Геополитическая ситуация вокруг России продолжает оставаться напряженной, а Запад не оставляет попыток создать как можно больше очагов нестабильности у ее границ. Немаловажным с этой точки зрения является Южный Кавказ (Закавказье), где у Москвы, по сути, сегодня есть всего лишь два союзника – Абхазия и Республика Южная Осетия (РЮО). Последняя и вовсе может считаться в регионе главным российским форпостом, разобраться с которым хотела бы не только Грузия, но и НАТО.
Следует напомнить, что Южная Осетия, или, как ее называют в Грузии, Цхинвальский регион, после распада СССР отказалась подчиняться Тбилиси, что привело к военному конфликту, решить который смогло появление в регионе российских миротворцев и подписанное в 1992 году Борисом Ельциным и Эдуардом Шеварднадзе «Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта».
Однако последующие годы не смогли решить всех существующих между осетинами и грузинами проблем, а после прихода к власти в Грузии американского ставленника Михаила Саакашвили в Тбилиси в августе 2008 года решили разобраться с проблемой силовым методом, организовав настоящую этническую чистку населения Южной Осетии. Как известно, это закончилось для Грузии печально, так как в ситуацию вмешалась Россия, которая взяла на себя ответственность за обеспечение мира и безопасности в регионе. В итоге после так называемой пятидневной войны грузинская армия была разгромлена, а Южная Осетия вступила в новый период своего развития, став независимой республикой, стремящейся к самым тесным отношениям с РФ.
С 2008 года Южная Осетия стала фактически выполнять функцию ключевого российского военного форпоста в Закавказье, где появились многочисленные военные объекты, в том числе под управлением расположенной в республике 4-й военной базы РФ, которая не только выполняет задачи по мониторингу ситуации, но и защищает гражданских лиц, предотвращая эскалацию напряженности в регионе. Кроме того, с момента объявления Цхинвалом независимости Россия активно включилась в процесс социально-экономического развития республики. На сегодняшний день между сторонами подписано более 130 двусторонних соглашений, в том числе Договор о союзничестве и интеграции между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией от 18 марта 2015 года. Одновременно Москва стала одним из основных участников запущенных еще в октябре 2008 года Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье, которые во многом позволяют сохранить мир в регионе.
Для Южной Осетии, имеющей границы только с Грузией и РФ (с последней она соединена единственным горным тоннелем), сотрудничество с Москвой имеет ключевое значение, от которого зависит само существование республики. Более того, практически все население страны выступает за интеграцию с Россией, а в 2022 и в 2024 годах Цхинвал даже предлагал организовать соответствующий референдум, который пока было решено не проводить, так как в Москве на фоне ситуации на Украине решили не давать ни Грузии, ни странам Запада дополнительных возможностей для новых обвинений.
Тем более что на данный момент российское руководство ситуация с Южной Осетией вполне устраивает, так как, в отличие от Абхазии, где периодически слышны антироссийские заявления, в этой республике за последние десятилетия не было замечено ничего подобного. Последний раз Россия была вынуждена экстренно отправить сюда делегацию для урегулирования местного кризиса во время «Снежной революции» 2011 года, когда на президентских выборах победила Алла Джоева, но результаты голосования были признаны недействительными, что стало причиной протестов. После этого серьезных проблем между Цхинвалом и Москвой не наблюдается, за исключением регулярных требований РФ сократить раздутый штат местных органов власти, который почти полностью финансируется из российского бюджета.
А после начала специальной военной операции на Украине жители Южной Осетии поддержали Россию, и тысячи осетин направились в зону боевых действий в качестве добровольцев.
Вместе с тем тесные связи Южной Осетии и России не отменяют того факта, что республика по-прежнему остается местом особого внимания Запада, стремящегося любыми способами раскачать Закавказье. Причем делается это по уже опробованным ранее методичкам, в том числе с использованием неправительственных организаций (НПО). Именно через них США и ЕС пытаются сформировать у населения всего региона недовольство местной властью и политикой России, а также продвигают позитивное восприятие сближения с западным миром. Происходит это путем организации в первую очередь для молодежи различных тренингов и семинаров, а также онлайн-встреч и дискуссий со сверстниками из Грузии под лозунгом «прощения и примирения». Конечной целью такой работы должен стать рост симпатий осетин и абхазов к Тбилиси и западной системе ценностей, а также наращивание негативного отношения к Москве.
Правда, Южная Осетия, в отличие от других стран региона, во многом защищена от подобного влияния, так как здесь с 2014 года действует закон «О некоммерческих организациях (НКО)». Он определяет НКО как организации, «выполняющие функции иностранного агента» с финансированием из-за рубежа. Для них существует отдельный реестр и предусмотрена иная отчетность, а в случае, если источник денег будет сокрыт, Минюст республики может инициировать ликвидацию НКО. Поэтому основная работа по раскачиванию ситуации в Южной Осетии ведется с территории Грузии, отношения с которой у Цхинвала по-прежнему остаются напряженными.
В Тбилиси всегда подчеркивали, что считают Южную Осетию «оккупированной» Россией территорией. Даже пришедшая в 2012 году к власти партия «Грузинская мечта», которая изначально заявляла о необходимости нормализации отношений с РФ, ни тогда, ни сегодня не отказалась от планов по возвращению Цхинвальского региона в состав Грузии. Как заявлял в мае 2024 года грузинский премьер-министр Ираклий Кобахидзе, «наша грузинская мечта, чтобы жить в объединенной и сильной Грузии к 2030 году вместе с нашими абхазскими и осетинскими братьями и сестрами» и стать «полноправным членом европейской семьи». Подобная политика поддерживается и странами Запада, где всегда подталкивали Тбилиси к более радикальным действиям. И лишь события последних месяцев, когда давление ЕС и США на Грузию перешло все границы и стало угрожать правящей партии, ее руководство было вынуждено начать определенный пересмотр своей внешнеполитической стратегии.
Внезапно в Тбилиси заговорили о необходимости вернуться к диалогу с осетинским народом, а основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили в ходе одного из предвыборных митингов осенью 2024 года заявил, что «братоубийственное противостояние, навязанное врагами Тбилиси, завершится обоюдным прощением и примирением». Более того, после недавних парламентских выборов и избрания новым президентом Грузии Михаила Кавелашвили, против которого выступала местная прозападная оппозиция, власти страны заявили о том, что в 2025 году будет создана временная следственная комиссия для «изучения деятельности режима и политических должностных лиц, действовавших в период 2003-2012 годов». При этом подчеркивалось, что одним из направлений ее работы будет «признание начала войны 2008 года и обвинение грузинских военных в военных преступлениях».
Вместе с тем последние действия Тбилиси не должны никого вводить в заблуждение. В планах «Грузинской мечты» нет признания независимости Южной Осетии и возможных уступок в вопросе «территориальной целостности» Грузии. Более того, никто в грузинской столице не планирует отменять принятый еще при Саакашвили закон «Об оккупированных территориях», а в рамках Женевских дискуссий не собирается, как и прежде, подписывать документы, предусматривающие отказ от применения силы в отношении Абхазии и Южной Осетии.
Помимо этого, как сообщают в Цхинвале, напряженность на границе с Грузией никуда не ушла, и здесь периодически продолжаются провокации с грузинской стороны. К тому же в соседней с Южной Осетией стране, где заговорили о необходимости примирения, по-прежнему множество радикалов и сторонников силового решения вопроса. Можно, например, вспомнить о «Грузинском национальном легионе», боевики которого воюют на стороне Украины и были замечены даже в организации антиправительственных беспорядков в Словакии.
Внешняя корректировка риторики официального Тбилиси в отношении Южной Осетии не может всерьез рассматриваться как изменение конечных целей грузинских властей относительно республики, которые остаются прежними – возврат территории. Однако происходящее вполне может быть определенным сигналом Москве, где, как показывают последние события, не против развития диалога с Грузией. В России заинтересованы в нормализации отношений с этой страной, считая важным не допустить возвращения ее к статусу бездумной марионетки Запада, которой она была при Саакашвили. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что в марте прошлого года три депутата парламента Южной Осетии Давид Санакоев, Гарри Мулдаров и Дзамболат Медоев, которые занимались работой по делимитации и демаркации границ с Грузией, были уведомлены о лишении российского гражданства из-за «действий, ведущих к нарастанию напряженности вблизи границы России». Более того, осенью прошлого года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отмечал, что нынешнее грузинское руководство «честно оценивает прошлое» и говорит о желании примирения, а потому, «если будет интерес со всех сторон в нормализации этих отношений, обеспечении договоренностей о ненападении, Россия будет готова помогать».
Конечно, стремление наладить диалог с Тбилиси, который уже давно подает сигналы о своей заинтересованности в нормализации отношений с Россией, не означает, что Москва планирует отказаться от своих обязательств в отношении Южной Осетии. Более того, сближение республики с РФ, а также с Евразийским экономическим союзом в последнее время только нарастает. Можно, например, вспомнить, что 29 марта 2024 года южноосетинский парламент одобрил законопроект «О ратификации протокола между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией о порядке перехода РЮО и применении ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза и ставок таможенных пошлин, действующих в РФ». Кроме того, жители республики, в массе своей имеющие и российское гражданство, приняли активное участие в прошедших в прошлом году президентских выборах в РФ, отдав практически все свои голоса за Владимира Путина. Это и многое другое говорит о том, что у Южной Осетии сегодня нет никакого сомнения относительно своего будущего, которое Цхинвал связывает с Россией.
Вместе с тем тесные связи с Россией не отрицают возможности нормализации отношений Южной Осетии с Грузией. Однако для этого нужно не только время, которое сгладит существующие противоречия между грузинами и осетинами, но и политическая воля грузинского руководства, которое должно действовать в национальных интересах страны, а не исполнять волю западных кураторов, главной задачей которых является открытие еще одного фронта против РФ.
Только тогда мир в Закавказье будет прочным, а Тбилиси и Цхинвал смогут говорить на равных и с уважением друг к другу. В ином случае регион снова может быть ввергнут в кровавый хаос, победителем из которого не выйдет никто.