Председатель правительства Армении Никол Пашинян в ходе участия во Всемирном экономическом форуме в Давосе повстречался с генсеком НАТО Марком Рютте и обсудил с ним, как сообщила пресс-служба армянского премьера, «возможности развития сотрудничества Армения–НАТО, подчеркнув важность эффективной реализации двусторонней повестки».
Там же, в Давосе, Пашинян сообщил о внесении на рассмотрение парламента страны законопроекта о вступлении в Евросоюз. «Есть большая вероятность, что наш парламент примет этот закон, что юридически будет означать, что мы начинаем процесс еще большего сближения с ЕС», - подчеркнул он.
Эти факты последних дней не оставляют никаких сомнений в том крене в сторону ЕС и НАТО, который откровенно демонстрирует Армения, что автоматически означает курс на обострение отношений с Россией. Как же это не вяжется с заверениями министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна об атмосфере взаимопонимания, будто бы царящей в армяно-российском диалоге.
О каком взаимопонимании может говорить чиновник, если Ереван стремительно сближается с противниками России. Тот же Рютте – запатентованный русофоб, сторонник оказания военной помощи киевскому режиму и сдерживания России по всему миру. НАТО давно перешёл от сдерживания России на восточном фланге к многоплановому противостоянию с ней. Пробираясь в Армению, альянс стремится создать России проблемы в Закавказье.
Не исключаем, что у голландца Рютте есть на то и личные причины. В 1960-х годах Москва оказала военную поддержку Индонезии – бывшей голландской колонии, которую Амстердам не желал выпускать из рук. Присутствие советских подводников, авиаторов и других военспецов в Индонезии заставили голландцев смириться с утратой колониальных владений.
Но личные мотивы генсека, разумеется, не заслоняют общего курса НАТО. Альянс хочет вытеснить Россию из Закавказья – традиционной зоны многовекового российского влияния. В силу географического фактора не бывает России без Закавказья и Закавказья без России. НАТО лезет в Армению с единственной целью – разжечь ещё один вооружённый конфликт у российских рубежей.
Смешно слышать и слова Еревана о стремлении к членству в ЕС. Армения находится от Европы в тысячах километров, на противоположном берегу Чёрного моря, да ещё не имея к этому морю прямого выхода. Как должны выглядеть границы ЕС, если включать Армению в его состав?
И еще вопрос, которым в Ереване, конечно, задаются, но от ответа на который даже перед самими собой уклоняются. Почему Турцию, влиятельную страну с развитой экономикой и являющуюся членом НАТО, подавшую заявку на вступление в ЕС в далёком 1987 г., до сих пор туда не приняли, а маленькую бедную Армению примут?
Объявляя курс на присоединение к ЕС, Пашинян лжет армянам, что это реальная цель. Турция получила статус кандидата на членство в ЕС только в 1999 г. (через 12 лет после подачи заявки). На дворе 2025 г., а Турция до сих пор в статусе кандидата.
Способна ли маленькая и экономически слабая Армения ждать столько лет? И выдержит ли армянская государственность такое испытание? Ведь членство в ЕС автоматически означает либо полное членство в НАТО, либо тесное с ним сотрудничество. В нынешних геополитических условиях членство в НАТО – синоним конфронтации с Россией, поскольку своё существование альянс оправдывает единственной причиной – необходимостью вражды с Россией. Не будет вражды, не будет и смысла существования альянса.
Готов ли Ереван сделать смыслом своего существования вражду с Россией? Учитывает ли, какие последствия это будет для него иметь? Прозападная агентура в коридорах власти Армении полагает, что в случае чего удастся спрятаться за спину НАТО?
Маленькая Армения стала точкой переплетения стратегических интересов крупных держав. Особенно усердствует Франция, которая видит в Армении плацдарм для нанесения ущерба России в отместку за изгнание французских войск из Мали, Нигера, Буркина-Фасо и Центрально-Африканской Республики. Эти государства выбрали сотрудничество с Москвой – от экономики и культуры до обороны и сельского хозяйства.
Уход Парижа из Сахеля, который веками считался геополитической вотчиной французов, угрожает полным крушением его неоколониальной политики. Вывода французских солдат требует Чад. Если французы окончательно покинут чадскую территорию, за Парижем сохранится в Африке всего две крохотных страны – Габон и Джибути. По принципу домино это спровоцирует ухудшение французской экономики, зависящей от дешёвых африканских ресурсов, и падение геополитического авторитета Франции в мировой политике.
Шарль де Голль говорил, что Африка делает Францию великой. Соответственно, без Африки Франция превратится в малозначимого европейского игрока. Правда, Париж сохраняет присутствие в Океании (Французская Полинезия). Если он потеряет и её, Францию можно вычеркнуть из списка великих держав.
Расценивая появление России в Сахеле как русское вторжение на «задний двор» Франции, французы пробираются в Закавказье, видя в нём «задний двор» России. Французские спецслужбы помогают Пашиняну реформировать спецслужбы Армении, пытаются раскачивать ситуацию в соседней Грузии (проигравшая выборы бывшая президент Саломе Зурабишвили – гражданка Франции). Армения получила от французов несколько станций РЛС, артиллерийские орудия Caesar, 50 броневиков VAB MK3, броневики «Бастион», обсуждается поставка систем ПВО.
В Ереване появился военный атташат Франции, при Министерстве обороны Армении – французский военный советник. Стороны подписали соглашение о поставках французской военной техники в случае необходимости защиты территориальной целостности Армении, обмене военными технологиями, совместных учениях и консультационных услугах французских специалистов для ВС Армении. На международных площадках Париж поддерживает Армению в вопросе принадлежности Нагорного Карабаха, отправляет в республику гуманитарную помощь (продукты, генераторы, топливо).
Французская помощь не является незаменимой, при желании Еревана точно такую же помощь армянам могла оказать Россия. Но Пашинян – против, так как от контактов с Западом зависит его политическое выживание. По указке Запада он сворачивает военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с Москвой. В сирийском вопросе Армения тоже не на стороне Москвы. В последние месяцы саперные подразделения ВС Армении в Сирии практически не взаимодействовали с российскими военными.
Обосновавшись в Армении, французы смогут влиять на геополитическую ситуацию в Закавказье. Регион расположен на перешейке, разделяющем Каспийское и Чёрное моря. Французская авиация присутствует в Румынии, расположенной на другой стороне черноморского побережья. Отсюда французские самолёты осуществляют разведывательные полёты над акваторией, отслеживая перемещения российских войск в зоне СВО и в приграничных областях.
Контроль над Чёрным морем нужен Парижу для того, чтобы здесь создавать России помехи на пути к Средиземноморью, омывающему берега Франции. Через Средиземноморье Россия попадает в Африку, используя базы Африканского корпуса МО РФ в Ливии в качестве площадки подскока для доставки грузов и личного состава корпуса в Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Экваториальную Гвинею. Париж стремится перекрыть России выход в Средиземное море, но сначала надо перекрыть России выход в Чёрное море. Для этого и нужна Франции Армения.
НАТО опасается, что со временем в Сахеле могут появиться базы ВКС России, откуда истребители, бомбардировщики и дроны достанут до рубежей альянса в Южной Европе (Франции, Италии, Португалии, Испании, Греции). Если это произойдёт, привычный для НАТО баланс сил нарушится, и на бряцание натовцев оружием у своих западных границ Россия сможет ответить военным присутствием у южных границ альянса.
Ставки высоки, и маленькая Армения может не выдержать геополитической нагрузки. Курс, каковым её ведёт Пашинян, чреват большими потрясениями. НАТО превращает Армению в антироссийский плацдарм не для того, чтобы армяне жили в стабильном процветающем государстве, а чтобы превратить армянский народ в пушечное мясо. Урок Украины в этом смысле весьма поучителен.