9 января правительство Армении одобрило проект решения о начале процесса вступления в Евросоюз, что с точки зрения России будет означать прекращение членства в ЕАЭС. Поскольку в его рамках существует общий рынок труда, стоит оценить те миграционные потери, которые в случае выхода из Союза понесет Ереван.
К договору о ЕАЭС Армения присоединилась на следующий день после начала его действия – 2 января 2015 г., став четвертым участником объединения наряду со странами интеграционной «тройки» – Россией, Белоруссией и Казахстаном. После нее участником ЕАЭС стала Киргизия, присоединившаяся к Союзу 15 августа 2015 г. Причем переговоры стран Таможенного союза с Бишкеком о присоединении шли гораздо дольше, чем с Ереваном, который все необходимые условия сумел выполнить раньше.
Тогдашний президент Армении Серж Саргсян в декабре 2023 г. пояснил, что одновременно вел переговоры и с Таможенным союзом (его создание предшествовало ЕАЭС), и с Евросоюзом. Выбор в пользу Евразийского союза он объяснил тем, что иначе экономика Армении оказалась бы «на коленях» из-за отсутствия доступа на рынки стран Таможенного союза, а также поступающих из этих государств инвестиций.
Договор о ЕАЭС включает положения о «четырех свободах» – движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Последняя из них предусматривает создание общего рынка труда, в рамках которого работодатели, как гласит 97-я статья договора, вправе привлекать рабочую силу из всех стран Союза без учета ограничений по защите национального рынка труда. То есть меры по ограничению привлечения иностранной рабочей силы, которые в последнее время активно практикуют, например, многие российские регионы, на граждан стран ЕАЭС не распространяются, поскольку они фактически пользуются теми же самыми правами, что и коренное население. Им, в отличие от граждан иных государств, в том числе стран СНГ с безвизовым режимом въезда в Россию, не требуется разрешение на работу. Исключением являются ограничения, которые вводятся для обеспечения национальной безопасности и общественного порядка. Такие ограничения, например, могут быть установлены в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение (ВПК и др.).
Благодаря членству Армении в ЕАЭС ее гражданам для трудоустройства на территории РФ необходимо всего лишь заключить с работодателем трудовой или гражданско-правовой договор, при наличии которого они могут находится в стране в течение всего срока его действия. Согласно пятому пункту той же 97-й статьи срок временного пребывания граждан стран ЕАЭС в стране их трудоустройства определяется сроком действия трудового договора с работодателем.
В случае выхода Армении из ЕАЭС ее граждане в России будут поставлены в те же условия, что и жители прочих стран СНГ с безвизовым режимом въезда в Россию, которые в ЕАЭС не входят. То есть им придется приобретать патент на право работы в РФ (по трудовому договору оплачивается НФДЛ в размере 13%). А для получения патента необходимо будет сдать медицинские анализы на отсутствие опасных инфекционных заболеваний, а также экзамены на знание русского языка, истории и основ законодательства.
Есть и другие преимущества членства в ЕАЭС для тех граждан Армении, которые часто приезжают в Россию или другие страны объединения. На их территории они могут находиться в течение 30 дней без постановки на миграционный учет в органах МВД. Более длительный срок – 90 дней – предусмотрен лишь для выходцев из Белоруссии или Украины, которые в России обладают особым статусом. При этом таджикистанцы и узбекистанцы, например, обязаны оформить миграционный учет в течение 15 дней с момента прибытия в страну. В случае выхода из ЕАЭС граждане Армении, скорее всего, обязаны будут оформлять регистрацию по тем же правилам, что действуют для не входящих в ЕАЭС Таджикистана и Узбекистана. Хотя в сравнении со всеми прочими иностранцами, обязанными регистрироваться за 7 дней, даже этот срок является льготным. Азербайджанцы, например, такими льготами в России не обладают и наравне с прочими иностранцами обязаны оформлять миграционный учет на протяжении недели.
