![](upl/news_image/orig/yq/h4/o2/h7/yqh4o2h77nij.jpg)
В нынешней геополитической ситуации перед Кыргызстаном возникла необходимость адаптироваться к изменяющимся условиям международного сотрудничества, в том числе в вопросах привлечения инвестиций. Прежде всего, это касается горнодобывающей отрасли, которая в последнее время становится все более привлекательной для иностранного капитала и в первую очередь для западных корпораций. Особый интерес для них представляют месторождения критически важных сырьевых минералов (КВСМ), а также урана.
Сегодня, обхаживая власти центральноазиатских республик на предмет сотрудничества в данном направлении, потенциальные инвесторы обещают многомилионные вложения, новейшие технологии и много чего еще. Однако, как показывает опыт Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, после сырьевого сотрудничества с западными корпорациями остается лишь выжженная земля, т. к. «цивилизованный мир» игнорирует право развивающихся стран на ресурсный суверенитет. Распределение большей части доходов от добычи КВСМ обеспечивается в пользу западных компаний, которые при этом спокойно уклоняются от адекватных экологических и социальных выплат. К слову, такой печальный опыт имеет Казахстан.
Приемлемые для КР форматы инвестиционного сотрудничества в сфере добычи полезных ископаемых обсудили участники круглого стола «Вызовы и перспективы инвестиционной политики Кыргызстана в горнодобывающей отрасли в новых геополитических условиях». Мероприятие было организовано Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
* * *
«В Кыргызстане 93% территории занимают горы, содержащие огромные залежи полезных ископаемых. Развитие горнодобывающей отрасли может стать локомотивом экономического прорыва нашей страны. Но важно найти оптимальные форматы сотрудничества с инвесторами, которые будут отвечать нашим национальным интересам и позволят укрепить наш суверенитет», – подчеркнул эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев.
Как отметила завотделом по работе с промышленными предприятиями Управления промышленности Министерства экономики и коммерции КР Гульсина Кулматова, горнодобывающая отрасль играет важную роль в экономике Кыргызстана, обеспечивая значительную долю экспорта, налоговые поступления и новые рабочие места. По ее словам, сегодня у республики есть возможность развивать стратегическое партнерство как с отдельными странами, так и с крупными международными объединениями. При этом ЕАЭС и другие интеграционные механизмы открывают дополнительные возможности для расширения внешней торговли и привлечения инвестиций.
«Для достижения лучших результатов госструктуры должны работать в сотрудничестве с бизнесом и экспертным сообществом, чтобы совместно создавать привлекательные условия для инвесторов, улучшать законодательство, поддерживать экологические стандарты и активно развивать инновации», – подчеркнула она.
По словам ведущего специалиста управления инвестиционной политики Нацагентства по инвестициям при президенте КР (НАИ ПКР) Феликса Жусубалиева, на данный момент создана рабочая группа, которая занимается проработкой вопросов благоприятного нормативно-правового регулирования и цифровизации.
Его коллега ведущий специалист управления привлечения инвестиций и развития регионов НАИ ПКР Байыш Айдаралиев, в свою очередь, подчеркнул, что при реализации инвестиционных проектов в республике необходимо использовать правовые инструменты, нацеленные на защиту интересов не только инвесторов, но и государства. «Нам следует использовать комбинацию национальных и международных правовых норм для урегулирования споров и защиты интересов страны, также необходим эффективный алгоритм подготовки контрактов, где будут четко прописаны обязательства инвесторов в части экологической ответственности, социальных инвестиций и возврата ресурсов в случае нарушения условий».
По словам экономиста, экс-директора Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества Кубата Умурзакова, Кыргызстан обладает серьезными запасами многих ресурсов, добыча которых может позволить экономике страны развиваться более успешно. Но для этого необходима профессиональная оценка эффективности инвестиций в горнодобывающей отрасли, поэтому для неё должна быть разработана отдельная инвестиционная политика: «Имеющиеся законодательные механизмы и инструменты больше применимы к инвестициям общего плана. Для горнодобывающей отрасли нужна отдельная концепция инвестиционной политики, которая должна учитывать не только состояние мировых рынков и изменение цен на ресурсы, но и нынешнюю ситуацию в мировой экономике и геополитике».
В свою очередь, заведующий кафедрой финансов и финансового контроля Кыргызского экономического университета (КЭУ) Гурас Жапаров отметил, что, прежде чем разрабатывать инвестиционную политику, Кыргызстану нужно определиться, какой экономической модели он придерживается: «Во-первых, мы должны определить, какая у нас экономическая политика, и исходя из этого, формировать правовую базу. Во-вторых, необходимо оценить наши активы. Мы не знаем, сколько стоит наша горнодобывающая отрасль, энергетика и т. д. У нас нет конкретного цифрового выражения нашей ресурсной базы».
