![](upl/news_image/orig/1x/7x/uu/xh/1x7xuuxhimd6.jpg)
Провал очередной проевропейской силы в Молдове в лице Майи Санду и поддерживающей ее партии PAS со всей остротой поставил накануне предстоящих парламентских выборов вопрос о том, кто сможет удержать страну в русле прозападной политики. Как некогда это уже произошло с олигархическим режимом Плахотнюка, нынешняя проевропейская власть только компрометирует процесс «евроинтеграции». Несмотря на получение страной статуса кандидата на вступление в ЕС, Молдова слишком явно деградирует как в экономическом, так и в социально-политическом плане.
Пять лет назад, в 2019 году, нынешняя власть в лице Санду и PAS в коалиции с Партией социалистов пришла на смену погрязшему в коррупции и кумовстве режиму Плахотнюка. Эта ситуативная коалиция абсолютно антагонистических политических сил стала возможной благодаря сиюминутному совпадению на тот момент интересов России и США в Молдове. Однако позднее сосредоточенность Российской Федерации на событиях на соседней Украине привели к тому, что на очередных выборах президента победу одержала прозападный кандидат Майя Санду, победившая во втором туре лидера социалистов Игоря Додона. Последующее развитие событий привело к победе на досрочных выборах партии PAS и установлению в Молдове не то что антироссийского, а, можно смело квалифицировать, русофобского режима.
При этом Санду и поддерживающая ее PAS крайне ревниво относились к любым попыткам других политических партий проевропейской направленности пробиться к пирогу «евроинтеграции», щедро предоставляемого Брюсселем и Бухарестом для молдавских политиков. Президентская партия явно не желала делить поступающие в РМ гранты со своими единомышленниками и жестко подавляла малейшие попытки усомниться в том, что «евроинтеграцию» в Молдове олицетворяют исключительно Санду и PAS.
Однако результаты их четырехлетнего правления оказались не просто плачевными, а катастрофическими по всем направлениям, что, в свою очередь привело к пониманию простого и очевидного факта: в следующем парламенте единоличного большинства у PAS не будет при любых проявлениях админресурса и фальсификациях. Это, в свою очередь, привело к необходимости поиска партнеров по возможной парламентской коалиции, что вызвало к активности целый ряд политических сил, которые начали подготовку к очередным парламентским выборам под флагом оппозиции к действующей власти.
В начале февраля было объявлено о создании оппозиционной политической силы, которая может пройти в парламент и даже получить достаточное количество мест для того, чтобы влиять на ситуацию в стране. В нее вошли лидеры трех оппозиционных партий и бывший генеральный прокурор республики Александр Стояногло – электоральный конкурент Санду во втором туре президентских выборов, которые объявили о создании политического блока «Альтернатива». В него вошли «Движение национальной альтернативы» под руководством мэра Кишинева Иона Чебана, Партия развития и объединения Молдовы экс-премьера Ион Кику, а также партия «Гражданский конгресс», которую представил один из ее лидеров, бывший советник президента Владимира Воронина Марк Ткачук. Ни социалисты, ни коммунисты в состав «Альтернативы» не вошли.
А. Стояногло сообщил, что у блока есть команда профессионалов, которая готова взять на себя ответственность за руководство страной, а И. Кику подчеркнул, что главная причина жесткого кризиса в стране заключается в некомпетентности действующей власти. Несмотря на свою «оппозиционность», указанная коалиция основной своей целью политики провозгласила евроинтеграцию. «Европейскую интеграцию страны не надо осуществлять заявлениями или обещаниями, которым не суждено было сбываться. Ее нужно осуществлять конкретными действиями, модернизацией страны, повышением уровня жизни. Срочно необходимо вывести Молдову из кризиса, спасать Республику Молдова и направить ее по пути созидания», – отметил И. Чебан, выступая на пресс-конференции, анонсировавшей создание нового политического блока.
Также Чебан тезисно сформулировал политическое кредо блока «Альтернатива»: «Мы выступаем за европейскую интеграцию, как главную цель страны. Мы говорим и пишем на румынском языке. Мы знаем, что есть война на востоке и агрессия против Украины. Мы должны сконцентрироваться на нуждах наших граждан». Таким образом, принципиального отличия от действующей русофобской власти Санду и PAS в программе «оппозиции» не наблюдается, а всё по большому счету сводится к утверждению, что она намерена больше заботиться о Молдове и ее населении, чем те, которые сегодня находятся у власти, и будет лучше управлять страной.
Твердя о евроинтеграции, «альтернативщики» будто не знают о результатах референдума, который проводился одновременно с первым туром президентских выборов, а он ясно показал, что половина граждан Молдовы, в том числе с учетом проживающих в Европе, не стремится к вступлению в ЕС.
Вера в то, что Молдову когда-то примут в Евросоюз, уже становится симптомом политической близорукости, а если так будет продолжаться и дальше, то окажется и признаком политического слабоумия. Политики с 2004 года используют тему сближения Молдовы с ЕС только в своих целях. В этом процессе Санду и ее партия через полное пренебрежение интересами Молдовы добились того, что они сегодня пользуются полной поддержкой брюссельской бюрократии. Но ведь это гибельно для страны. Евробюрократия безоговорочно покрывает все, что творит правящий в Кишиневе режим – нарушения Конституции, попрание принципов правового государства, коллапс юстиции, конфронтацию с Гагаузией и Приднестровьем. Вот с чем сейчас у здравомыслящих молдаван ассоциируется евроинтеграция, которую упорно продвигают уже 20 лет. Поэтому все призывы к вступлению в ЕС в сегодняшней Молдове являются неоспоримым свидетельством желания урвать себе кусок евроинтеграционного «пирога».
Отдельно, конечно, стоит остановиться на персоналиях этого политического объединения. Хедлайнером в нем, безусловно выступает бывший генеральный прокурор Александр Стояногло. В ходе президентских выборов возникла, как теперь ясно, иллюзия, что он – своеобразное знамя противостояния Санду, учитывая, что во втором туре политик победил Санду по голосам, отданным внутри страны. Однако после голосования Стояногло практически «слился», не взявшись оспаривать свое поражение, хотя со стороны Санду были допущены многочисленные нарушения, а также полностью прекратил взаимодействие с Партией социалистов, которая обеспечила ему полную поддержку в ходе всей президентской кампании. Так что его моральный авторитет значительно оскудел. Кроме этого, надо четко понимать, что результат Стояногло во втором туре выборов обусловлен вовсе не его личным рейтингом, а голосованием «против Санду», к которому призывали многие молдавские политики, в том числе и кандидаты, не прошедшие во второй тур.
Фактическим лидером нового политического блока является Ион Чебан, мэр Кишинева, возглавляющий партию MAN. Ставший мэром также при поддержке Партии социалистов и покинувший ее после этого Чебан создал свой политический проект, эксплуатирующий сегодня тот успех. Именно Чебан, грезящий о посте премьера, обладает, учитывая его сегодняшнюю должность, необходимыми для выборов финансовыми ресурсами.
Ион Кику, лидер Партии развития и объединения Молдовы, занимал пост премьера при президенте И. Додоне и проявил себя с хорошей стороны. Однако созданная им партия, хотя и добилась определенных успехов на последних местных выборах, в одиночку не способна пробиться в парламент. В то же время созданная как поддерживающая евроинтеграцию политическая сила партия Кику добавляет «Альтернативе» дополнительный «проевропейский» флёр.
Отдельная история – партия «Гражданский конгресс» Марка Ткачука, который в свое время являлся советником третьего президента Владимира Воронина и входил в руководство правящей при нем Партии коммунистов, из которой впоследствии был исключен. Создав свою партию «Гражданский конгресс», Ткачук не преуспел в политической деятельности: на прошлых парламентских выборах «Гражданский конгресс» набрал всего 0,77% голосов, показав просто удручающий результат. Судя по всему, руководить собственным политическим проектом оказалось гораздо сложнее, чем заниматься интригами в аппарате президента Воронина. Кстати, благодаря одной из таких интриг тогда еще будущий президент И. Додон проиграл выборы на пост мэра Кишинева, будучи кандидатом от Партии коммунистов.
Как видно, весь состав нового проевропейского блока в той или иной степени в прошлом связан с экс-президентом Додоном, который сегодня занимает пост председателя Партии социалистов. Эта партия сегодня является парламентской и сохраняет шансы на попадание в следующий парламент. Ну а то, воспользуется ли она этими шансами, зависит во многом от нее самой.