Миграционные льготы в рамках ЕАЭС затрагивают сотни тысяч граждан Армении, посещающих Россию. По данным Пограничной службы ФСБ, в 2019 г. число фактов въезда из Армении в РФ составило 816,5 тыс., в 2020 г., после введения карантинных ограничений, связанных с началом эпидемии Covid-19 – 209,8 тыс., в 2021 г. – 416,9 тыс., в 2023 – 616,7 тыс., а за девять месяцев 2024 г. – 480,1 тыс. Поскольку население Армении составляет всего около 3 млн чел., участниками миграционных перемещений в разные годы могло быть до четверти всех ее жителей. Около трети всех тех, кто пересекал российско-армянскую границу, в качестве цели визита указали работу, то есть являлись трудовыми мигрантами. В 2019 г. число въездов трудовых мигрантов из Армении в Россию составило 170,4 тыс., в «ковидном» 2020 г. – 45,6 тыс., в 2021 г. – 179,4 тыс., в 2022 г., после начала СВО – 163,8 тыс., в 2023 г. – 174,1 тыс., а за три квартала 2024 г. – 142,4 тыс. Впрочем, численность армянских трудовых мигрантов в РФ эта статистика отражает не полностью, поскольку при наличии трудового договора с работодателем они могут находится в стране сколь угодно долго.
Реальное число трудовых мигрантов из Армении, работающих в России, на порядок больше. По данным МВД РФ, ежегодно на миграционный учет ставится около полумиллиона прибывающих в страну граждан этой страны. В 2017 г. их численность составила 657,6 тыс., в 2018 г. – 641,6 тыс., в 2019 г. – 634,3 тыс., в 2020 г. – 364,6 тыс., в 2021 г. – 578,8 тыс., в 2022 г. – 509,8 тыс.
Получается, что в миграционные перемещения между двумя странами ежегодно вовлечено около 20% всего населения Армении, или каждый пятый ее житель. Абсолютное большинство в качестве цели прибытия указывали работу, то есть являлись трудовыми мигрантами. Причем их доля среди всех прибывших из Армении мигрантов за последние годы удвоилась. Если в 2017 г. работу в качестве цели прибытия в Россию указали 232,2 тыс. (35,3%) из числа поставленных на миграционный учет, то в 2021 г. – 389,8 тыс. (67,4%), а в 2022 г. – 332,2 тыс. (65,2%). То есть в трудовую миграцию на территорию России в эти годы было вовлечено около 12% населения Армении, или каждый восьмой ее житель.
Как следствие, по объему поступавших из России денежных переводов Армения среди стран СНГ входила в число лидеров. По данным Банка России, за 2021 г. (после начала СВО публикация статистики прекратилась) Армения в качестве переводов физических лиц из России получила 867 млн долл., пропустив вперед только Узбекистан, Таджикистан, Киргизию и с небольшим отрывом – Азербайджан (986 млн долл.). 637 млн долл. из этой суммы были переведены физическими лицами – налоговыми резидентами, что, учитывая укоренённость армянской диаспоры в России, является вполне закономерным, и 229 млн долл. – нерезидентами.
Объем ВВП Армении в том же 2021 г. составил 13,9 млрд долл. То есть денежные переводы физлиц, осуществленные из России, были эквивалентны 6,2% размера ее экономики в долларовом эквиваленте. Есть и еще более любопытные сопоставления. Так, доходная часть бюджета Армении на 2021 г. в соответствии с планом составляла всего 1 млрд 70 млн долл., а расходы на оборону – 430 млн. долл. Получается, что денежные переводы из России были эквивалентны 81% всех доходов бюджета и вдвое выше затрат на оборону.
Вероятные потери Армении в случае выхода из ЕАЭС можно оценить на примере сопоставимой с ней по размеру территории, населения и экономики республики бывшего СССР – Молдавии, которая входить в это объединение отказалась. В 2017 г. на миграционный учет в России было поставлено 542 тыс. граждан РМ, 227 тыс. из которых указали в качестве цели прибытия работу. Спустя пять лет, в 2022 г., количество регистраций граждан Молдавии сократилось более чем втрое и составило всего 162,8 тыс., а работу в качестве цели прибытия указали из них всего 65,2 тыс. То есть объем трудовой миграции в Россию сократился за это время в четыре раза. По объему денежных переводов из России Молдавии в 2021 г. (288 млн долл.) заняла предпоследнее место среди стран СНГ, опередив лишь Белоруссию (274 млн долл.), для которой внешняя трудовая миграция особой роли никогда не играла. Правда, самое последнее место в этом рейтинге занимала Туркмения. Но она, введя в 1999 г. с Россией визовый режим, денежных переводов из нее в 2021 г. вообще не получала.
Так что властям Армении есть смысл еще и еще раз задуматься о потерях в случае выхода из ЕАЭС. Правда, этот совет действенен лишь при условии, что они – власти – заботятся о народе, а не о своей репутации в глазах западных «доброхотов».