![](upl/news_image/orig/7f/ei/gh/2s/7feigh2sd5qi.jpg)
Продолжаем рассказ о дискуссии в ходе круглого стола «Вызовы и перспективы инвестиционной политики Кыргызстана в горнодобывающей отрасли в новых геополитических условиях», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
* * *
Как отметил системный аналитик Бактыбек Саипбаев, Казахстан показал негативный пример сотрудничества в сырьевой сфере с западными корпорациями. Сегодня значительная часть ресурсов республики освоена иностранными компаниями, при этом государство практически не получило от этого никакой выгоды. По тому же сценарию западные инвесторы стремятся работать и в других странах региона, включая Кыргызстан. Отсюда и инициативы с введением прецедентного английского права.
«Им пользуются англосаксы – Британия, Штаты и еще некоторые страны. Во всем остальном мире, в том числе на Евразийском континенте, утвердилось континентальное или кодексное право. Поэтому все разговоры, что, может быть, мы введем прецедентное право, это от лукавого. Это внесет еще большую путаницу и сумятицу в правовые отношения с инвесторами. Попытки внедрить английское право предпринимаются не ради английского права, а как раз ради сумятицы. Как говорится, в мутной воде рыба легче ловится», – поделился мнением эксперт.
Он также обратил внимание на то, что сейчас мир переходит на новый этап, что четко продемонстрировал Д. Трамп – от эпохи неоколониализма и косвенных механизмов воздействия к эпохе классической колонизации, то есть захвату территорий и ресурсов.
Самый яркий пример – озвученное на днях стремление США получать редкоземельные металлы с Украины в счёт предоставленной ей военной поддержки. Как заявил Трамп в беседе с журналистами, «мы стремимся заключить с Украиной сделку, в рамках которой она обезопасит всё, что мы ей даём, за счёт своих редкоземельных металлов и прочего».
«К сожалению, Кыргызстан пока не созрел до уровня самостоятельного субъекта в международной политике и экономике. Наша страна является игрушкой в большой геополитической борьбе. Скорее всего, в ближайшее время мы будем оставаться объектом манипуляций, которые будут осуществляться с помощью тех же неправительственных организаций, которых у нас имеется огромное количество. Но я считаю, судьбу государства определяет география. У нас два больших великих соседа – это Россия и Китай, которые вряд ли позволят США или Великобритании, которые очень хотят взять под свою эгиду наш регион, серьезно влезать в ЦА», – добавил Б. Саипбаев.
В свою очередь замдиректора ЦЭИ «Ой Ордо» Наталья Крек привела конкретный пример того, как неправительственные организации влияют на принятие решений в сфере добычи полезных ископаемых: «В 2019 году, когда разработку месторождения Кызыл Омпол планировала начать российская компания, практически за один день были организованы митинги, и общественность выступила против добычи урана якобы ввиду опасений за экологию. В итоге власти ввели мораторий. Сейчас в информационном пространстве появляются вбросы о том, что большой интерес к урану в Кыргызстане проявляет Британия. В прошлом году отменили мораторий на его добычу. При этом НПО почему-то молчат про экологию, про то, какой вред будет нанесен окружающей среде, и так далее. Соответственно, напрашивается вывод, что митинги 2019 года финансировались иностранными спонсорами, которые стремились не допустить российский бизнес к урану в нашей стране. А это значит, что разработка недр вышла за плоскость экономики, став одним из компонентов большой геополитической игры».
Вместе с тем спикер напомнила, что в американском варианте проекта «Соглашения о сотрудничестве между КР и США», которое пока не подписано, один из пунктов касается как раз урана. Согласно документу, одна из ключевых задач Вашингтона – взять под свой контроль не только хвостохранилища и месторождения урана, но и другие критически важные сырьевые минералы.
«Закрепление за собой мировых источников КВСМ на Западе увязывают со стратегическими задачами развития высокотехнологического и оборонного секторов. Достижение поставленных целей будет происходить через формирование закрытых клубов поставщиков и эксклюзивные соглашения, что подразумевает жесткую блоковую ориентацию. Мы видим, что в рамках данной стратегии западные страны резко наращивают в нашем регионе политическую и экономическую активность, направленную на вовлечение ресурсных баз стран ЦА в орбиту своего влияния», – отметила Н. Крек.
Делается это через неоколониальную модель эксплуатации, ранее обкатанную западными «инвесторами» в Африке, ЮВА и Латинской Америке: «Сегодня страны ЦА, включая Кыргызстан, рискуют повторить участь африканских и латиноамериканских стран, имевших печальный опыт сырьевого «сотрудничества» с западными «инвесторами», известными своим хищническим отношением к добыче полезных ископаемых в развивающихся странах. При этом надо понимать, что соглашения с западными корпорациями по критически важным сырьевым минералам (если они будут подписаны) не только лишат правительства республик нашего региона возможности свободно выбирать торгово-экономических партнеров в не западных странах и пользоваться благоприятной ценовой конъюнктурой на глобальных рынках, но и поставят их в зависимость от «инвесторов». Кроме того, это может негативно сказаться на отношениях с другими партнерами, в том числе с Китаем и Россией», – подчеркнула эксперт.
Это как раз объясняет, почему Лондон настойчиво склоняет Кыргызстан к переходу на английское право, которым, кроме самой Великобритании, пользуются США и еще несколько государств, тогда как Россия, Китай и основная часть европейских и других стран пользуются континентальным правом.
«Допустить иностранный бизнес к эксплуатации природных ресурсов Кыргызстана на принципах английского права – это все равно что согласиться на колониальные правила с экстерриториальной защитой иностранцев. В этом случае трактовка правил может спокойно меняться в угоду интересам западных «инвесторов», что подвергнет государство рискам правового и санкционного произвола с их стороны», – добавила Н. Крек.
Соучредитель ОФ «Евразийское поколение», экс-депутат ЖК КР Евгения Строкова отметила, что в разработке месторождений критически важных сырьевых минералов и других полезных ископаемых странам Центральной Азии выгоднее и безопаснее работать с Россией, а не идти на поводу у Вашингтона, Лондона или Брюсселя. Хотя бы потому, что при необходимости для более полного учета национальных интересов подходы российских инвесторов можно скорректировать через политический диалог с Москвой. При взаимодействии с западными компаниями это практически невозможно.
По ее словам, нельзя не учитывать и аспекты экологии: «Мы много слышим о международных экологических стандартах. При этом многие западные компании не готовы их соблюдать, когда речь идет о развивающихся странах, таких как Кыргызстан. Сегодня даже в европейских правозащитных кругах растет недовольство тем, что при подписании соглашений со странами ЦА многие западные страны отдают приоритет обеспечению себя критическим сырьем, игнорируя общепринятые в «цивилизованном мире» экологические нормы».
Спикер отметила, что США и их союзники используют природоохранную тематику и Цели устойчивого развития ООН лишь для того, чтобы навязывать развивающимся странам условия внешнего финансирования с целью получения контроля над их национальными запасами критически важных сырьевых минералов. Происходит это путем вытеснения из добывающих и перерабатывающих проектов местных компаний под предлогом наличия у западных корпораций якобы уникальных зеленых технологий, недоступных стране пребывания.