Деятельность многочисленных НПО, действующих в Абхазии с «легкой руки» западных структур, вызывает немало вопросов с точки зрения внутри- и внешнеполитической безопасности страны. Число же таких организаций отнюдь не исчерпывается теми, что были упомянуты в нашей первой публикации.
Скажем, НПО «Алерт» – подразделение британско-евросоюзовской организации с тем же названием. У неё имеется Попечительский совет, включающий комитет по стратегии, риску и аудиту и консультирующий, по официальным данным этой структуры, «по вопросам организационной стратегии, управления риском и необходимого аудита». Уже эта информация заставляет сомневаться в сугубо благотворительной деятельности указанной транснациональной НПО. У неё – «около 250 сотрудников, работающих в 154 странах (!), в т. ч. команда экспертов по «миростроительству с конкретной областью специализации» (выделено нами. – Авт.).
Небезынтересен и «Абхазский фонд социальных и культурных инициатив», изначально работающий в сотрудничестве со структурами Чехии. Известно опять же, по официальной информации, что главная цель этого НПО – сделать свой онлайн-сайт «первым в Абхазии пилотным проектом проверки фактов в новостях, касающихся важных общественных событий». Между тем никакая властная структура Абхазии не уполномочивала эту НПО на такую, по сути, разведывательную деятельность. Структура даже не шифруется, сообщая, что параллельно с созданием сайта «проведена PR-кампания, направленная на продвижение важности инициатив по проверке фактов в борьбе с дезинформацией, распространяющейся в общественном пространстве». При запуске сайта, и это тоже не скрывается, «активно использовался опыт, полученный во время стажировок в Чехии».
Вывод напрашивается сам собой: эта структура не столько борется с дезинформацией, сколько ее тиражирует.
Образно говоря, гибридная работа была характерна и для действовавшей в стране транснациональной НПО «Движение против голода». Это было выявлено профильными органами Абхазии еще в мае 2022 года. Тогда же деятельность этой НПО была запрещена. В соответствующем решении указывалось, что «часть проекта «Движение против голода» предусматривает вовлечение молодежи Абхазии и Грузии в так называемый «межкультурный диалог» путем совместных семинаров в Австрии, Армении, Молдове», что имеет «исключительно политический характер и направлено на продвижение задач властей Грузии в отношении Республики Абхазия». Показательно, что сухумский офис этой НПО возглавлял австриец.
Обращает на себя внимание и абхазская НПО «Молодежное творческое объединение» (МТО). По имеющимся данным, оно прекратило свою деятельность в начале 2000-х, но было восстановлено в ноябре 2023-го в виде «Союза творческой молодежи Абхазии».
Характерно, что, как отмечалось самой организацией, «одним из самых важных достижений МТО стало установление (в Гудауте) в период перестройки, т. е. во второй половине 1980-х годов, Мемориального камня, посвященного абхазским махаджирам» (абхазы, переселявшиеся в Турцию в 1860-1870-х годах), с преодолением сопротивления «на всех уровнях советского правительственного и партийного руководства». Тогда же была «заложена традиция ежегодного проведения мемориальных шествий в день окончания Кавказской войны». Кстати, в 2018 г. в Гудауте на побережье открыт мемориальный комплекс «в память о жертвах Кавказской войны - махаджирах и времени, когда абхазов насильно переселяли в Османскую империю». Антироссийский подтекст такой мемориализации очевиден. Не случайно этот проект был поддержан эмигрантскими организациями в Турции, а возможно, и некоторыми турецкими официальными структурами.
Известно также, что, например, НПО «Детский фонд Абхазии», фонд «Панорама», «Амилат Ресурскуа», «Гульрипшская молодежная ассоциация», «Молодежная инициатива Ткуарчала» (бывший центр добычи, прекращенной к середине 2010-х, крупных запасов коксующегося угля на северо-востоке Абхазии), «Эдельвейс» (приграничный с Грузией Гальский район), «Гражданская инициатива и человек будущего» участвуют в различных международных программах при финансовой поддержке ООН и Еврокомиссии. Общий бюджет означенных НПО оценивается в 2,5-4 млн долл., и не факт, что это – сугубо гуманитарные-благотворительные программы.
Обращали ли внимание на это абхазские власти? Да. Еще в сентябре 2008 г. президент Абхазии Сергей Багапш отмечал, что проявляется желание некоторых групп грузинского населения, эмигрировавших из Абхазии, «к возвращению в нашу страну. И мы могли бы, при развитии этой тенденции, ввести, например, в части Гальского района национально-автономный округ». В то же время, по словам С. Багапша, одновременно возникало немало НПО, заинтересованных в том, чтобы эта тенденция была фактически вне контроля со стороны властей Абхазии. В связи с чем, делал вывод глава непризнанной республики, «я не исключаю, что к такой деятельности причастны власти Грузии, вынашивающие идею некоего «врастания» Абхазии в состав Грузии».
По мнению С. Багапша, НПО, выступающие за сближение Тбилиси и Сухума вне контроля со стороны Абхазии, «прямо или косвенно способствуют дестабилизации нашей страны, провоцируя проблемы и в союзнических отношениях Абхазии с Россией».
Такие оценки небезосновательны. Вынесены они – обратим внимание – более 15 лет назад, но действенных выводов не сделано. Разве не сами за себя говорят слова главы абхазского МИД Инала Ардзинбы, сказанные в конце 2021 г. при общении с руководителями НПО: «У нас очень талантливая молодежь. Если вы будете нашу молодежь поддерживать, мы будем очень благодарны вам». Более того: «Ожидаем серьезных гуманитарных результатов вашей работы в контексте аполитичности, гуманизма и максимальной результативности. Все, что мы можем сделать, окажем содействие и поможем».
Вызывает недоумение фактически покровительственное отношение абхазских властей к внедрению в республике все новых десятков организаций, занимающихся, по сути, антигосударственной деятельностью. Причем и косвенно, и напрямую направленной на осложнение отношений республики с ее единственным стратегическим союзником – Россией. Что в известной мере удалось в ходе волнений в конце 2024-го.
Надо прямо сказать: вольные или невольные попытки Сухума усидеть на двух стульях, а тем более шантажировать Россию возможностью «уйти» в Грузию (или довериться Турции) ни к чему хорошему не приведут. Долготерпению Москвы рано или поздно придет конец.
В любом случае во имя сохранения социально-политической стабильности в республике назрела полномасштабная инвентаризация всех НПО, действующих в Абхазии. Их число, напомним, едва ли не рекордное среди регионов бывшего СССР. Уже этот факт – весомый повод руководству Абхазии задуматься.