27 января таджикский омбудсмен Умед Бобозода рассказал о нарушениях прав мигрантов в России, отметив, что, мол, он с десяток раз направлял письма российскому коллеге Татьяне Москальковой по поводу нарушений прав его соотечественников, но ответ получил только на последнее письмо, отправленное в октябре 2024 года. По его словам, «в ответе она пообещала, что будет защищать права таджикских трудовых мигрантов. И отметила, что наше обращение было обсуждено в том числе с МВД России, которые заявили, что возьмут этот вопрос под контроль. Однако каким образом это будет осуществляться, пока неизвестно».
В тот же день на пресс-конференции омбудсмен и вовсе сокрушался по поводу своей поездки в Москву в прошлом году, когда он пытался организовать встречу с преступниками, задержанными по подозрению в совершении кровавого теракта в «Крокусе», но ему «почему-то» не позволили этого сделать.
Этот пример не единичен. В местной оппозиционной прессе на радость не только националистам, но и адептам коллективного Запада бесконечно разгоняются русофобские нарративы мигрантского толка, постоянно звучит негатив в адрес российского руководства, которое, дескать, рассматривает прием у себя мигрантов «как рычаг политического давления не только на Таджикистан, но на все страны Центральной Азии».
При этом ряд экспертов не гнушаются откровенно вбрасывать лживые обвинения, обозначая, что «российские политики всегда ищут врага, на которого можно списать свои политические провалы и отвлечь внимание населения. Случай с «Крокусом» произошёл в момент, когда ситуация на фронте в Украине была не лучшей, а внутренние проблемы в стране становились все более очевидными и вызывали беспокойство. Этот случай стал удобным поводом для создания образа врага из мигрантов и самопозиционирования как героев в борьбе с этим слабым врагом».
А, на наш взгляд, дело обстоит как раз наоборот: это сами «эксперты» пытаются отвлечь внимание общественности от неблаговидных делишек своих соотечественников за рубежом, прибегающим, в частности, к «липовым» документам при своей легализации. Именно в этот день, 27 января, сотрудники МВД пресекли в Санкт-Петербурге деятельность нескольких фирм, оформлявших фиктивные документы иностранцам: только в 2024 году они легализовали около 900 мигрантов, получив с каждого 35-40 тыс. рублей. Оказалось, что иностранцы и их работодатели охотно пользовались криминальными услугами по оформлению фиктивных документов, в которых указывались недостоверные сведения о местах трудоустройства и временного проживания мигрантов.
Подобные нелепые и очень громкие возгласы оппозиционных структур по поводу проводимой Москвой миграционной политики происходят на фоне заявлений президента США Дональда Трампа, который сразу же начал активно бороться «с вторжением мигрантов», объявив о введении чрезвычайного положения на границе США и Мексики и уже выслав нелегалов в Колумбию. В итоге мигранты, находящиеся в США, каждый день с опаской ждут рейдов, направленных на задержание и депортацию людей, находящихся в стране без необходимых документов.
В частности, таджикские мигранты, проживающие в Чикаго, сильно боятся угроз новых законов и массовых депортаций. По их словам, «несмотря на то, что, как говорят, депортация грозит только тем, у кого есть проблемы с законом или документами, все равно многие стараются реже выходить на улицу, меньше привлекать внимание. Даже те, у кого все в порядке, живут в страхе». Уроженцы Таджикистана также отмечают, что запугивания, которые исходят на официальном уровне, оставляют глубокий отпечаток на людях, «для которых Америка стала домом, возможностью начать новую жизнь и дать будущее своим семьям».
Мигранты в Нью-Йорке тоже сильно обеспокоены, даже несмотря на наличие необходимых документов: только из одного таджикского села здесь проживает около 40 человек. Как они сейчас признаются, «это тяжело, – ведь я приехал сюда с мечтой о лучшем будущем, чтобы работать и обеспечивать свою семью, которая осталась в Таджикистане. А теперь вместо уверенности в завтрашнем дне – только тревога и ожидание».
Д. Трамп совершенно не желает видеть таджикских мигрантов на территории США. К тому же, согласно опросу Gallup, проведенному в июле 2024 года, 55% простых американцев хотят, чтобы поток мигрантов в страну сократился, а также был ужесточен контроль за миграцией.
Похоже, и в целом Вашингтон не собирается оказывать какую-либо поддержку Душанбе. Так, американский посол в Таджикистане Мануэль Микаллер уведомил всех партнёров-грантополучателей о приостановке программы внешней помощи Госдепа Европе, Евразии и Центральной Азии. В уведомлении говорится, что оно распространяется на все гранты, выдаваемые отделом по связям с общественностью посольства США в Таджикистане, а также другими американскими агентствами и организациями, оказывающими поддержку на деньги Соединённых Штатов Америки: работа в рамках данной программы не может быть возобновлена до тех пор, пока не будет получено письменное уведомление о снятии этой приостановки. По заверению американского диппредставительства, «мы знаем, что у вас возникнет много вопросов относительно этого уведомления. Мы рассчитываем направить дополнительные рекомендации в ближайшие несколько рабочих дней, но в целях соблюдения указа президента Трампа о переоценке и реорганизации внешней помощи США мы обязаны уведомить вас о немедленном прекращении работы по текущим грантам».
Таким образом, вхождение Д. Трампа в должность президента США ознаменовано показными актами, явно не демонстрирующими горячую любовь как к Таджикистану, так и к Центральной Азии, в том числе к приезжающим в его страну мигрантам.
В свою очередь, Москва всегда готова к конструктивному диалогу с Душанбе по чувствительной миграционной проблематике. 20 января в Таджикистане состоялся очередной раунд политических консультаций по вопросам сотрудничества в противодействии вызовам и угрозам с участием заместителей министров иностранных дел РТ и РФ – Фарруха Шарифзода и Сергея Вершинина, а также представителей профильных министерств и ведомств двух стран. В ходе переговоров имел место заинтересованный обмен мнениями по вопросам сотрудничества в части обеспечения региональной безопасности и стабильности. Отдельное внимание было уделено взаимодействию Душанбе и Москвы тематике противодействия вызовам и угрозам в рамках ООН, ОДКБ, ШОС, СНГ и других многочисленных объединений участников.
Как и обычно, консультации прошли в духе взаимопонимания, свойственном таджикско-российскому стратегическому партнёрству и союзничеству.