В вопросах недропользования и добычи полезных ископаемых должна быть последовательность, отметил директор проектно-исследовательского центра «Кен-Тоо» Бакытбек Кожогулов: «У каждого президента или премьер-министра свои задачи. У одного стоит задача срочно наполнить бюджет, он устраивает максимум аукционов и раздает месторождения. Приходит другой, забирает лицензии. При этом у нас до сих пор нет стратегии развития горнодобывающей промышленности, хотя каждый новый министр о ней говорит. Мы же со своей стороны уже много лет говорим, что нам нужен Горный кодекс. Причем документ должен обеспечивать компромисс с Водным и Земельным кодексами. Это позволит разработать понятные правила игры, и тогда к нам будет приходить больше ответственных инвесторов. А инструментариев для привлечения в геологоразведку и разработку международных инвестиций очень много».
Необходимость усилить национальное законодательство в сфере горной добычи подчеркнул и исполнительный директор Ассоциации недропользователей Кыргызстана Алмазбек Жакыпов: «У нас много месторождений, но их нельзя разрабатывать, как попало, чтобы потом нам остались одни хвосты, отходы, отвалы и другие проблемы. Поэтому и рекультивация, и социальные инвестиции и другие важные нюансы должны оговариваться на начальном этапе. В каждом проекте должна быть доля государства, у нас в Конституции написано, что земля и недра – это собственность народа Кыргызстана. Но законодательная база у нас, действительно, сильно хромает. Начиная с механизмов подготовки инвестиционного соглашения, где зачастую не прописываются все условия, которые мы должны ставить перед инвесторами. Нам нужен четкий национальный закон и кодекс о недрах. И никакого английского права нам не нужно».
В свою очередь, президент товарно-сырьевой биржи Евразийского союза Михаил Петров подчеркнул, что переход с континентального на английское право, о котором в последнее время заговорили в Кыргызстане, может обернуться катастрофой для страны. По его словам, Британия продвигает данную инициативу, т. к. планирует зайти в горнодобывающую отрасль республики и взять под свой контроль сырьевые ресурсы: «Британское право всегда сводилось к одной простой вещи: у кого сила – тот и прав. Поэтому если мы будем играть в эти игры с британцами, да еще и на поле прецедентного права, мы однозначно окажемся в проигрыше».
По его словам, британцев и американцев очень интересуют, например, лантаноиды – редкоземельные металлы, которые используются в космических технологиях, оборонной промышленности, сотовой связи, медицинских приборах и т. д. В двух месторождениях Кыргызстана – в Ак-Тюзе и Кутессае – находится порядка 3% их мирового запаса: «Это наше национальное достояние, которое, на мой взгляд, нужно использовать в последнюю очередь, учитывая, что цена на данные ресурсы будет только расти. Будет катастрофой, если они попадут не в те руки. К сожалению, сейчас есть опасения, что именно так и произойдет, что эти месторождения за три копейки заберет какая-нибудь иностранная корпорация».
Как отметил директор ЦЭИ «Ой Ордо» Игорь Шестаков, после введения США и ЕС беспрецедентных экономических санкций в отношении России, которая была и остается ключевым стратегическим экономическим партнером стран ЦА, перспективы привлечения инвестиций в сырьевую отрасль Кыргызстана нужно рассматривать в контексте геополитического давления и рисков.
«Тема применения вторичных санкций в отношении государств нашего региона носит уже не дискуссионный, а реальный характер. Примеры тому мы видим в банковском секторе. В этой связи можно ожидать, что и западные инвесторы смогут менять правила игры в свою пользу, аргументируя даже не английским, а санкционным правом. После того, как еще недавно принадлежавший НБ КР банк «Керемет» попал под жесткие западные санкции, уместно вспомнить наполненные оптимизмом комментарии Акылбека Жапарова, который, побывав с визитом в качестве председателя кабмина в Лондоне, рапортовал о выходе Кыргызстана на мировой финансовый рынок. Интересно узнать, что бы он сейчас сказал по поводу продвигаемой им инициативы о переходе на английское право», – сказал эксперт.
По его словам, на фоне постоянного увеличения ограничительных мер все разговоры о том, что применение английского права при выстраивании цивилизованных отношений между госструктурами и зарубежными партнерами при разработке месторождений является неким юридическим прорывом для Кыргызстана, звучат достаточно наивно. Он напомнил, что не самые позитивные примеры применения английского права имеются, например, в Казахстане, подразумевая регулярные трагедии на угольном месторождении, принадлежащем казахстанскому подразделению сталелитейного гиганта «Арселор Миттал». Британская компания не считает нужным вкладывать деньги в развитие инфраструктуры и обеспечение производственной безопасности, из-за чего за время ее деятельности на территории республики погибли около 200 горняков.
«После последнего, унесшего жизни десятков граждан Казахстана происшествия в 2023 году президент Касым-Жомарт Токаев потребовал от правительства прекратить сотрудничество с компанией, назвав ее худшим инвестором для государства. При этом СМИ и экологические организации не раз обращали внимание на варварское отношение к окружающей среде со стороны компании при разработке месторождений», – рассказал И. Шестаков.
По его словам, данный пример подчеркивает актуальность применения национального законодательства, определяющего и регламентирующего правила деятельности иностранных инвесторов. «Если они нарушаются, то зарубежная компания не просто должна быть лишена возможности вести работу в стране, но и обязана компенсировать нанесенный ущерб, – отметил эксперт. – Других механизмов по защите национальных интересов, да еще в такой стратегической сфере, как горная добыча, быть просто не может».
(Окончание следует)