Каспий: региональная безопасность и опасные планы Запада - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.01.2025 |

Каспий: региональная безопасность и опасные планы Запада

Средства массовой пропаганды коллективного Запада заметно нервничают по поводу заключения (аж на 20 лет) исторического прорывного договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и Ираном, направленного на углубление сотрудничества практически во всех сферах, включая оборону, борьбу с терроризмом, энергетику, финансы, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, культуру, науку и технологии.

По оценке агентства Bloomberg, данное соглашение станет «лучшей защитой Ирана от неопределённости, которую принесёт с собой новая администрация Дональда Трампа, и от враждебного подхода максимального давления, который он возродит».

Несмотря на то что договор еще предстоит ратифицировать, нетрудно догадаться, отчего так ярится коллективный Запад. Российско-иранский договор явно приближает момент, когда Тегеран ратифицирует Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. А в ней – напомним – содержатся статьи, касающиеся сотрудничества прикаспийских государств в целях сохранения Каспийского моря в качестве зоны мира, добрососедства и дружбы на основе запрета на присутствие здесь вооружённых сил, не принадлежащих стран «пятерки». Совершенно очевидно, что лидерами государств Владимиром Путиным и Масудом Пезешкианом обсуждались более амбициозные задачи и существующие риски и вызовы, нежели официально озвученные «рамочные» положения.

Напомним, что 2 августа 2018 года в казахстанском городе Актау Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном была подписана Каспийская конвенция, определяющая правовой статус моря и территориальное разграничение акватории и дна. Парламент Ирана до сих пор её не ратифицировал, ссылаясь на то, что до конца не разработана методика определения «прямых исходных линий», от которых и отсчитываются территориальные воды.

По информации ведущих специалистов, Тегеран настаивает на делении как водной поверхности, так и дна Каспийского моря на равные части – по 20% каждой стороне, что увеличило бы его сектор в два раза в соотношении с береговой линией, однако Россия против деления акватории Каспия, так как это нарушило бы сложившийся за последние десятилетия режим хозяйственного пользования водоёмом.

Азербайджан, Казахстан и Туркменистан придерживаются «медианного» метода раздела каспийского дна и акватории (линия, каждая точка которой находится на равном удалении от соответствующих ближайших точек на побережьях этих государств). В таком случае Ирану доставалось бы лишь 14%, что, конечно же, его не устраивает, учитывая, что этот участок может оказаться беден на ресурсы.

Отсюда высказывается предположение, что метод установления исходных прямых линий должен быть определён в процессе пятисторонних переговоров прикаспийских стран. В отношении дна и ресурсов  вопрос урегулирован в северной части Каспийского моря путем заключения двусторонних или трехсторонних соглашений, остаётся южная часть – и здесь Ирану необходимо как-то договориться с Туркменистаном и Азербайджаном.

В то же время существуют гораздо большие риски и вызовы, связанные с попытками государств, не принадлежащих к прикаспийской «пятерке», обеспечить на Каспии свое военное присутствие. В частности, резкую негативную реакцию Тегерана вызвали азербайджано-турецкие военные учения в сентябре 2021 года на побережье и в акватории Каспийского моря, к которым позже присоединился Пакистан. Иран тут же сослался на статью конвенции о незаконности проведения подобных учений. Однако формально Азербайджан её положений не нарушал, поскольку в силу она вступает только после ратификации всеми участниками «каспийской пятёрки».

Военной фактор остро стоит на повестке дня не только Ирана, но и, например, Казахстана, где отдельные эксперты опасаются появления на Каспии представителей НАТО или третьих стран, что несет серьёзную угрозу для региона и нарушает не только целостность его безопасности, но и достигнутые договоренности между государствами. Кроме того, остается лазейка для создания военных баз, предназначенных для ведения военных действий против некаспийских государств.

Недаром на одном из каспийских саммитов президент РК Касым-Жомарт Токаев заострил внимание на важности Каспийского моря «в условиях беспрецедентного глобального шторма, в силу его геостратегического расположения, наличия богатейших природных ресурсов, а также уникального транзитного потенциала». По словам казахстанского лидера, актауский саммит «продемонстрировал всему мировому сообществу, что прикаспийские государства способны решать сложнейшие вопросы исключительно мирным путем, в духе добрососедства и дружбы».

Кстати, по мнению ряда западных аналитиков, в стратегическом мышлении Вашингтона Каспийское море является «геополитической чёрной дырой». Например, в стратегии национальной безопасности США, стратегии США по Центральной Азии, стратегической концепции НАТО, а также заявлениях о позициях Европейского (EUCOM) и Центрального (CENTCOM) командований США, в зоне ответственности которых находится регион, Каспийское море вообще не упоминается.

К слову, еще в 2023 году эксперты организации Heritage Foundation придумывали некий «грандиозный план», который может быть применен военно-политическим руководством США и их партнерами в целях достижения своих геополитических целей в «каспийском вопросе».

Во-первых, «учёные мужи» призвали к увеличению дипломатического присутствия США высокого уровня в регионе, поскольку высокопоставленные российские, китайские и иранские официальные лица регулярно посещают Баку, Астану и Ашхабад, а за последний период не так много «серьезных американцев» посещали эти страны.

Во-вторых, необходим «творческий» подход к военно-морскому сотрудничеству: так как ВМС США никогда не будут физически присутствовать на Каспии, Вашингтон должен активно предоставлять возможности для обучения, обмена офицерами и модернизации оборудования, тем самым он будет неплохо осведомлен о морских и прочих возможностях на Каспии.

В-третьих, надо навязать государствам применение опыта береговой охраны США, что позволит НАТО «приблизиться» к Каспийскому региону.

В-четвёртых, Вашингтон должен «оказывать помощь» странам региона в улучшении безопасности и обороноспособности, в том числе США должны работать с Турцией «над повышением безопасности и военного потенциала партнеров в регионе. В некоторых странах, таких как Туркменистан, США должны стремиться к углублению связей в сфере обороны и безопасности, но не открыто и не публично».

В-пятых, оказывать помощь странам региона по применению на Каспии опыта создания береговой обороны Украины в Чёрном море. В частности, НАТО может применить опыт Украины при создании новой концепции береговой обороны и концепции операций (CONOPS), основанной на возможностях роботизированной войны, информационном превосходстве и преимуществе противокорабельных ракет, которые могут быть актуальны на Каспийском море.

Ну и наконец, оказывать военную помощь в обеспечении безопасности региональным партнерам, активизируясь и устраняя бюрократические препятствия, мешающие в этом вопросе.

Отметим, что, пока США строят имперские планы, тихо и мирно началась подготовка форума «Транспортная логистика Каспийского региона 2025», посвящённого актуальным вопросам грузоперевозок по транспортному коридору «Север-Юг» и сопредельным маршрутам, на котором в Астрахани ожидается более 250 делегатов из России, Ирана, ОАЭ, Индии, Туркменистана, Казахстана, Беларуси, Азербайджана и других стран.

То ли ещё будет...

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
748
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика