Заседание Межправительственного совета Евразийского союза, состоявшееся на днях в Алматы, приняло ряд стержневых решений не только по стимулированию экономической интеграции, но и по внешнеэкономической политике ЕАЭС. В то же время отмечено, что реализация принятых решений не в последнюю очередь предопределяется согласованной внутри- и внешнеэкономической политикой всех стран-участниц Союза.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в выступлении на заседании отметил, что Евразийский союз «за 10 лет своего существования вошел в число самых значимых интеграционных союзов в мире». Что касается экономической динамики, то «за январь-ноябрь 2024-го объемы промышленного производства в Союзе выросли на 4,3%; выполненные строительные работы – на 3%. А оборот розничной торговли прибавил свыше 7,5%». Такие показатели, прежде всего в производственном секторе, стали возможны, по словам премьера РФ, благодаря реализации совместных кооперационных проектов. В качестве приоритетов Союза М. Мишустин выделил дальнейшее развитие трансъевразийских транзитных коридоров, обеспечивающей их логистики и адресное стимулирование межотраслевой кооперации.
Министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Эльдар Алишеров представил предварительные основные итоги реализации «Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года», сообщив, что «на данный момент страны Союза выполнили 72% запланированных мероприятий Стратегии, прежде всего в части промышленной кооперации и повышения конкурентоспособности международных транзитных коридоров в ЕАЭС». Речь идет в первую очередь о МТК «Север – Юг» и транзитных маршрутах КНР/Восточная Азия – ЕАЭС – страны Европы/Ближнего Востока-Средиземноморья.
По оценке ЕЭК, совокупный ВВП ЕАЭС в 2024 году вырос на 4%, что выше среднемировых темпов роста (3,2%) и первоначальных прогнозов по Союзу. Объём взаимной торговли товарами продолжил расти в 2024 г. более высокими темпами по сравнению с внешней и взаимной торговлей в других интеграционных блоках. Он достигнет к 2026 году почти 100 млрд долл.
«2025 год – заключительный в реализации данного стратегического документа, и мы надеемся на достижение максимальных результатов», – подчеркнул министр ЕЭК.
Весьма примечательным было выступление вице-премьера Армении Мгера Григоряна, акцентировавшего внимание на «востребованности модернизации таможенной и логистической инфраструктуры: это особенно важно для страны (то есть для Армении. - Ред.), которая не имеет общих границ с остальной частью ЕАЭС». С учетом известных факторов в Ереване, по имеющейся информации, выступают за пакет соглашений по беспрепятственному грузотранзиту с другими странами Союза через Грузию и Иран, с которым у ЕАЭС действует зона свободной торговли.
В свою очередь, премьер Казахстана Олжас Бектенов предложил ускорить унификацию национальных нормативно-правовых систем в экономической сфере, в том числе в секторе международного транзита. По мнению казахстанской стороны, имеющиеся различия в этих системах нередко усложняют реализацию кооперационных проектов, создавая сложности и в трансъевразийском грузовом транзите. По мнению О. Бектенова, «несовершенство правовой системы Союза позволяет его участникам вводить временные запретительные меры на ввоз продукции» (ряда видов агропромышленной, зерновой продукции, нефтепродуктов. – Ред.). Это, свою очередь, задерживает «и ее транзит через государство, устанавливающее ограничения». Поэтому, как считает казахстанский премьер, «важно заинтересованное участие всех сторон в создании безбарьерной экономической среды».
С этими оценками согласились и другие правительственные делегации. Так, белорусская сторона, председательствующая в 2025-м в ЕАЭС, предложила распространить меры межгосударственной поддержки промышленной кооперации на агропромышленную сферу, что важно для обеспечения стабильной продовольственной безопасности Союза. Как отметил премьер РБ Роман Головченко, «акцент будет сделан на проекты в области селекционной, племенной и семенной работы. Это необходимо и для ценовой стабильности на внутреннем рынке Союза».
Заметим, что, например, в семенном фонде растениеводства стран ЕАЭС фактическая доля импортных семян, по имеющимся данным, превышает 40%, в т. ч. в плодоовощеводстве – не менее 70%. А эта импортируемая продукция дорожает. Уже по этой причине предложение Р. Головченко обоснованно, не случайно оно было одобрено делегациями других стран ЕАЭС.
Схожие оценки и предложения были высказаны премьером Киргизстана Адылбеком Касымалиевым.
Рост интеграционной значимости ЕАЭС проявился также в том, что в заседании Межправсовета участвовали первый вице-президент Ирана Ареф Мохаммед-Реза, премьер-министр Азербайджана Али Асадов, премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов. Основные тезисы их выступлений/предложений по дальнейшему развитию партнерства тех стран с РФ-ЕАЭС сводились к следующему:
- упрощение таможенных и смежных процедур в товарных взаимопоставках и международном грузовом транзите;
- новые совместные программы по комплексному технологическому обеспечению общеевразийских транзитных коридоров;
- ускоренное формирование единого цифрового пространства данных стран и ЕАЭС;
- подготовка проекта соглашения о неприменении на взаимной основе тарифных и других ограничений в торговле ЕАЭС с означенными странами.
В ходе заседания достигнуты договоренности о совместной реализации упомянутых инициатив. А документы, подписанные и согласованные в рамках состоявшегося заседания, в целом отражают предложения и оценки, высказанные в ходе этого форума.
Например, соглашение «О трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах-членах ЕАЭС» предусматривает создание единого биржевого и в целом – финансового пространства Союза. По официальной информации, документ «определяет механизмы, позволяющие ценным бумагам (ЦБ) из одной страны без барьеров поступать на фондовые рынки других государств-участников ЕАЭС, обеспечивая их допуск к организованным торгам». Соответственно, этот документ предписывает гармонизацию правил и стандартов обращения ЦБ в рамках общего экономического пространства. А это повышает доступность рынков для инвесторов «и улучшает ликвидность финансовых инструментов» (имеются в виду возможности своевременных размещения-реализации ЦБ по ценам выше/не ниже рыночных).
Пристального внимания заслуживает также распоряжение об электронной торговле товарами в ЕАЭС: предусмотрено более широкое использование действующих и создание новых площадок – национальных и межстрановых – для развития онлайн торговли. С 2021 г. стоимостной объем оптовой и розничной онлайн торговли в рамках ЕАЭС и стран-наблюдателей Союза (Узбекистан, Куба, Иран) в целом увеличился, по оценкам профильных органов этих стран, минимум втрое к концу 2024 г.
Остановимся еще на одном подписанном документе – решении о внесении изменения в постановление ЕЭК от 14 января 2025 г. «О введении антидемпинговой пошлины (АД) в отношении литых алюминиевых колесных дисков, происходящих из Японии, Королевства Таиланд, Турецкой Республики и Малайзии и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС». В том постановлении максимальная АД на эту продукцию вводилась для Таиланда в размере 42,82%, для Японии – 36,54%, Турции – 35,29%, Малайзии – 9,38%. Эта продукция ввозится из этих стран ввиду недостаточности их производства в ЕАЭС.
Но окончательно еще не установлено, каков реальный уровень влияния низких цен на эту ввозимую продукцию на ее производство в ЕАЭС. Вдобавок, некоторые из этих стран, дружественных России/Евразийскому союзу, и, кроме того, Таиланд и Малайзия заинтересованы в создании зоны свободной торговли с РФ-ЕАЭС. Малайзия же, как сообщалось еще в 2023 г., еще и изучает возможность взаиморасчетов с РФ в нацвалютах (кстати, малайский ринггит – среди наиболее конкурентоспособных валют в мире). Эти факторы не могут не влиять на решения ЕЭК и в целом ЕАЭС по экономическим взаимосвязям с означенными странами.
Словом, решения недавнего Межправсовета ЕАЭС в Алматы нацелены на стимулирование интеграционных процессов в Союзе, как и на дальнейшее укрепление его внешнеэкономических позиций.