
Пока власти Казахстана рассказывают о больших перспективах рыночного развития аграрной отрасли, продовольственные кризисы приняли в стране регулярный характер. В 2021 году обострился картофельно-морковный дефицит, затем последовали исчезновение с прилавков сахара, введение запрета на экспорт лука. А цены? Ведь, по утверждениям властей, производство продуктов питания в Казахстане ежегодно растет и, согласно законам рыночной экономики, цена на них должна снижаться. Однако реальность оказывается совсем иной: лук, морковь, картофель, капуста постоянно и существенно дорожают.
Вот и теперь в середине января на ажиотажном спросе, связанном с нехваткой объемов, в магазинах резко (с 150-200 тенге в конце 2024 года) – до более 500 тенге за килограмм – подорожала картошка. Цены в Астане выросли в два раза, Алматы – на 86%, Атырау и Усть-Каменогорске – выше чем на 70%. При этом качество картофеля оставляет желать лучшего: часто поступает гнилым, мокрым или перемороженным.
В ряде городов местные власти ввели ограничения на продажу картофеля в торговых сетях – не более 5 кг в одни руки, а правительство, усмотрев причину роста цен в увеличении экспорта в соседние республики, особенно в Узбекистан, запретило экспорт на полгода, до получения урожая раннего картофеля на юге страны.
Как сообщила пресс-служба правительства, «в текущем году экспорт картофеля вырос с 411 тысяч тонн до 605 тысяч… Ажиотажный спрос оказал влияние на внутренний рынок… Зафиксирован резкий рост цены до 605 тенге за килограмм… Принятые меры нацелены на обеспечение стабильности цен на картофель, недопущение необоснованного роста цены и запрет спекулятивных действий со стороны участников рынка… В случае нарушения законодательства по торговой деятельности, будут приняты меры воздействия на участников рынка». Однако это предупреждение вряд ли грозит им серьезными последствиями.
В чем причина возникшего дефицита картофеля и последующего скачка цен на него? Откуда ажиотаж? Двое вице-министров сельского хозяйства назвали разные причины этого. По мнению Ермека Кенжеханулы, в росте цен на картофель «виноват» его активный экспорт. На значительный рост экспорта сослался и заместитель председателя Комитета торговли МТИ РК Ернур Жаутикбаев.
При этом другой вице-министр Ербол Тасжуреков полагает, что здесь сработал фрагментарный эффект: после нового года некоторые овощехранилища и склады не работали, что привело к снижению объемов картофеля на рынке. «Я не думаю, что это ценовой сговор. Мы просто сравнили ту цену, по которой овощи реализуются на рынках, в торговых сетях, и ту цену, по которой на сегодня реализуют сельхозтоваропроизводители. Есть разница. Здесь есть вопросы именно к недобросовестным посредникам, по которым Министерство торговли и интеграции ведет работу», – заявил чиновник.
С этим согласны и фермеры, которые указывают на практику торговых сетей закупать картофель у производителей через длинные цепочки посредников-перекупщиков. Зачастую именно из-за посредников цены на розничную продукцию порой вырастают до 60%. Дело в том, что торговые сети ограничены в возможностях наценки 15-процентным уровнем. Однако, создавая свои закупочные компании-прокладки, они легко обходят это ограничение. Все просто: посредник берет у фермера картофель, к примеру, по 200-250 тенге/кг, продает торговой сети его уже по 400, сеть накидывает еще свои 15% и конечному покупателю килограмм картофеля предлагается уже по 450 тенге. Контролирующие органы такие факты серьезно не расследуют и эту порочную практику не пресекают.
Обратимся к цифрам. По данным Минсельхоза республики, валовый сбор картофеля в Казахстане в 2024 году вырос на 28% по сравнению с 2023 годом и составил 2,9 млн тонн. Потребность в стране составляет ежегодно порядка 1,5 млн тонн. С августа по декабрь 2024 года потреблено 844 тыс. тонн картофеля. На экспорт ушло за весь 2024 год 620 тыс. тонн. Прогнозный объем потребления в январе-апреле 2025 года в республике – 675 тыс. тонн. Простая арифметика – сложите цифры! Имеющихся запасов картофеля должно быть достаточно для покрытия внутренней потребности до раннего урожая текущего года.
Вопрос в том, действительно ли в 2024 году было собрано 2,9 млн тонн картофеля, как отчитался Минсельхоз РК? По мнению ряда экспертов, статистика по объемам овощей в стране завышена и заявленных объемов урожая в республике нет. Иначе как объяснить, что при хороших запасах основные овощи – лук, морковь, капуста, картофель – постоянно и существенно дорожают? Явно допущены значительные приписки.
Об их наличии говорят следующие факты. Во-первых, в республике на смену ликвидированным крупным колхозам и совхозам пришли маломощные фермерские и личные подсобные хозяйства. Во-вторых, площади поливных земель в стране за последние 30 лет сократились вдвое – с 3 до 1,5 млн га. В-третьих, у большинства фермерских хозяйств нет оборотных средств для приобретения качественных семян, удобрений, техники, а значит, возможности добиваться высокой урожайности. Однако при этом, по статистике, производится в 6-7 раз больше овощей, чем ранее!
Разница между реальными и заявленными объемами производства ведет к дефициту и, как следствие, резкому росту цен. Таким образом, проблемы с картофелем – результат отсутствия реальной статистики, а проще говоря – приписок чиновников, стремящихся демонстрировать хорошие показатели. Дефицит и неконтролируемый экспорт порождает рост цен.
Ситуация усугубляется дефицитом мощностей овощехранилищ. В Казахстане, согласно данным Минсельхоза, чуть больше 1,2 тыс. плодоовощехранилищ с суммарной вместимостью менее 2 млн тонн. При этом общий ежегодный сбор овощей в стране превышает 6,5 млн тонн. Чтобы сохранить до весны собранный урожай овощей и фруктов, Казахстану нужно увеличить мощности картофелехранилищ в три раза, а фруктохранилищ – в два раза. Кроме того, по данным министерства торговли и интеграции, 60% овощехранилищ не имеют холодильных установок, срок эксплуатации 30% складских помещений превышает 20 лет. В результате потери при хранении достигают 35-40% от объемов заготовленной продукции.
В МТИ посчитали, что, если с 2026 по 2030 год ежегодно строить овощехранилища мощностью 180 тыс. тонн, только тогда потребность страны в складских помещениях для хранения картофеля и фруктов будет полностью закрыта. Однако, судя по темпам строительства таких объектов, достичь этих целей удастся не скоро.
Казалось бы, почему не построить хранилища и продавать овощи круглый год по адекватной цене? Оказывается, это невыгодно. Безусловно, немалые расходы на строительство придётся заложить в цену. Но главное, по Земельному кодексу Казахстана на ценных сельхозугодиях фермер может поставить лишь временный сарай или навес, но не капитальное овощехранилище.
Для строительства овощехранилища нужно искать участок, удаленный от поля. А это расходы не только на строительство, но и на логистику. В итоге продукция оказывается дороже китайской и узбекской, а сотни тонн овощей продолжают гнить, не дойдя до потребителей, которым за лук, морковь, чеснок, картофель приходиться платить, как за экзотические фрукты.
Сложности не только с капитальными овощехранилищами, но и с транспортировкой. Ярким примером этого стал инцидент с 42 вагонами (2,7 тыс. тонн овощей) казахстанского картофеля, отправленного на экспорт в Узбекистан и замерзшего по дороге. Они были отправлены с необходимыми фитосанитарными сертификатами еще до введения запрета на экспорт картофеля. Однако при пересечении границы возникли вопросы к грузоотправителям из-за низкой стоимости картофеля. Пока шли разбирательства, стоявший на станции груз испортился. А виновных нет.
Годы идут, а проблемы с хранилищами не решаются. Фермеру проще вывезти из страны и сразу там продать урожай, забыв о головных болях с его хранением. Безусловно, необходимы комплексные и системные меры властей как по наведению порядка в цепочке поставок с исключением прослойки искусственно созданных монополистов и оптовых перекупщиков, так и путем стимулирования строительства фрукто- и овощехранилищ.
Молчат чиновники и о такой проблеме, как низкая квалификация нынешних кадров в сельском хозяйстве республики: только 12% работников отрасли имеют аграрное образование. Люди не умеют планировать и управлять даже собственными хозяйствами. А ведь в свое время внедрялась система Extension, в областях открывались центры обучения, на которые выделялись немалые деньги, но после передачи этого дела в Национальную палату предпринимателей «Атамекен» всё тихо кануло в Лету. Как и по предыдущим многочисленным аграрным программам, здесь тоже никто не отчитывался. На что конкретно потратили бюджетные средства, чего достигли, какие допустили ошибки – неизвестно.
В министерствах нет специалистов, которые могут просчитывать цены, риски, угрозы – экономические, социальные и тем самым предупреждать негативные последствия тех или иных решений. Поэтому не стоит удивляться, если ближе к маю-июню республика вновь столкнется с ситуацией, подобной картофельному кризису.
Пока в стране не решат проблемы хранения и экспорта, потребитель обречен ждать очередных ценовых сюрпризов, гадая, какой овощ станет предметом роскоши.