов въезда из Армении в РФ составило 816,5 тыс., в 2020 г., после введения карантинных ограничений, связанных с началом эпидемии Covid-19 – 209,8 тыс., в 2021 г. – 416,9 тыс., в 2023 – 616,7 тыс., а за девять месяцев 2024 г. – 480,1 тыс. Поскольку население Армении составляет всего около 3 млн чел., участниками миграционных перемещений в разные годы могло быть до четверти всех ее жителей. Около трети всех тех, кто пересекал российско-армянскую границу, в качестве цели визита указали работу, то есть являлись трудовыми мигрантами. В 2019 г. число въездов трудовых мигрантов из Армении в Россию составило 170,4 тыс., в «ковидном» 2020 г. – 45,6 тыс., в 2021 г. – 179,4 тыс., в 2022 г., после начала СВО – 163,8 тыс., в 2023 г. – 174,1 тыс., а за три квартала 2024 г. – 142,4 тыс. Впрочем, численность армянских трудовых мигрантов в РФ эта статистика отражает не полностью, поскольку при наличии трудового договора с работодателем они могут находится в стране сколь угодно долго.

Реальное число трудовых мигрантов из Армении, работающих в России, на порядок больше. По данным МВД РФ, ежегодно на миграционный учет ставится около полумиллиона прибывающих в страну граждан этой страны. В 2017 г. их численность составила 657,6 тыс., в 2018 г. – 641,6 тыс., в 2019 г. – 634,3 тыс., в 2020 г. – 364,6 тыс., в 2021 г. – 578,8 тыс., в 2022 г. – 509,8 тыс.

Получается, что в миграционные перемещения между двумя странами ежегодно вовлечено около 20% всего населения Армении, или каждый пятый ее житель. Абсолютное большинство в качестве цели прибытия указывали работу, то есть являлись трудовыми мигрантами. Причем их доля среди всех прибывших из Армении мигрантов за последние годы удвоилась. Если в 2017 г. работу в качестве цели прибытия в Россию указали 232,2 тыс. (35,3%) из числа поставленных на миграционный учет, то в 2021 г. – 389,8 тыс. (67,4%), а в 2022 г. – 332,2 тыс. (65,2%). То есть в трудовую миграцию на территорию России в эти годы было вовлечено около 12% населения Армении, или каждый восьмой ее житель.

Как следствие, по объему поступавших из России денежных переводов Армения среди стран СНГ входила в число лидеров. По данным Банка России, за 2021 г. (после начала СВО публикация статистики прекратилась) Армения в качестве переводов физических лиц из России получила 867 млн долл., пропустив вперед только Узбекистан, Таджикистан, Киргизию и с небольшим отрывом – Азербайджан (986 млн долл.). 637 млн долл. из этой суммы были переведены физическими лицами – налоговыми резидентами, что, учитывая укоренённость армянской диаспоры в России, является вполне закономерным, и 229 млн долл. – нерезидентами.

Объем ВВП Армении в том же 2021 г. составил 13,9 млрд долл. То есть денежные переводы физлиц, осуществленные из России, были эквивалентны 6,2% размера ее экономики в долларовом эквиваленте. Есть и еще более любопытные сопоставления. Так, доходная часть бюджета Армении на 2021 г. в соответствии с планом составляла всего 1 млрд 70 млн долл., а расходы на оборону – 430 млн. долл. Получается, что денежные переводы из России были эквивалентны 81% всех доходов бюджета и вдвое выше затрат на оборону.

Вероятные потери Армении в случае выхода из ЕАЭС можно оценить на примере сопоставимой с ней по размеру территории, населения и экономики республики бывшего СССР – Молдавии, которая входить в это объединение отказалась. В 2017 г. на миграционный учет в России было поставлено 542 тыс. граждан РМ, 227 тыс. из которых указали в качестве цели прибытия работу. Спустя пять лет, в 2022 г., количество регистраций граждан Молдавии сократилось более чем втрое и составило всего 162,8 тыс., а работу в качестве цели прибытия указали из них всего 65,2 тыс. То есть объем трудовой миграции в Россию сократился за это время в четыре раза. По объему денежных переводов из России Молдавии в 2021 г. (288 млн долл.) заняла предпоследнее место среди стран СНГ, опередив лишь Белоруссию (274 млн долл.), для которой внешняя трудовая миграция особой роли никогда не играла. Правда, самое последнее место в этом рейтинге занимала Туркмения. Но она, введя в 1999 г. с Россией визовый режим, денежных переводов из нее в 2021 г. вообще не получала.

Так что властям Армении есть смысл еще и еще раз задуматься о потерях в случае выхода из ЕАЭС. Правда, этот совет действенен лишь при условии, что они – власти – заботятся о народе, а не о своей репутации в глазах западных «доброхотов».

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
788
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика