
С очередным восхождением Дональда Трампа на американский президентский «трон» необычайно оживилось интернет-пространство по части распространения разнообразных фейков, среди прочего прямо касающихся Центральной Азии.
Например, на днях совершенно серьезно некоторые эксперты принялись разгонять тему о том, что будет, если арендуемый Россией в Казахстане космодром Байконур возьмут да и закроют по совету главы SpaceX Илона Маска. Якобы в местном правительстве уже идут подобные обсуждения, а отказ Астаны от Байконура крайне выгоден США.
Напомним: Байконур сейчас находится в долгосрочной аренде до 2050 года у России, которая за него платит Казахстану 115 млн долларов. После строительства космодрома Восточный РФ стала сокращать здесь своё присутствие, а в 2016 году власти передали Астане часть неиспользованной территории площадью 11,6 тыс. га, прилегающей к городу Байконуру. В 2022 году начались переговоры о передаче Казахстану 234 объектов космодрома.
Более того, из аренды в 2018 году вывели площадку для запуска ракет «Зенит-М», и теперь это совместный российско-казахстанский ракетный комплекс «Байтерек». Казахстан в него уже вложил и планирует далее инвестировать десятки миллиардов рублей, что является существенной суммой, особенно с учётом запланированного дефицита республиканского бюджета в 4,1 трлн тенге, что составляет 16% от всех ожидаемых расходов.
Доморощенных «специалистов» охватили панические настроения: мол, если Астана откажется от проекта «Байтерек», тогда Роскосмосу придется списать в убытки все расходы по созданию ракеты-носителя среднего класса «Союз-5», а его технически можно запускать только с Байконура. При этом первый пуск запланирован на 2026 год, и поэтому у Казахстана еще есть время, чтобы передумать.
Да и вообще: на место России может прийти Китай, который уже выделяет гранты и реализует совместные космические проекты.
В итоге описанные апокалиптические мотивы заканчиваются убийственными выводами о том, что борьба за влияние в Центральной Азии и за доступ к космическому пространству между Китаем и Америкой может поставить Москву в затруднительное положение и вся российская космическая отрасль просто пойдёт прахом.
Начиналось же всё это с банальной новости о том, что лично Илон Маск, возглавляющий министерство по эффективности правительства США, вышел на вице-премьера страны Серика Жумангарина с идеей оптимизировать бюджет, сократив расходы в социальном блоке, которые, кстати, в Казахстане составляют 37,5% республиканского бюджета.
Соответственно, дальше последовали мыслимые и немыслимые спекуляции на предмет того, что Астана думает о сокращении расходов по методу Маска, и первым под «оптимизацию» попадёт космодром Байконур, поскольку американский реформатор просто спит и видит, как избавиться от этого объекта: меньше конкурентов – больше заказов на запуск ракеты Falcon 9 компанией SpaceX.
На самом деле, по словам вице-премьера РК С. Жумангарина, с этой идеей вышел какой-то неизвестный публике человек из департамента оптимизации в администрации Д. Трампа, предложив свои услуги. На что в ответ вице-премьер сам предложил создать рабочую группу, упомянув о сложности сокращения бюджета именно в социальной сфере: «Социальный бюджет – это многодетные матери, это дети, это старики, это пенсионеры... Надо смотреть другие виды бюджета... Мы не против сокращения абсолютно, если оно будет разумным и не коснется простого человека».
К слову, не стоит недооценивать здравомыслие и профессионализм Серика Жумангарина, который, хотя и выразил интерес к новому подходу Маска, тем не менее отметил: «Сейчас посмотрим, к какой экономии они придут. Нам, конечно, не нужно копировать чужой опыт, но важно задуматься о рационализации наших расходов. По его словам, рационализация бюджета может быть достигнута двумя путями: увеличением доходов через налоговые реформы и сокращением расходов для поддержания баланса бюджета».
В этом контексте стоит отметить, что 7 февраля с. г. Parasat Business Club провёл круглый стол, в рамках которого местные специалисты вместе с приглашёнными экспертами Национального банка и ведущими мировыми экономистами обсудили ключевые вызовы казахстанской экономики. И естественно, что поводом для дискуссии стали планируемое поднятие НДС до 20% и сохранение высокой базовой ставки нацбанка. По оценке присутствующих, первая мера увеличит налоговую нагрузку на бизнес и простых налогоплательщиков и потребителей, а вторая – затрудняет доступ предпринимателей к дешёвым кредитным деньгам. В сумме это не просто создаёт сложную экономическую ситуацию, но и влечёт за собой негативные социальные последствия.
Таким образом, участники дискуссии попытались ответить на ключевой вопрос, связанный с необходимостью таких реформ в стране, которые позволят избежать экономического застоя и выйти на устойчивую траекторию роста. В ходе встречи все ораторы пришли к единому мнению, что важно решать экономические проблемы страны не за счёт повышения налогов, а путём реализации соответствующих структурных реформ и честной налоговой системы.
Причём, по всеобщей оценке, принципиально важно видеть новые сильные стороны экономики Казахстана, в том числе развивать креативную экономику, в современных условиях не требующую больших вложений, в связи с чем она может стать одним из локомотивов благополучия страны.
Кстати, ещё в июне прошлого года на полях Петербургского международного экономического форума было подписано соглашение о партнёрстве между российской Федерацией креативных индустрий и казахстанским Фондом креативных инициатив и культурного наследия.
Организации планируют обмениваться опытом и содействовать творческим и деловым коллаборациям предпринимателей обеих стран. Отмечается, что такое партнерство позволит российским и казахстанским креаторам не только эффективнее развивать бизнес в своих странах, но и укрепить позиции на международном рынке, что, в свою очередь, будет содействовать экстенсивному развитию креативной экономики на евразийском пространстве. Важным направлением сотрудничества станут совместное изучение рынков креативных индустрий и выработка предложений, стратегий, программ по развитию ключевых отраслей. В планах – развитие межстрановых образовательных и просветительских инициатив.
Как весьма верно подметил генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов, «по разным подсчетам к 2030 году более 10% мирового ВВП будет приходиться на креативные индустрии, при этом само креативное производство все больше смещается с Запада в страны БРИКС+. 8 из 10 стран БРИКС+ включили в свои стратегии развития креативных индустрий пункты об укреплении позиций на мировой арене и развитии международного сотрудничества. Разумеется, мы, ФКИ, не можем стоять в стороне от этого процесса. И Россия, и Казахстан имеют огромный потенциал в креативной сфере, но вместе мы можем еще больше».
В свою очередь, учредитель казахстанского Фонда креативных инициатив Дина Абдрахмет отметила, что такое партнерство поможет укрепить позиции креативных профессионалов России и Казахстана за рубежом и одновременно обогатить местные творческие сообщества новыми идеями.
Вот это – деловой разговор, а не гадание на кофейной гуще вокруг мифических рекомендаций Илона Маска.