Белоруссия сражается против санкций, а на Западе забыли о международном праве - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 12.02.2025 |

Белоруссия сражается против санкций, а на Западе забыли о международном праве

Белоруссия на протяжении последних нескольких лет находится под жестким санкционным давлением со стороны США, ЕС и их союзников. Ограничения коснулись практически всех сфер жизнедеятельности белорусского государства, оказывая серьезное влияние не только на отдельные предприятия, но и на всю экономику республики. Вместе с тем в Минске не оставляют попыток доказать всю абсурдность и незаконность происходящего, в том числе отстаивая свои интересы в различных международных структурах, даже несмотря на то, что их деятельность уже давно стала подчиняться политике двойных стандартов.  

Для Белоруссии важнейшими направлениями внешнеэкономической деятельности всегда были сфера нефтепереработки и производство калийных удобрений, которые составляют львиную долю ВВП страны и ее внешнеторгового оборота. Именно по ним и решили ударить страны Запада после неудачной попытки организовать в 2020 году руками местной оппозиции государственный переворот. В результате практически все крупные и средние предприятия РБ оказались в санкционных списках ЕС, США и их союзников, которые в Минске вполне обоснованно называют незаконными и нарушающими международное право.

Особое место в происходящем занимает ситуация, сложившаяся с белорусским производителем калийных удобрений «Беларуськалием», который на протяжении последних лет старается доказать беззаконность введения ограничений со стороны Литвы, через которую ранее переваливался практически весь объем экспорта предприятия.

Известно, что в январе 2022 года правительство Литвы признало недействительным договор перевозки грузов между «Беларуськалием» и находящейся под государственным управлением железнодорожной компанией Lietuvos gelezinkeliai. 1 февраля того же года по литовской территории была прекращена перевозка белорусских калийных удобрений, объемы которых ранее составляли порядка 11 млн тонн в год. Одновременно были нарушены права белорусской стороны как инвестора в инфраструктуру порта Клайпеды, где с 2013 года ей принадлежит 30% доли в терминале насыпных грузов Birių krovinių terminalas (BKT). Как отмечал ранее владелец ВКТ Игорь Удовицкий, у Вильнюса не было законного права ни запрещать транзит удобрений, ни расторгать договор транспортировки, который является самостоятельным объектом инвестиций.

Кроме того, Литва не могла на законных основаниях прекращать доступ к терминалу BKT, тем самым влияя на долгосрочный договор «Беларуськалий»-BKT, срок действия которого истекает только в 2066 году. С учетом того, что на тот момент санкции ЕС не распространялись на деятельность предприятий, обеспечивающих функционирование инвестиции «Беларуськалия», своими действиями литовские власти нарушили не одну международную норму и соглашение, в том числе и Договор о функционировании ЕС, согласно которому Вильнюс был обязан применять исключения из санкций.

В результате противоправных действий Литвы «Беларуськалий» оказался в весьма затруднительном положении, потеряв не только возможность свободного экспорта своей продукции, но и лишившись многомиллиардной прибыли, которую, по мнению компании, теперь должны возместить литовские власти. Добиваясь правды, компания начала действовать сразу по нескольким направлениям. Так, в конце августа 2022 года белорусское предприятие обратилось в суд ЕС, настаивая на отмене ограничительных мер, наложенных на него решением Совета ЕС. В качестве аргументов заявлялось о нарушении принципа законности и несоблюдении норм международных соглашений, а также принципа адресности ввиду того, что санкции затрагивали гражданское население не только в Белоруссии, но и в других странах мира.

Кроме того, утверждалось, что ограничения нарушили принцип «правовой определенности», так как власти ЕС в своей санкционной политике оперируют понятиями, значение которых не определено ни в соответствующей документации, ни в судебной практике. Одновременно белорусская сторона указывала на результат ошибочной оценки аргументации Совета ЕС: так, он не смог продемонстрировать, почему предприятию «выгодно нахождение Александра Лукашенко у власти» или каким образом оно его поддерживает. Помимо этого, заявлялось о нарушении принципов недискриминации и пропорциональности, а также введении ограничительных мер без указания причин в нарушение обязательств.

Однако все доводы «Беларуськалия», как и его трейдера «Белорусской калийной компании» (БКК), также попавшего под санкции, суд Европейского союза не принял во внимание. В Евросоюзе решили полностью проигнорировать все заявления белорусской стороны, что было вполне предсказуемо, так как политическая мотивация европейских чиновников сегодня превалирует над законностью, о которой так любят рассуждать на Западе. В сентябре 2024 года Суд ЕС в Люксембурге оставил без удовлетворения очередное требование «Беларуськалия» отменить введенные в отношении него ограничительные меры, придя к выводу о том, что заявитель якобы не смог привести каких-либо новых убедительных аргументов в поддержку своей позиции.

