Недавно на страницы прессы попал вопиющий случай, связанный с запретом, наложенным в Литве на балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». Но это лишь частный случай гонений на русскую (а также советскую) культуру во всех её проявлениях, чем власти Литовской Республики занимаются уже много лет. Запреты классиков, снос памятников, переименование улиц – литовские чиновники не чуждаются никаких методов.
«Миллионы Арлекина» вместо «Щелкунчика»
Ранее в Литве занимались лишь выборочной борьбой с российским культурным влиянием – запрещали отдельные фильмы производства РФ, которые уличались в «пропагандистских нарративах», или закрывали въезд некоторым музыкальным исполнителям (если те, например, хвалили президента В. Путина). А с 2022 года литовские власти перешли к тому, о чём они давно мечтали – к фронтальным запретам на русскую культуру. Эту кампанию возглавил тогдашний министр культуры Симонас Кайрис. Он начал с того, что незадолго до начала СВО распорядился ввести для въезжающих российских артистов специальный опросник. Тех, кто не сумел «правильно» ответить на вопросы (в частности, о принадлежности Крыма), до литовской аудитории не допускали.
Потом Кайрис велел переименовать литовский Русский драматический театр в Старый вильнюсский театр. Наконец, министр пришёл к мысли о необходимости введения всеобщего «ментального карантина» на российскую культуру, поскольку, по его мнению, «Россия сознательно использует культуру как оружие». В январе 2023 года литовский Национальный театр оперы и балета исключил из своего репертуара произведения русских композиторов – отмене, в частности, подверглись балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик» Чайковского и «Весна священная» Игоря Стравинского. Нужно понимать, что «Щелкунчик» на протяжении долгих лет являлся основным гвоздем рождественского репертуара в Литве, и его запрет неприятно поразил многих жителей страны. Но для Кайриса этот вопрос оказался принципиальным. «Когда вы находитесь на войне, вы должны выбрать правильную сторону. Середины нет», – подчеркнул министр культуры.
Недавно на ситуацию с запретом «Щелкунчика» в Литве обратило внимание издание New York Times. Сейчас в Национальном театре оперы и балета вместо «Щелкунчика» демонстрируют балет «Миллионы Арлекина», написанный итальянским композитором Рикардо Дриго. Подобный выбор, к слову, показывает невежество литовских «дерусификаторов», поскольку композитор Дриго свыше 40 лет плодотворно работал в России, был дирижером Итальянской оперы в Санкт-Петербурге, дирижером и композитором оркестра балетного состава Мариинского театра, осуществлял премьерные, а впоследствии и первые посмертные постановки балетов того же Чайковского. Американское издание поговорило с некоторыми зрителями, пришедшими на произведение Дриго, и те говорили, что «Щелкунчик» гораздо лучше. Некоторые даже ушли в антракте, не дождавшись концовки «Миллионов Арлекина».
Чтобы угодить Кайрису, руководители других литовских театров тоже принялись избавляться от творений русских писателей и композиторов. Это вызвало одобрение премьер-министра Ингриды Шимоните. «Я думаю, что в нашем обществе есть интоксикация русской культурой. Меня не удивляет нынешнее нежелание ее играть, слушать, читать или делать что-то еще», – заявила глава литовского кабмина.
Отрадно, что так думают в Литве не все, на общем одобрительном фоне звучали и отдельные голоса протеста. Так, в августе 2023 года дирижер и художественный руководитель литовского Государственного симфонического оркестра Гинтарас Ринкявичюс заявил, что отказываться от русской классики не следует. Маэстро отметил, что из-за борьбы с наследием великих русских композиторов больше всего страдает простая публика. В то же время, как он признал, и музыканты тоже скучают по исполнению вещей Чайковского, Рахманинова и Шостаковича, поскольку это «священные произведения». Дирижёр добавил: «Всякая ерунда сейчас происходит! Шостакович был против Сталина, но раз у него такое имя – не подходит. Игорь Стравинский – гражданин США, но всё равно нет».
Но такие, как Ринкявичюс, оказались в меньшинстве – большинство литовских деятелей искусств «прогнулись» под министра Кайриса и выполнили его пожелания.
«Карантин» пока снимать не собираются
Дошло до трагикомических случаев: в феврале 2024-го депутат Сейма Литвы Айдас Гедвилас возмутился тем, что украинская труппа Kyiv Grand Ballet привезла в Вильнюс балет «Лебединое озеро» Чайковского. «Недавно из репертуара вильнюсского театра оперы и балета убрали балет Чайковского "Щелкунчик", а теперь сами же украинцы приезжают исполнять его произведение», – удивился парламентарий. Он пожаловался, что из-за этой ситуации у него возник «когнитивный диссонанс». Гедвилас призвал оценить эту ситуацию Симонаса Кайриса и председателя комиссии сейма по культуре Витаутаса Юозапайтиса. «Означает ли это, что "карантин" закончился и русской культуре в Литве уже дан зеленый свет?» – спросил Гедвилас.
В октябре 2024-го в Литве состоялись парламентские выборы, по итогам которых прежняя правящая коалиция, членом которой был и С. Кайрис, потеряла власть. Их сменщики немного отошли от жестких русофобских установок своих предшественников и даже пытаются смягчить некоторые из принятых ими законов. Например, новый министр культуры Шарунас Бирутис (член Социал-демократической партии Литвы) перед вступлением в должность заявил, что не надо путать культуру с политикой и навешивать негативный ярлык на всех представителей русской национальности. «У палки два конца. Мы прекрасно понимаем, что русский народ – это не Кремль. Так или иначе, они были нашими соседями на протяжении тысячелетий и, по-видимому, продолжат оставаться ими в будущем», – сказал Бирутис. Он напомнил, что в Литве проживает много лояльных граждан русской национальности.
Эти слова вызвали негодование националистов. Особенно возмутился экс-министр Кайрис, испугавшийся того, что если Литва ослабит гонения на русскую культуру, то Запад и Украина могут её «неправильно понять». Но литовские соцдемы отказались дистанцироваться от назначенного ими главы Минкульта. «Я думаю, нам следует быть внимательными к той русской культуре, которая не соответствует нашим демократическим ценностям. Однако классика есть классика, особенно в музыке», – заявил глава фракции социал-демократов в сейме, экс-посол Литвы в России Ремигиюс Мотузас. По его словам, «нет необходимости приглашать в Литву противоречивые (российские. – Авт.) коллективы», которые отказываются однозначно поддержать Украину. «Однако я считаю, что решения должны принимать сами артисты. Есть советы, которые решают, создают репертуар, поэтому, возможно, им следует предоставить больше свободы», – сказал Мотузас.
Однако те, кто уже рассчитывал на возвращение на сцену русской классики, радовались преждевременно. Оказалось, что у линии, выбранной Кайрисом, есть много и других сторонников в среде литовских чиновников от искусства. «Кремль использует классическую культуру, чтобы отвлечь внимание мира...» – считает Арунас Гелунас, директор Литовского национального художественного музея. Музей больше не проводит выставки российских художников, а его директор жалуется на то, что Россия «создала себе имидж вершины утончённой культуры, и это впечатление прочно укоренилось в западном мире».
Аналогичной точки зрения придерживается директор литовской Академии музыки и театра Юдита Зукиене. Она, впрочем, говорит, что впрямую не запрещала своим студентам исполнять произведения русских классиков, а лишь «рекомендовала» – и те, дескать, к ней прислушались. По словам Зукиене, с русской классической музыкой «нужно обращаться осторожно», потому что она «значительна и очень влиятельна, а значит, может быть использована – и использовалась – в пропагандистских целях».
В свою очередь, сотрудник администрации национального оперного театра Аудрюс Кундротас не отрицает, что зрители предпочитают «Щелкунчика» тем произведениям, которые поставлены ему на замену. Однако, по его словам, «Щелкунчика» можно будет возобновить не раньше, чем окончатся боевые действия на Украине.
Карма в действии
Одновременно в Литве продолжается никогда не стихавшая борьба с «оккупационным наследием». Недавно глава литовской госкомиссии по десоветизации Витас Карчяускас поведал, что только с 2023 года в государстве переименовали свыше 50 улиц, названия которых были связаны с советским прошлым. И этот процесс продолжается: на днях власти города Мажейкяй сообщили о своём намерении сменить имена улиц Саломеи Нерис, Пятраса Цвирки и Колукечю (Колхозная). Жители города собрали подписи против переименования, но их мнение учтено не было. Идея колхозов нынешним литовским чиновникам ненавистна. Классиков же литовской литературы Нерис и Цвирку сейчас объявили «коллаборационистами» на том основании, что они были сторонниками советской власти. Памятник Пятрасу Цвирке в Вильнюсе снесли в 2021 году, сейчас же решается судьба монумента Саломее Нерис.
Два года назад власти Вильнюса переименовали существовавший там Литературный музей Пушкина. А вот три вильнюсских памятника Пушкину пока стоят, хотя они одним фактом своего существования вызывают ярость у националистов. Пару лет назад неонацист по имени Валдас Барткевичюс анонсировал в соцсети «художественную акцию», в ходе которой намеревался с единомышленниками нацепить на голову одного из памятников Пушкину в Вильнюсе чёрный пакет. Однако «акцию» сорвали подтянувшиеся к этому месту поклонники поэта, помешавшие Барткевичюсу выполнить его замысел. На следующий день Барткевичюс выложил в соцсетях фото людей, которые защищали памятник. Он попросил своих сторонников помочь установить личности «ватников», чтобы устроить травлю.
Примечательна дальнейшая судьба этого персонажа. В России широкая общественность узнала о существовании Барткевичюса в марте 2024 года, сразу после трагедии в «Крокусе». Тогда у стен российского посольства в Вильнюсе возник импровизированный мемориал – люди несли цветы. Наведался туда и Барткевичюс – он притащил к посольству ведро с фекалиями. Литовец под видеокамеру развернул свой «подарок», чтобы все его видели, поставил прямо на мемориале, прокричал известный бандеровский лозунг и удалился. За его мерзкую выходку литовская полиция выписала Барткевичюсу штраф в 15 евро.
А в ноябре 2024-го он совершил новый омерзительный «подвиг» – помочился на памятник советским воинам-освободителям, находящийся в оккупированной Судже. Эта выходка была запечатлена на фотографии, разлетевшейся по интернету. Следственный комитет России возбудил в отношении Валдаса Барткевичюса уголовное дело – уже второе по счету, так как первое было заведено на него после осквернения мемориала в честь жертв «Крокуса».
Обретя, что называется, всероссийскую «славу», литовец отправился на Донбасс. Там при записи видеоролика во славу ВСУ он взялся правой рукой за боеприпас, который тут же сработал. Осквернитель памятников остался без пальцев. Теперь он лежит с культей в украинской больнице и клянчит у поклонников своего «творчества» на лечение…
__________________________
Рис.: А. Горбаруков