
Развитие международного транспортного коридора «Север–Юг» нацелено на дальнейшее освоение внешнеэкономического и, соответственно, транзитного ареала большей части Азии. Это обусловлено, прежде всего, военно-политической ситуацией на «транссуэцком» трансконтинентальном маршруте и взрывоопасной ситуацией непосредственно вблизи Суэцкого канала. Потому неудивительно, что всё большее число азиатских стран подключается к МТК «Север – Юг». Параллельно укрепляются геополитические и внешнеэкономические позиции стержневых участников МТК – РФ, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Ирана и Индии.
Так, в конце декабря 2024 г. официально сообщалось, что ЕАЭС и Объединённые Арабские Эмираты близки к заключению соглашения о зоне свободной торговли и в целом экономическом партнёрстве. Что, в свою очередь, придаст новый импульс дальнейшему развитию международного транспортного коридора.
«ОАЭ заинтересованы в участии в проекте МТК «Север – Юг», который активно продвигает РФ, – отмечал в ходе ПМЭФ-2024 замглавы Минпромторга России Алексей Груздев. – Это крайне важно для того, чтобы ОАЭ выступали также важным инвестиционным хабом для продвижения российской или совместно произведённой продукции на рынки третьих стран».
Поясним, в этой связи: в МТК «Север – Юг» изначально участвует Оман, соседствующий с ОАЭ в бассейне не только Персидского залива, но и Индийского океана. Потому неудивительно, что весной 2024-го обе стороны заключили соглашение о прямом железнодорожном сообщении между ними, самое позднее к 2027 году. Плюс к тому к концу 2020-х Оман, ОАЭ и Индия введут в действие подводный авто- и ж/д тоннель с омано-эмиратского приграничья к индийскому порту Мумбаи – конечному пункту основного (точнее базисного) маршрута МТК. Предварительно намечено ответвление от этого тоннеля к западнопакистанскому порту Гвадар – соседнему с Ираном и Оманом. Таким образом, формируется дополнительный, параллельный коридорный маршрут в рамках МТК, охватывающий и Аравийский полуостров.
В политической основе таких проектов – развивающееся сотрудничество всех этих стран не только с РФ, но и с Ираном, чему пытается, притом не один год, воспрепятствовать коллективный Запад.
Но не только Оман и ОАЭ включаются в столь масштабный проект. Еще в конце 2023 г. первый грузовой состав из 31 контейнера, отправленный из Челябинской области в Саудовскую Аравию (СА), прибыл в эту страну по восточному МТК-маршруту – через иранский порт Бендер-Аббас, затем проследовал через ОАЭ в СА. В дальнейшем поставки в/из СА по тому же и по западному полигону МТК (РФ-Азербайджан-Иран) запланированы напрямую – через саудовский порт Даммам. Тем самым Саудовская Аравия включилась в транзитный коридор «Север – Юг», что стало возможным и ввиду нормализации в начале 2020-х ирано-саудовских отношений.
Более активное использование этого коридора СА и другими странами Аравийского региона связано с общерегиональной программой железнодорожного строительства, предусматривающей стыковку портов Саудовской Аравии, Кувейта и Катара в бассейне Персидского залива по трансаравийским магистралям с портами Саудовской Аравии и Иордании в бассейне Красного моря.
Между тем власти Ирака тоже планируют подключить к МТК свои порты Басра, Фао и Умм-Каср в Персидском заливе, что поддерживается российской стороной. Об этом было заявлено в августе 2024 г. в ходе переговоров замминистра транспорта РФ Дмитрия Зверева с послом Ирака в РФ Хайдаром Мансур Хади Аль Азари.
Д. Зверев выразил «интерес России к иракскому проекту «Путь развития» (ж/д и автокоридор Турция-Ирак c выходами на соседний иранский порт Хорремшехр и на Кувейт). Российская сторона высказала также заинтересованность в перспективном совмещении данного проекта с МТК «Север – Юг»» через иракские порты и действующие железные дороги Ирак-Иран и Кувейт-Ирак.
По оценке иракского посла и российского замминистра, такое совмещение «способно коренным образом изменить транзитно-логистический ландшафт Ближнего Востока и Средней Азии». В первом квартале с. г. обе стороны планируют определить совместные технические и экономические мероприятия по сочленению означенных проектов. Кстати, о том, что планируется интеграция «Пути развития» с МТК «Север – Юг», в октябре 2023 г. на Российской энергетической неделе в Москве заявил премьер-министр Ирака Мухаммед Шиа ас-Судани.
Включается в МТК и соседняя с Индией Шри-Ланка. В порту Хамбантота, на западе Шри-Ланки, запланировано создание в 2025-26 гг. с участием российской группы компаний «Дело» международного транзитного хаба, предназначенного для расширения географического ареала данного МТК. Речь идет о высокомощном портовом терминале по перевозке/перевалке контейнеров в глубоководном порту Хамбантота.
Как отмечает глава этой группы компаний Сергей Шинкарев, стороны «оценивают грузопотоки, которые могут направляться в обоих направлениях через Шри-Ланку по МТК «Север – Юг». В том числе в сообщении с иранским портом Бендер-Аббас». По мнению эксперта, «мы считаем, что Шри-Ланка может стать крупным транспортным хабом для международной торговли». Поэтому означенный проект «связан не только с взаимной торговлей, но и с дополнительными возможностями для транзитной перевалки грузов».
Основные маршруты МТК
Отметим также, что де-факто в МТК «Север – Юг», причем с 2022 года, участвует и южноазиатская Бангладеш, это своего рода дальний юго-восток МТК. По имеющейся информации, заинтересованность в его расширении проявляют к настоящему времени власти и бизнес многих стран Юго-Восточной Азии: Индонезии, Малайзии, Сингапура, Мьянмы.
Словом, вполне можно согласиться с Маратом Зембатовым, экспертом Российско-Оманского делового совета: на основе логистической связки иранского Бендр-Аббаса и соседних портов Омана-ОАЭ «формируется единый транспортно-логистический каркас Большой Евразии с участием и Аравийского полуострова». А в целом «МТК «Север – Юг» способен стать не только ключевым, но и самым безопасным мегакоридором, который объединит грузопотоки Европы, Азии и Северной Африки». То есть он станет «новой реальностью, определяющей условия в транспортно-логистической сфере всего мира».
Соответственно, роль транзитного пространства России кратно возрастает.