Средства массовой пропаганды коллективного Запада заметно нервничают по поводу заключения (аж на 20 лет) исторического прорывного договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и Ираном, направленного на углубление сотрудничества практически во всех сферах, включая оборону, борьбу с терроризмом, энергетику, финансы, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, культуру, науку и технологии.
По оценке агентства Bloomberg, данное соглашение станет «лучшей защитой Ирана от неопределённости, которую принесёт с собой новая администрация Дональда Трампа, и от враждебного подхода максимального давления, который он возродит».
Несмотря на то что договор еще предстоит ратифицировать, нетрудно догадаться, отчего так ярится коллективный Запад. Российско-иранский договор явно приближает момент, когда Тегеран ратифицирует Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. А в ней – напомним – содержатся статьи, касающиеся сотрудничества прикаспийских государств в целях сохранения Каспийского моря в качестве зоны мира, добрососедства и дружбы на основе запрета на присутствие здесь вооружённых сил, не принадлежащих стран «пятерки». Совершенно очевидно, что лидерами государств Владимиром Путиным и Масудом Пезешкианом обсуждались более амбициозные задачи и существующие риски и вызовы, нежели официально озвученные «рамочные» положения.
Напомним, что 2 августа 2018 года в казахстанском городе Актау Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном была подписана Каспийская конвенция, определяющая правовой статус моря и территориальное разграничение акватории и дна. Парламент Ирана до сих пор её не ратифицировал, ссылаясь на то, что до конца не разработана методика определения «прямых исходных линий», от которых и отсчитываются территориальные воды.
По информации ведущих специалистов, Тегеран настаивает на делении как водной поверхности, так и дна Каспийского моря на равные части – по 20% каждой стороне, что увеличило бы его сектор в два раза в соотношении с береговой линией, однако Россия против деления акватории Каспия, так как это нарушило бы сложившийся за последние десятилетия режим хозяйственного пользования водоёмом.
Азербайджан, Казахстан и Туркменистан придерживаются «медианного» метода раздела каспийского дна и акватории (линия, каждая точка которой находится на равном удалении от соответствующих ближайших точек на побережьях этих государств). В таком случае Ирану доставалось бы лишь 14%, что, конечно же, его не устраивает, учитывая, что этот участок может оказаться беден на ресурсы.
Отсюда высказывается предположение, что метод установления исходных прямых линий должен быть определён в процессе пятисторонних переговоров прикаспийских стран. В отношении дна и ресурсов вопрос урегулирован в северной части Каспийского моря путем заключения двусторонних или трехсторонних соглашений, остаётся южная часть – и здесь Ирану необходимо как-то договориться с Туркменистаном и Азербайджаном.
В то же время существуют гораздо большие риски и вызовы, связанные с попытками государств, не принадлежащих к прикаспийской «пятерке», обеспечить на Каспии свое военное присутствие. В частности, резкую негативную реакцию Тегерана вызвали азербайджано-турецкие военные учения в сентябре 2021 года на побережье и в акватории Каспийского моря, к которым позже присоединился Пакистан. Иран тут же сослался на статью конвенции о незаконности проведения подобных учений. Однако формально Азербайджан её положений не нарушал, поскольку в силу она вступает только после ратификации всеми участниками «каспийской пятёрки».
Военной фактор остро стоит на повестке дня не только Ирана, но и, например, Казахстана, где отдельные эксперты опасаются появления на Каспии представителей НАТО или третьих стран, что несет серьёзную угрозу для региона и нарушает не только целостность его безопасности, но и достигнутые договоренности между государствами. Кроме того, остается лазейка для создания военных баз, предназначенных для ведения военных действий против некаспийских государств.
Недаром на одном из каспийских саммитов президент РК Касым-Жомарт Токаев заострил внимание на важности Каспийского моря «в условиях беспрецедентного глобального шторма, в силу его геостратегического расположения, наличия богатейших природных ресурсов, а также уникального транзитного потенциала». По словам казахстанского лидера, актауский саммит «продемонстрировал всему мировому сообществу, что прикаспийские государства способны решать сложнейшие вопросы исключительно мирным путем, в духе добрососедства и дружбы».
Кстати, по мнению ряда западных аналитиков, в стратегическом мышлении Вашингтона Каспийское море является «геополитической чёрной дырой». Например, в стратегии национальной безопасности США, стратегии США по Центральной Азии, стратегической концепции НАТО, а также заявлениях о позициях Европейского (EUCOM) и Центрального (CENTCOM) командований США, в зоне ответственности которых находится регион, Каспийское море вообще не упоминается.
К слову, еще в 2023 году эксперты организации Heritage Foundation придумывали некий «грандиозный план», который может быть применен военно-политическим руководством США и их партнерами в целях достижения своих геополитических целей в «каспийском вопросе».
Во-первых, «учёные мужи» призвали к увеличению дипломатического присутствия США высокого уровня в регионе, поскольку высокопоставленные российские, китайские и иранские официальные лица регулярно посещают Баку, Астану и Ашхабад, а за последний период не так много «серьезных американцев» посещали эти страны.
Во-вторых, необходим «творческий» подход к военно-морскому сотрудничеству: так как ВМС США никогда не будут физически присутствовать на Каспии, Вашингтон должен активно предоставлять возможности для обучения, обмена офицерами и модернизации оборудования, тем самым он будет неплохо осведомлен о морских и прочих возможностях на Каспии.
В-третьих, надо навязать государствам применение опыта береговой охраны США, что позволит НАТО «приблизиться» к Каспийскому региону.
В-четвёртых, Вашингтон должен «оказывать помощь» странам региона в улучшении безопасности и обороноспособности, в том числе США должны работать с Турцией «над повышением безопасности и военного потенциала партнеров в регионе. В некоторых странах, таких как Туркменистан, США должны стремиться к углублению связей в сфере обороны и безопасности, но не открыто и не публично».
В-пятых, оказывать помощь странам региона по применению на Каспии опыта создания береговой обороны Украины в Чёрном море. В частности, НАТО может применить опыт Украины при создании новой концепции береговой обороны и концепции операций (CONOPS), основанной на возможностях роботизированной войны, информационном превосходстве и преимуществе противокорабельных ракет, которые могут быть актуальны на Каспийском море.
Ну и наконец, оказывать военную помощь в обеспечении безопасности региональным партнерам, активизируясь и устраняя бюрократические препятствия, мешающие в этом вопросе.
Отметим, что, пока США строят имперские планы, тихо и мирно началась подготовка форума «Транспортная логистика Каспийского региона 2025», посвящённого актуальным вопросам грузоперевозок по транспортному коридору «Север-Юг» и сопредельным маршрутам, на котором в Астрахани ожидается более 250 делегатов из России, Ирана, ОАЭ, Индии, Туркменистана, Казахстана, Беларуси, Азербайджана и других стран.
То ли ещё будет...