В Приднестровье продолжается энергетический кризис, который уже в ближайшие 10 дней, когда по расчетам приднестровских хозяйственников закончатся запасы газа, может перерасти в настоящую гуманитарную катастрофу.
Начиная с 1 января в связи с прекращением транзита российского газа через территорию Украины и неурегулированностью финансовых отношений между ПАО «Газпром» и АО «Молдовагаз» была прервана подача газа в Приднестровье. В результате в непризнанной республике прекращено газоснабжение сёл и частной жилой застройки в городах, подача тепла и горячей воды в многоквартирные дома, действуют веерные отключения электроэнергии. В связи с кризисной ситуацией, сложившейся в энергетике, в ПМР с конца декабря прошлого года введено чрезвычайное экономическое положение.
Приднестровье все также остается без газа. Кроме того, из-за политики Молдовы теперь и ПМР будет делать «буржуйки», закупать твердотопливные котлы и генераторы. Сейчас все чаще в Тирасполе можно увидеть дым из труб. Люди пытаются согреться. С 3 января в Приднестровье – веерные отключения электричества, в многоквартирных домах нет отопления и горячей воды, тогда как на улице температура воздуха ниже нуля.
Ситуация с каждым днем становится все труднее. С 1 января зафиксировано 49 возгораний. Из-за энергетического кризиса уже погибло четыре человека в пожарах и от отравления угарным газом, двадцать пять пострадали. При этом угля для выработки электроэнергии в регионе осталось до середины февраля, а газа для приготовления пищи лишь на 10 дней. В Приднестровье все готовы к оперативному реагированию на изменение ситуации.
Все это время как приднестровская, так и российская стороны искали варианты для возобновления поставок газа на левый берег Днестра. 15 января глава непризнанной ПМР Вадим Красносельский после краткосрочного визита в Москву сообщил, что Россия в ближайшее время начнет гуманитарные поставки газа в Приднестровье. По его словам, «потерпеть осталось совсем немного». Российский газ будет подан как гуманитарный – в том объеме, который нужен для населения Приднестровья, для теплоэнергетики и для промышленных предприятий.
Договоренность об этом была достигнута на уровне Министерства энергетики России и основывалась на заверениях официального Кишинева в том, что никаких препятствий для поставок газа в регион и спасения его от гуманитарной катастрофы чинится не будет. Однако последние события показывают, что поставки газа сталкиваются с противодействием властей Молдовы, которые стремятся усугубить гуманитарный кризис в Приднестровье.
Надо сказать, что наиболее реалистичные и независимые эксперты сразу сомневались в искренности высших молдавских официальных лиц – президента Майи Санду, премьера Дорина Речана и вице-премьера по реинтеграции Олега Серебряна. Для этого достаточно было вспомнить прошлогоднюю историю с попыткой закупки и транспортировки в Гагаузскую автономию природного газа, который был в два раза дешевле закупаемого государственной компанией Energocom, которую контролирует правительство Молдовы. Тогда башкан Гагаузии Евгения Гуцул подписала контракт на поставку дешевого газа из Турции, были определены плательщик и компания, которая займется транспортировкой этого газа, но в последний момент правительство аннулировало лицензию у этой компании.
Создание такого рода прецедента наглядно продемонстрировало бы, что вполне возможно закупать газ не по космическим ценам, как это делает правительство, а с учетом заботы о населении, в данном случае – о населении Гагаузской автономии. Понятно, что допустить это Санду и К° никак не могли! В этом случае стало бы ясно, что госкомпания Energocom – это изначально сплошное мошенничество, фирма-прокладка, абсолютно непрозрачная, через которую удобно крутить схемы по покупке газа по секретным ценам. Никакого иного смысла в существовании «госкомпании Energocom» нет. Никогда ранее ни у одного правительства Молдовы не возникало нужды в таком лишнем звене для покупки газа и электроэнергии. Появилась такая фирма только при Санду и ее приближенном Спыну, занимавшем пост министра энергетики и инфраструктуры, то есть коррупция на энергоресурсах не только расцвела, но и стала делом государевым.
Что касается ситуации вокруг Приднестровья, то здесь давление Кишинева обусловлено еще и стремлением взять под контроль непокорный регион, который уже больше 30 лет демонстрирует способность обходиться без таких «прелестей», как один-единственный государственный язык, западные стандарты демократии и евроинтеграция.
Поэтому, когда Санду публично заявила, что Кишинев не будет мешать Приднестровью получать российский газ, мало кто поверил, что поставки газа в Приднестровье не встретят никаких препон. И действительно, как только преодоление энергетического кризиса в ПМР стало реальным, Санду заявила, что гуманитарные поставки российского газа в республику являются незаконными, так как, мол, нарушают международные санкции.
Молдавские юристы прокомментировали заявление главы государства, определив это как бред. И действительно, частная компания Natural Gaz D.C. подписала рамочный договор с предприятием «Тираспольтрансгаз» о том, что она готова закупать газ в Европе, ни о каком «Газпроме» речь не идет. По всем юридическим нормам это прозрачная процедура, которая отвечает всем правилам. А вот искусственное затягивание кризиса, блокирование поставок газа для Приднестровья – это уже можно квалифицировать как международное преступление против гражданского населения.
В этой ситуации руководство ПМР, руководствуясь интересами населения региона, выразило готовность по максимуму возможностей выполнить условия, выдвигаемые Кишиневом. Глава Приднестровья Вадим Красносельский направил очередное обращение к президенту Майе Санду.
«Уважаемая госпожа Санду, Вы и Ваше окружение неоднократно ссылались на монопольное право АО «Молдовагаз» в отношении поставок природного газа в Приднестровье. Это – Ваша позиция. Мы действуем в интересах граждан, которые сейчас замерзают в квартирах, в интересах подопечных социальных учреждений, в интересах предприятий, которые простаивают из-за отсутствия газоснабжения.
Приднестровье готово к закупке природного газа через «Молдовагаз», о чем молдавский поставщик был уведомлен 18 января текущего года. «Тираспольтрансгаз» направил в адрес «Молдовагаз» официальное письмо, в котором просит в кратчайшие сроки обозначить механизм заключения сделки, порядок действий, участников процесса. Сегодня уже 20 января. Ответа нет. Я прошу отказаться от политизации вопроса и вспомнить о людях. Чтобы выполнить условия, необходимо их знать», – говорится в обращении Красносельского.
«Все пытаются выжать максимум из газовой проблемы. Ищут заговоры. Нет заговора, есть холод в домах у людей», – отметил глава республики. Он также добавил: после того, как Приднестровье нашло поставщика газа, имеющего лицензию в Молдове, началось «яростное сопротивление» Кишинёва. «Условие по поставке через «Молдовагаз» принято. Тирасполь ждёт ответа Кишинёва», – заключил Красносельский.
Ну, а президент Молдовы Санду продолжает искать причины, чтобы не поставлять газ в Приднестровье. «Мы готовы при поддержке доноров, это очень важно отметить, оказать финансовую помощь левому берегу, но это может произойти, когда российская армия уйдет с левого берега и когда миссия миротворцев будет заменена на гражданскую миссию под эгидой ООН или ЕС», – заявила она. Это крайне странный разворот, так как несколькими днями ранее она вроде бы была готова на поставку газа без всяких предварительных условий.
Предложение молдавского «президента диаспоры» заранее обречено на провал. Она знает об этом, но продолжает чинить препоны поставкам газа на левый берег Днестра, играя жизнями граждан Молдовы, проживающих там. Расчет циничный – ответить блокадой тем людям, которые никогда за нее и ее партию PAS не проголосуют. К тому же, если блокада Приднестровья будет прорвана, это станет еще одним сильным поражением лично Санду и правящей партии PAS.
Пока сложно сказать, чем закончатся попытки доставить газ в замерзающее Приднестровье. Хочется надеяться, что уже в ближайшие дни газ пойдет в регион, люди смогут нормально жить в тепле, готовить пищу, работать на предприятиях, которые были остановлены в связи с энергетическим кризисом, и в Приднестровье восстановятся нормальные человеческие условия для жизни.