Присоединение 6 января 2025 г. Индонезии к БРИКС мировые СМИ и многие политики поспешили назвать сенсацией. Да, с одной стороны, можно считать неожиданностью полноправное членство в набирающем вес объединении страны с колоссальными ресурсами, с очень большим населением – около 280 млн человек, с 16-м в мире ВВП и с уникальным во всех отношениях географическим положением.
В то же время ничего необычного нет: Индонезия – одна из крупнейших экономик Азии завершает переговоры о зоне свободной торговли (ЗСТ) с РФ-ЕАЭС. А Евразийский союз и тем более БРИКС уже никто не называет ни «спящим гигантом», ни «декоративной тусовкой». Последовательный рост взаимных торговых оборотов, весьма согласованная позиция стран-членов в других глобальных структурах, вплоть до ООН, готовность реализовать амбициозные международные проекты – всё это с присоединением Индонезии наверняка получит многочисленные дополнительные стимулы.
Индонезия плюс к тому подключится к Банку БРИКС. Он уже реально функционирует, обслуживая не только локальные потоки внутри объединения, но и помогая банкам-членам медленно, но верно избавляться как от долларовой зависимости, так и от привязки к практически монопольной международной системе расчётов SWIFT.
Правда, президент Индонезии Прабово Субианто уже давал понять, что не в восторге от весьма расплывчатых планов БРИКС по созданию альтернативной доллару валюты. В то же время и Банк БРИКС, и расчётные системы, которые могут избавить объединение по крайней мере во внутренних расчётах от «долларового рабства» и «цепей SWIFT», индонезийский бизнес явно привлекают.
Как известно, для принятия в БРИКС новых членов необходимо согласие всех действующих участников объединения, поэтому не стоит говорить, что оперативность в отношении Индонезии – это заслуга только председательствующей Бразилии. Тем более что связи тех же Индии и Китая, как, впрочем, и России с новым партнёром и без БРИКС были достаточно развитыми: КНР занимает второе (после Японии) место среди партнёров Индонезии по экспорту, а Индия – шестое. У России показатели не столь масштабные, но и она реализует ряд совместных проектов с этой страной: например, по строительству железных дорог, сборке авто и другой техники, нефтепереработке.
Индонезия постучалась в БРИКС ещё два года назад, но быстро получать статус партнёра в организации она отнюдь не спешила, это было сделано совсем недавно и именно в России – на саммите в Казани 2024 года. После формального получения статуса страны-партнёра прошел всего месяц, но Индонезию в БРИКС уже признают как полноправного участника объединения. Наблюдатели не без оснований считают, что позитивную роль в такой оперативности сыграл фактор президентских выборов, на которых победил бывший министр обороны Прабово Субианто – активный сторонник интеграции с БРИКС, в то же время скептически оценивающий перспективы участия страны в проамериканском объединении – Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Индонезия – первая в составе БРИКС страна, которая за два последних года стала одной из самых быстро растущих экономик в мире, показав рост на уровне 5%. Это крупнейший экспортёр не только разнообразного плодоовощного ассортимента, но и никеля, каучука (натурального и нефтехимического), ряда видов цветных металлов, угля, товаров химпрома и легпрома. Более того: у Индонезии 5-е место в мире по поставкам сжиженного газа (природного и нефтяного). И в этой сфере вполне возможны совместные проекты с учетом взаимного согласования интересов РФ и Индонезии на мировом рынке сжиженного газа.
Годовой товарооборот России и Индонезии на данный момент достиг 4 млрд долларов, а основными экономическими партнерами Индонезии остаются Китай, США и Япония с объёмами в разы больше – от 15 до 23 млрд долл. Не просто так свои первые визиты после избрания – ещё до инаугурации – Прабово Субианто совершил в Китай и Японию. Хотя в августе 2024 г. он успел завершить переговорами в Москве с президентом России Владимиром Путиным и своё европейское турне.
Решение Индонезии идти в БРИКС и создавать ЗСТ с РФ-ЕАЭС стимулировал, прежде всего, расчёт на то, что эти акценты обеспечат стране вполне конкретные экономические преимущества, особенно в объеме и ассортименте экспорта. Вдобавок Индонезия сможет не только укрепить горизонтальные связи с другими участниками тех же объединений, но и усилить переговорные позиции в диалоге с Японией – главным торговым партнёром, с другими странами коллективного Запада. Страна через БРИКС получит возможность доступа к новым финансовым платформам и институтам.
В МИД РФ напоминают, что кандидатура Индонезии была представлена и предварительно одобрена ещё в рамках «первой волны» расширения объединения – на саммите в Йоханнесбурге (ЮАР) в 2023 г. Вместе с тем, отмечают, что Индонезии, уже тогда вполне готовой к полноправному членству в БРИКС, потребовалась некоторая пауза, связанная с предстоявшими в 2024 г. в стране президентскими выборами. В итоге её заявка «получила консенсусную поддержку всех государств-членов.
Не стоит сомневаться, что вместе с Индонезией БРИКС и ЕАЭС безусловно прибавят в авторитете, продолжая последовательное сплочение Глобального Юга и Востока. Цели у этих объединений идентичные – формирование сбалансированного многополярного миропорядка. Со своей стороны, в МИД Индонезии отметили, что состоявшееся событие «отражает растущую роль» страны в мировых делах и её приверженность «укреплению многостороннего сотрудничества» во имя «более инклюзивного и справедливого мирового экономического порядка».
Примечательно и то, что с января Россия и Индонезия обсуждают варианты развития взаимных расчетов в нацвалютах. Это позволит не только ускорить обоюдные взаиморасчеты, но и устранить финансовые потери, поскольку расчеты, особенно с третьими странами, в долларах и других западных валютах зачастую искажают уровень цен на товары, поставляемые сторонами друг другу. Кроме того, по информации посла РФ в Индонезии Сергея Толченова, «отключение России от SWIFT и западные санкции изначально затрудняют финансовые расчеты в американских долларах». Поэтому практически востребованы «способы взаимовыгодного использования национальных валют: над этим уже работают российские и индонезийские финансовые институты».