Комплексная поддержка зарубежных проектов РФ-ЕАЭС всё более востребованна - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.01.2025 |

Комплексная поддержка зарубежных проектов РФ-ЕАЭС всё более востребованна

Правительство России в конце 2024 г. утвердило пакет решений по поддержке инфраструктурных проектов РФ за рубежом. Аналогичные меры приняты или планируются в 2025 году другими странами ЕАЭС. Стимулы к тому – расширение ареала стран БРИКС с учетом девяти стран-партнеров по диалогу с БРИКС и растущая предрасположенность всё большего числа дружественных РФ и ЕАЭС стран к более активному экономическому взаимодействию с РФ-ЕАЭС. Смежный фактор такой внешнеэкономической политики – успешное функционирование зон свободной торговли РФ-ЕАЭС с Ираном, Вьетнамом, планируемые на 2025 год ЗСТ с Индонезией, ОАЭ, Монголией, Египтом и развитие МТК «Север-Юг».

Между тем с 2024 по начало 2030-х гг. запланированы или уже частично реализуются проекты транспортного строительства РФ с участием Белоруссии в более чем 20 странах дальнего зарубежья. Включая, например, создание единой ж/д сети в Конго-Киншасе и Экваториальной Гвинее, продление Транскамерунской ж/д в соседние Чад и ЦАР, ж/д строительство в Мали. Это и развитие транспортной сети в западноафриканской Гане, а также в Лаосе, Монголии, Иране, Никарагуа, Венесуэле, на Кубе (в том числе в свободной портовой зоне «Мариель»); сооружение протяженного нефтепровода в Конго-Браззавиле. Плюс к тому в портах ряда упомянутых стран в 2025-27 гг. планируется предоставить РФ-ЕАЭС налоговые льготы, минимальные тарифы на транзит и обслуживание грузовых судов.  

Уже только эти проекты требуют комплексной поддержки со стороны России и в целом – Евразийского союза.

В конце ноября 2024 г. Антон Алиханов, глава Минпромторга РФ, в ходе заседания комитета Совета Федерации по экономической политике сообщил об обновленной версии нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Точнее, это частичное (40-80%) или даже полное госсубсидирование российского бизнеса, участвующего в означенных проектах, либо представление ему льготных кредитов, налоговых и смежных льгот на период разработки/реализации таких проектов.

Параллельный вектор господдержки – «это раскатка перспективных транспортных маршрутов, то есть субсидирование широким фронтом логистических компаний, работающих за рубежом. Имею в виду, – отметил А. Алиханов, – МТК «Север-Юг», маршруты в сторону бассейна Индийского океана и, конечно, дальневосточное направление». Причем географию и меры господдержки в этой сфере «придется актуализировать, поскольку растет количество государств, готовых вступить в БРИКС или стать ассоциированными членами этого объединения».

Упомянутые меры поддержки предписано оказывать с текущего года в рамках нового федерального проекта «Создание зарубежной инфраструктуры», рассчитанного до 2030 года включительно с возможным последующим продлением. На финансирование этого проекта в госбюджете РФ на 2025 год заложено 837,1 млн рублей, в 2026 и 2027 годах – по 1 млрд рублей.

Напомним, что создание зарубежной сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ) – российских и совместных со странами-партнерами по ЕАЭС и с дружественными странами дальнего зарубежья – было предложено в начале 2020-х международной транспортной группой РФ FESCO (морские внешнеторговые и транзитные перевозки). Затем эту идею поддержала группа бизнес-компаний «Дело», была получена поддержка от других бизнес-ассоциаций. Эту инициативу поддержал Владимир Путин в апреле 2024 года в ходе съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.

На том же съезде глава совета директоров FESCO Андрей Северилов предложил ввести также «режим максимального благоприятствования в РФ-ЕАЭС для отечественных морских операторов перед зарубежными». Он пояснил, что «в настоящее время нам запрещен (с 2023 г. – Ред.) вход в западные порты. Скажем, швейцарский международный морской оператор (Швейцария – одна из стран «удобного флага». – Ред.) начинает активно работать и на внутреннем, то есть российском, рынке. Нам вход в западные рынки запрещен, а мы позволяем работать швейцарской компании в России. Мы считаем, что это некорректно».

В ответ президент РФ заявил, что «запреты иногда невыгодны, если мы хотим обеспечить собственный рынок чем-то. Хотя сама постановка вопроса, конечно, правильная».

Примечательно в этой связи мнение первого заместителя гендиректора группы компаний «Дело» Александра Иодчина: «В России накоплен значительный опыт по созданию транспортной инфраструктуры – его нужно использовать в рамках международных проектов, направленных на освоение новых внешнеторговых рынков и развитие кооперации». Эксперт пояснил, что такие проекты позволят «приблизиться к транспортному суверенитету России. И дополнительно повысить конкурентоспособность российских товаров, российских экспортеров на международной арене». Тем более что создание системы ТЛЦ за границей открывает «достаточно большое зарубежное пространство и для инвестиций, и для стабильной работы российских инфраструктурных компаний».

Основные международные транспортно-логистические ареалы и цепочки (начало 2020-х)

Поясним, что ТЛЦ предназначены не только для ускорения реализации транспортных и смежных проектов за рубежом, но также для ускоренного продвижения экспортной товарной продукции, инвестиций в производственные отрасли дружественного зарубежья. Соответственно, в этом сегменте создание в ближайшие годы Россией-ЕАЭС зарубежных ТЛЦ считается, по оценке ряда бизнес-структур, наиболее оптимальным в Египте, Индии, Иране, КНР, Шри-Ланке, Танзании, Вьетнаме, Малайзии и Бразилии.

Нелишне отметить, что «свои» и многосторонние зарубежные ТЛЦ страны Запада давно уже создали более чем в 80 странах. Причем эти объекты небезосновательно именуются «каналами проникновения» в экс-колонии и другие страны. Скажем, такие центры созданы Францией в большинстве ее бывших, притом многочисленных колоний. Всё активнее такие центры создает КНР: к настоящему времени они действуют почти по всему миру, включая страны Центральной Азии, РФ, Белоруссию, Иран, Юго-Восточную и Южную Азию, ряд стран Африки, Латинской Америки, Австралию, ряд стран ЕС.

...Китайский экономист У Цзин в 2021 году сетовал, что «масштабы и эффективность участия РФ в глобальных логистических цепочках пока не соответствуют масштабам и потенциалу российской экономики. Поэтому становится актуальной разработка новых мер, позволяющих использовать имеющиеся конкурентные преимущества РФ с целью более эффективного участия страны в глобальных логистических цепочках, усиливающего использование этих преимуществ».

С учетом отмеченных тенденций политики в данной сфере упомянутое мнение вполне можно считать устаревшим...

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
284
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика