ЕАЭС-2025: интеграционные акценты и выверенный внешнеэкономический курс - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 04.02.2025 |

ЕАЭС-2025: интеграционные акценты и выверенный внешнеэкономический курс

Заседание Межправительственного совета Евразийского союза, состоявшееся на днях в Алматы, приняло ряд стержневых решений не только по стимулированию экономической интеграции, но и по внешнеэкономической политике ЕАЭС. В то же время отмечено, что реализация принятых решений не в последнюю очередь предопределяется согласованной внутри- и внешнеэкономической политикой всех стран-участниц Союза.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в выступлении на заседании отметил, что Евразийский союз «за 10 лет своего существования вошел в число самых значимых интеграционных союзов в мире». Что касается экономической динамики, то «за январь-ноябрь 2024-го объемы промышленного производства в Союзе выросли на 4,3%; выполненные строительные работы – на 3%. А оборот розничной торговли прибавил свыше 7,5%». Такие показатели, прежде всего в производственном секторе, стали возможны, по словам премьера РФ, благодаря реализации совместных кооперационных проектов. В качестве приоритетов Союза М. Мишустин выделил дальнейшее развитие трансъевразийских транзитных коридоров, обеспечивающей их логистики и адресное стимулирование межотраслевой кооперации.

Министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Эльдар Алишеров представил предварительные основные итоги реализации «Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года», сообщив, что «на данный момент страны Союза выполнили 72% запланированных мероприятий Стратегии, прежде всего в части промышленной кооперации и повышения конкурентоспособности международных транзитных коридоров в ЕАЭС». Речь идет в первую очередь о МТК «Север – Юг» и транзитных маршрутах КНР/Восточная Азия – ЕАЭС – страны Европы/Ближнего Востока-Средиземноморья.

По оценке ЕЭК, совокупный ВВП ЕАЭС в 2024 году вырос на 4%, что выше среднемировых темпов роста (3,2%) и первоначальных прогнозов по Союзу. Объём взаимной торговли товарами продолжил расти в 2024 г. более высокими темпами по сравнению с внешней и взаимной торговлей в других интеграционных блоках. Он достигнет к 2026 году почти 100 млрд долл.

«2025 год – заключительный в реализации данного стратегического документа, и мы надеемся на достижение максимальных результатов», – подчеркнул министр ЕЭК.

Весьма примечательным было выступление вице-премьера Армении Мгера Григоряна, акцентировавшего внимание на «востребованности модернизации таможенной и логистической инфраструктуры: это особенно важно для страны (то есть для Армении. - Ред.), которая не имеет общих границ с остальной частью ЕАЭС». С учетом известных факторов в Ереване, по имеющейся информации, выступают за пакет соглашений по беспрепятственному грузотранзиту с другими странами Союза через Грузию и Иран, с которым у ЕАЭС действует зона свободной торговли.

В свою очередь, премьер Казахстана Олжас Бектенов предложил ускорить унификацию национальных нормативно-правовых систем в экономической сфере, в том числе в секторе международного транзита. По мнению казахстанской стороны, имеющиеся различия в этих системах нередко усложняют реализацию кооперационных проектов, создавая сложности и в трансъевразийском грузовом транзите. По мнению О. Бектенова, «несовершенство правовой системы Союза позволяет его участникам вводить временные запретительные меры на ввоз продукции» (ряда видов агропромышленной, зерновой продукции, нефтепродуктов. – Ред.). Это, свою очередь, задерживает «и ее транзит через государство, устанавливающее ограничения». Поэтому, как считает казахстанский премьер, «важно заинтересованное участие всех сторон в создании безбарьерной экономической среды».

 С этими оценками согласились и другие правительственные делегации. Так, белорусская сторона, председательствующая в 2025-м в ЕАЭС, предложила распространить меры межгосударственной поддержки промышленной кооперации на агропромышленную сферу, что важно для обеспечения стабильной продовольственной безопасности Союза. Как отметил премьер РБ Роман Головченко, «акцент будет сделан на проекты в области селекционной, племенной и семенной работы. Это необходимо и для ценовой стабильности на внутреннем рынке Союза».

Заметим, что, например, в семенном фонде растениеводства стран ЕАЭС фактическая доля импортных семян, по имеющимся данным, превышает 40%, в т. ч. в плодоовощеводстве – не менее 70%. А эта импортируемая продукция дорожает. Уже по этой причине предложение Р. Головченко обоснованно, не случайно оно было одобрено делегациями других стран ЕАЭС.

Схожие оценки и предложения были высказаны премьером Киргизстана Адылбеком Касымалиевым.

Рост интеграционной значимости ЕАЭС проявился также в том, что в заседании Межправсовета участвовали первый вице-президент Ирана Ареф Мохаммед-Реза, премьер-министр Азербайджана Али Асадов, премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов. Основные тезисы их выступлений/предложений по дальнейшему развитию партнерства тех стран с РФ-ЕАЭС сводились к следующему:

 - упрощение таможенных и смежных процедур в товарных взаимопоставках и международном грузовом транзите;

- новые совместные программы по комплексному технологическому обеспечению общеевразийских транзитных коридоров;

 - ускоренное формирование единого цифрового пространства данных стран и ЕАЭС;

- подготовка проекта соглашения о неприменении на взаимной основе тарифных и других ограничений в торговле ЕАЭС с означенными странами.

В ходе заседания достигнуты договоренности о совместной реализации упомянутых инициатив. А документы, подписанные и согласованные в рамках состоявшегося заседания, в целом отражают предложения и оценки, высказанные в ходе этого форума.

Например, соглашение «О трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах-членах ЕАЭС» предусматривает создание единого биржевого и в целом – финансового пространства Союза. По официальной информации, документ «определяет механизмы, позволяющие ценным бумагам (ЦБ) из одной страны без барьеров поступать на фондовые рынки других государств-участников ЕАЭС, обеспечивая их допуск к организованным торгам». Соответственно, этот документ предписывает гармонизацию правил и стандартов обращения ЦБ в рамках общего экономического пространства. А это повышает доступность рынков для инвесторов «и улучшает ликвидность финансовых инструментов» (имеются в виду возможности своевременных размещения-реализации ЦБ по ценам выше/не ниже рыночных).

Пристального внимания заслуживает также распоряжение об электронной торговле товарами в ЕАЭС: предусмотрено более широкое использование действующих и создание новых площадок – национальных и межстрановых – для развития онлайн торговли. С 2021 г. стоимостной объем оптовой и розничной онлайн торговли в рамках ЕАЭС и стран-наблюдателей Союза (Узбекистан, Куба, Иран) в целом увеличился, по оценкам профильных органов этих стран, минимум втрое к концу 2024 г.

Остановимся еще на одном подписанном документе – решении о внесении изменения в постановление ЕЭК от 14 января 2025 г. «О введении антидемпинговой пошлины (АД) в отношении литых алюминиевых колесных дисков, происходящих из Японии, Королевства Таиланд, Турецкой Республики и Малайзии и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС». В том постановлении максимальная АД на эту продукцию вводилась для Таиланда в размере 42,82%, для Японии – 36,54%, Турции – 35,29%, Малайзии – 9,38%. Эта продукция ввозится из этих стран ввиду недостаточности их производства в ЕАЭС.

Но окончательно еще не установлено, каков реальный уровень влияния низких цен на эту ввозимую продукцию на ее производство в ЕАЭС. Вдобавок, некоторые из этих стран, дружественных России/Евразийскому союзу, и, кроме того, Таиланд и Малайзия заинтересованы в создании зоны свободной торговли с РФ-ЕАЭС. Малайзия же, как сообщалось еще в 2023 г., еще и изучает возможность взаиморасчетов с РФ в нацвалютах (кстати, малайский ринггит – среди наиболее конкурентоспособных валют в мире). Эти факторы не могут не влиять на решения ЕЭК и в целом ЕАЭС по экономическим взаимосвязям с означенными странами.

Словом, решения недавнего Межправсовета ЕАЭС в Алматы нацелены на стимулирование интеграционных процессов в Союзе, как и на дальнейшее укрепление его внешнеэкономических позиций.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
307
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика