МТК «Север – Юг»: формируется мегакоридор Большой Евразии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.02.2025 |

МТК «Север – Юг»: формируется мегакоридор Большой Евразии

Развитие международного транспортного коридора «Север–Юг» нацелено на дальнейшее освоение внешнеэкономического и, соответственно, транзитного ареала большей части Азии. Это обусловлено, прежде всего, военно-политической ситуацией на «транссуэцком» трансконтинентальном маршруте и взрывоопасной ситуацией непосредственно вблизи Суэцкого канала. Потому неудивительно, что всё большее число азиатских стран подключается к МТК «Север – Юг». Параллельно укрепляются геополитические и внешнеэкономические позиции стержневых участников МТК – РФ, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Ирана и Индии.

Так, в конце декабря 2024 г. официально сообщалось, что ЕАЭС и Объединённые Арабские Эмираты близки к заключению соглашения о зоне свободной торговли и в целом экономическом партнёрстве. Что, в свою очередь, придаст новый импульс дальнейшему развитию международного транспортного коридора.

«ОАЭ заинтересованы в участии в проекте МТК «Север – Юг», который активно продвигает РФ, – отмечал в ходе ПМЭФ-2024 замглавы Минпромторга России Алексей Груздев. – Это крайне важно для того, чтобы ОАЭ выступали также важным инвестиционным хабом для продвижения российской или совместно произведённой продукции на рынки третьих стран».

Поясним, в этой связи: в МТК «Север – Юг» изначально участвует Оман, соседствующий с ОАЭ в бассейне не только Персидского залива, но и Индийского океана. Потому неудивительно, что весной 2024-го обе стороны заключили соглашение о прямом железнодорожном сообщении между ними, самое позднее к 2027 году. Плюс к тому к концу 2020-х Оман, ОАЭ и Индия введут в действие подводный авто- и ж/д тоннель с омано-эмиратского приграничья к индийскому порту Мумбаи – конечному пункту основного (точнее базисного) маршрута МТК. Предварительно намечено ответвление от этого тоннеля к западнопакистанскому порту Гвадар – соседнему с Ираном и Оманом. Таким образом, формируется дополнительный, параллельный коридорный маршрут в рамках МТК, охватывающий и Аравийский полуостров.

В политической основе таких проектов – развивающееся сотрудничество всех этих стран не только с РФ, но и с Ираном, чему пытается, притом не один год, воспрепятствовать коллективный Запад.

Но не только Оман и ОАЭ включаются в столь масштабный проект. Еще в конце 2023 г. первый грузовой состав из 31 контейнера, отправленный из Челябинской области в Саудовскую Аравию (СА), прибыл в эту страну по восточному МТК-маршруту – через иранский порт Бендер-Аббас, затем проследовал через ОАЭ в СА. В дальнейшем поставки в/из СА по тому же и по западному полигону МТК (РФ-Азербайджан-Иран) запланированы напрямую – через саудовский порт Даммам. Тем самым Саудовская Аравия включилась в транзитный коридор «Север – Юг», что стало возможным и ввиду нормализации в начале 2020-х ирано-саудовских отношений.

       

Более активное использование этого коридора СА и другими странами Аравийского региона связано с общерегиональной программой железнодорожного строительства, предусматривающей стыковку портов Саудовской Аравии, Кувейта и Катара в бассейне Персидского залива по трансаравийским магистралям с портами Саудовской Аравии и Иордании в бассейне Красного моря.

Между тем власти Ирака тоже планируют подключить к МТК свои порты Басра, Фао и Умм-Каср в Персидском заливе, что поддерживается российской стороной. Об этом было заявлено в августе 2024 г. в ходе переговоров замминистра транспорта РФ Дмитрия Зверева с послом Ирака в РФ Хайдаром Мансур Хади Аль Азари.

Д. Зверев выразил «интерес России к иракскому проекту «Путь развития» (ж/д и автокоридор Турция-Ирак c выходами на соседний иранский порт Хорремшехр и на Кувейт). Российская сторона высказала также заинтересованность в перспективном совмещении данного проекта с МТК «Север – Юг»» через иракские порты и действующие железные дороги Ирак-Иран и Кувейт-Ирак.

По оценке иракского посла и российского замминистра, такое совмещение «способно коренным образом изменить транзитно-логистический ландшафт Ближнего Востока и Средней Азии». В первом квартале с. г. обе стороны планируют определить совместные технические и экономические мероприятия по сочленению означенных проектов. Кстати, о том, что планируется интеграция «Пути развития» с МТК «Север – Юг», в октябре 2023 г. на Российской энергетической неделе в Москве заявил премьер-министр Ирака Мухаммед Шиа ас-Судани.

Включается в МТК и соседняя с Индией Шри-Ланка. В порту Хамбантота, на западе Шри-Ланки, запланировано создание в 2025-26 гг. с участием российской группы компаний «Дело» международного транзитного хаба, предназначенного для расширения географического ареала данного МТК. Речь идет о высокомощном портовом терминале по перевозке/перевалке контейнеров в глубоководном порту Хамбантота.

Как отмечает глава этой группы компаний Сергей Шинкарев, стороны «оценивают грузопотоки, которые могут направляться в обоих направлениях через Шри-Ланку по МТК «Север – Юг». В том числе в сообщении с иранским портом Бендер-Аббас». По мнению эксперта, «мы считаем, что Шри-Ланка может стать крупным транспортным хабом для международной торговли». Поэтому означенный проект «связан не только с взаимной торговлей, но и с дополнительными возможностями для транзитной перевалки грузов».

Основные маршруты МТК

Отметим также, что де-факто в МТК «Север – Юг», причем с 2022 года, участвует и южноазиатская Бангладеш, это своего рода дальний юго-восток МТК. По имеющейся информации, заинтересованность в его расширении проявляют к настоящему времени власти и бизнес многих стран Юго-Восточной Азии: Индонезии, Малайзии, Сингапура, Мьянмы.

Словом, вполне можно согласиться с Маратом Зембатовым, экспертом Российско-Оманского делового совета: на основе логистической связки иранского Бендр-Аббаса и соседних портов Омана-ОАЭ «формируется единый транспортно-логистический каркас Большой Евразии с участием и Аравийского полуострова». А в целом «МТК «Север – Юг» способен стать не только ключевым, но и самым безопасным мегакоридором, который объединит грузопотоки Европы, Азии и Северной Африки». То есть он станет «новой реальностью, определяющей условия в транспортно-логистической сфере всего мира».

Соответственно, роль транзитного пространства России кратно возрастает.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2375
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика