
Сыграв первую скрипку в развале СССР, дядюшка Сэм сконцентрировался на десоветизации постсоветского пространства, запустив череду законопроектов, направленных на переосмысление советского наследия якобы в целях успешного продвижения демократических реформ. Не обошла стороной американская лихорадка народовластия и Киргизию, в 2017 году присоединившуюся к международному партнерству «Открытое правительство» (Open Government Partnership, OGP), в рамках которого республика взяла на себя обязательства по открытию архивной информации, касающейся политических репрессий периода 1918–1953 годов, и совершенствованию законодательства о реабилитации репрессированных.
Во исполнение его в конце декабря прошлого года группа депутатов парламента Киргизии (Жанар Акакев, Мирлан Сымыйкожо, Чолпон Султанбекова) во главе со спикером Нурланом Шакиевым, известным своей открытой неприязнью ко всему русскому и советскому, разработала законопроект «О защите прав жертв политических репрессий», направленный на окончательную реабилитацию всех репрессированных в советский период с 1918 по 1953 год. А в канун нового 2025 года – 31 декабря – президент КР Садыр Жапаров подписал закон о внесении изменений в законы «О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам» и «О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики».
Эксперты уверены: необходимости в принятии закона не было. «Большинство осужденных по политическим мотивам, – считает историк, исследователь темы реабилитации жертв сталинских репрессий в Киргизстане Павел Дятленко, – уже давно реабилитировано по действующему закону о реабилитации, который является рабочим правовым механизмом». Соответственно, цель нового законопроекта с восстановлением исторической справедливости не коррелирует вовсе и, судя по приостановке работы комиссии в связи с «заморозкой» международной помощи через USAID», в его реализации заинтересованы исключительно внешние игроки и современные потомки преступников, решившие подзаработать, а заодно взять реванш в канун 80-летия Великой Победы.
Новый закон разработан явно с опорой на опыт Украины и Грузии, где тема сталинских репрессий и реабилитации пострадавших от них граждан активно используется политическим классом для внутри- и внешнеполитических спекуляций. Его парадокс состоит в том, что если реабилитация по некоторым категориям преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РСФСР, требует прохождения установленного этим же нормативно-правовым актом порядка, предполагающего представление в суде доказательств невиновности реабилитанта, то около 20 категорий преступников оправданы законом автоматически и объявлены пострадавшими, несмотря на наличие статей за совершение подобных преступлений в действующем Уголовной кодексе Киргизской Республики.
К ним отнесли всех осужденных в период с 1917 по 1953 год за измену родине, а если быть точнее – за шпионаж, выдачу военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу; за вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию в составе вооруженных банд; за сношения в контрреволюционных целях с иностранным государством или отдельными его представителями, а равно способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с Союзом ССР в состоянии войны или ведущему с ним борьбу путем интервенции или блокады; за совершение террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций; за разрушение или повреждение с контрреволюционной целью взрывом, поджогом или другими способами железнодорожных или иных путей и средств сообщения, средств народной связи, водопровода, общественных складов и иных сооружений или государственного или общественного имущества; за пропаганду или агитацию, направленные к возбуждению национальной или религиозной вражды или розни; за злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или ее бездействие; за тайное похищение чужого имущества (кражу); за изготовление, хранение, покупку и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно огнестрельного (кроме охотничьего), оружия без надлежащего разрешения и пр.
И даже несмотря на то, что реабилитация террористов, агентов и пособников иностранных спецслужб, басмачей, религиозных радикалов, националистов, контрабандистов, диверсантов, саботажников и всякого рода ворья создает для Киргизии и прочих «пострадавших от красного террора» республик ряд чрезвычайно опасных прецедентов – от потери своего прошлого, поглощаемого создаваемой Западом и его сателлитами трясиной фальсификаций, до потенциальной легализации преступных действий, дискредитации современной судебной системы и раскола общества, игра, по мнению инициаторов закона, стоит свеч. Ведь на кону – мегацель, на которую работают сонм международных организаций и десятки тысяч трутней- энпэошников – отторжение от Центрально-Азиатского региона России, правопреемницы Советского Союза, фактически обвиненного новым законом как в нелегитимности своего существования, так и в преступном характере своих действий.
Западная политика по переосмыслению истории Центральной Азии, направленная на создание новых исторических нарративов, усиливающих независимость региона от России, ослабление между ними культурных и исторических связей – одна из самых значимых в ряду прочих стратегий – экономических (инвестиции, гранты, развитие альтернативных торговых маршрутов), политических (создание различных форматов взаимодействия элит Центральной Азии и Запада, продвижение тезисов о необходимости самостоятельной внешней политики и дистанцирования от «старых империй», поощрение многовекторности, но без России), культурных (расширение образовательных программ, дискредитация роли русского языка, продвижение западных ценностей через разветвленную сеть НПО и прикормленных СМИ), энергетических (создание альтернативных маршрутов поставок нефти и газа, инвестирование в зеленую энергетику) и военных (поощрение сотрудничества с НАТО, расширение военного присутствия в регионе Турции).
Она проводится как минимум по пяти направлениям, одно из которых – фокус на «колониальном» прошлом региона в составе Российской империи и СССР с акцентом на его регрессивном характере. Продвигаемая вместе с тем концепция «национально-освободительного движения» – восстания против «угнетательницы-России» (например, восстание 1916 года) интерпретирует его как борьбу за независимость, а оправданные новым законом басмачи, коллаборационисты и прочая нечисть признаются национальными героями.
Продвижение «истории без России» – еще одно перспективное направление, прорабатываемое Западом в тандеме с турецкими партнерами. В его рамках восстанавливаются альтернативные истории, например популяризируются темы древних государств – Кокандского, Хивинского и Бухарского ханств и «утерянного ими с приходом России культурного величия», или история региона рассматривается как часть истории Турции, Ирана, а то и всего исламского мира вне связи с Россией, вклад которой в развитие Центральной Азии либо умалчивается, либо беспардонно обесценивается.
И, наконец, западная критика культа Великой Отечественной войны – клин, с экзальтацией вбиваемый в историю советского народа, потому как память о ней рассматривается Западом как используемый Кремлем инструмент консолидации общества, легитимации власти и укрепления патриотизма, как часть российской «мягкой силы». Отсюда попытки уравнять ответственность СССР и нацистской Германии за развязывание войны, продвижение концепции «двух тоталитаризмов» (сталинизм = нацизм), переключение внимания масс с героической борьбы на иные аспекты войны – массовые репрессии в Красной армии, депортацию народов, насильственную советизацию Восточной Европы и все более уверенные шаги в направлении героизации боевиков Туркестанского легиона вермахта и восточно-мусульманских частей СС.
А это значит лишь одно – будет еще как минимум одна редакция закона «О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам», благодаря которой национальный пантеон киргизских «героев» станет шире, а Россия – дальше.