Параллельно «Беларуськалий» решил надавить на Литву, начав против нее осенью 2023 года арбитражный процесс и потребовав возмещения ущерба в размере около 1 млрд евро, не считая процентов и судебных издержек. Белорусское предприятие заявило, что понесло серьезный ущерб из-за того, что литовские власти разорвали договор на перевозку грузов, тем самым нарушив двустороннее соглашение 1999 года о защите инвестиций, о разрыве которого Вильнюс сообщил Минску только осенью 2024 года, что означало его действие еще в течение последующих 12 месяцев. Кроме того, «Беларуськалий» обвинил власти Литвы в том, что в результате их действий стоимость акций предприятия и терминала насыпных грузов в Клайпеде заметно снизилась. Однако все попытки решить дело при помощи литовской судебной системы не увенчались для белорусской компании успехом, после чего она решила добиваться правды в европейском арбитраже.

В начале декабря 2024 года «Беларуськалий» подал иск против Литвы в Постоянную палату третейского суда (Permanent Court of Arbitration) в Гааге, потребовав от Вильнюса компенсации уже в $12 млрд, в которые был оценен ущерб предприятия из-за приостановки транзита удобрений. Местом проведения разбирательства станет Женева, и для этой цели будет сформирован специальный арбитраж в составе трех арбитров. При этом сумма, выставленная «Беларуськалием», составляет около трети всех расходов консолидированного бюджета Литвы на 2025 год (около 34,4 млрд евро).

Как отметил глава белорусского предприятия Андрей Рыбаков, «ни у кого не должно создаваться впечатления, что наши права можно нарушать безнаказанно» и это «посыл для тех, кто будет пытаться нарушать наши права в будущем». При этом в Литве, после того как в феврале текущего года о действиях «Беларуськалия» стало официально известно, заявили, что считают данный иск не более чем «средство политического давления», а по словам литовского премьер-министра Гинтаутаса Палуцкаса, у Вильнюса «правильная позиция» и власти страны никак не будут реагировать на происходящее.

Такая позиция Литвы, к сожалению, имеет под собой все основания. С одной стороны, арбитражный процесс обычно занимает около 3-5 лет, а значит, «переживать» Вильнюсу в ближайшие годы не имеет смысла. С другой – практика показывает, что ЕС в своей антибелорусской и русофобской политике не стремится придерживаться буквы закона и вряд ли встанет на сторону Белоруссии, даже если для этого будут все основания. Ярким примером является безуспешность всех попыток белорусских предприятий последних лет решить вопрос отмены санкций через европейские структуры.

Можно, например, вспомнить, что, помимо «Беларуськалия» и БКК, суд ЕС в феврале 2024 года отказался снимать санкции в отношении крупнейшего нефтехимического предприятия «Гродно Азот» и его филиала «Химволокно», объяснив это тем, что Совет Европейского союза был прав в своих оценках их «важного и стратегического положения» в белорусской экономике, а также статуса государственных компаний, которые «представляют собой источник существенных доходов для политического режима». Аналогичная участь постигла и «Белорусский металлургический завод» (БМЗ), которому в марте 2024 года также было отказано в требовании снять с него и его структур санкции. Не были отменены ограничения и в отношении белорусского авиаперевозчика «Белавиа», которого в мае прошлого года даже попытались заставить оплатить судебные издержки, в том числе связанные с применением обеспечительных мер. И это далеко не полный перечь тех предприятий и государственных структур Белоруссии, которые до последнего старались действовать законными методами в отношениях с ЕС, старясь доказать свою правоту.

Единственным, кому удалось победить, играя на чужой площадке, оказался производитель шин «Белшина», который попал в санкционный список Евросоюза еще в 2021 году. В марте 2024 года Высшая инстанция Суда Европейского союза признала законными доводы белорусской компании, отметив, что Совет ЕС не смог доказать, что «Белшина» получает достаточно крупный доход, из которого могли бы «непосредственно извлекать прибыль белорусские власти». Более того, в суде обратили внимание, что на момент попадания в санкционный список предприятие было убыточным, а утверждения о том, что увольнения некоторых сотрудников были вызваны политическими мотивами, не соответствуют действительности.

Однако такое решение является исключением из правил, и необходимо учесть, что продукция «Белшины» по-прежнему остается под европейскими ограничениями, а значит, само по себе решение суда не окажет решающего значения на экспорт предприятия на западные рынки. Поэтому и снятие санкций в данном случае стоит рассматривать лишь как некое желание ЕС продемонстрировать общественности свою якобы приверженность защите существующих международных норм и правил, прикрыв тем самым абсолютное беззаконие, которое устраивают в последние годы европейские структуры в отношении неугодных им стран.

Исходя из последних событий, сложившаяся с 2020 года ситуация вокруг оказавшихся под санкциями белорусских предприятий в обозримом будущем вряд ли претерпит кардинальные изменения. США, ЕС, Великобритания и их союзники не откажутся от введенных в отношении Минска ограничений, в том числе и по экономическим причинам: конкурент в лице Белоруссии им не нужен. Поэтому «Беларуськалию», как и всем остальным белорусским компаниям, вряд ли удастся добиться отмены санкций и компенсаций, но в судах они хотя бы демонстрируют всему миру истинное лицо Запада, где царит лицемерие и политика двойных стандартов.    

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
515
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика