
Белоруссия и Россия с момента распада СССР всегда придерживались политики двустороннего сотрудничества по самым различным направлениям. Вторая половина 1990-х годов ознаменовалась началом нового этапа белорусско-российских отношений, который начался с момента принятия двух основополагающих документов: Договора о Сообществе двух стран, подписанного Александром Лукашенко и Борисом Ельциным 2 апреля 1996 года, и Договора о создании Союзного государства (СГ) от 8 декабря 1999 года. Сегодня, как показывают события последних лет, с уверенностью можно говорить, что Союзное государство Белоруссии и России не просто состоялось, но и стало определенным базисом для развития интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве.
Необходимо напомнить, что изначально одними из основных целей СГ было создание общего рынка и свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также предоставление равных возможностей для свободной экономической деятельности между двумя странами. Одновременно ставилась задача сформировать одинаковые условия для жизни белорусов и россиян в социальной, экономической и даже политической сферах. За последующие с момента создания СГ годы отношения между Минском и Москвой пережили много разных потрясений, и долгое время сторонам не удавалось выйти на запланированный ими уровень интеграции. Однако события последних нескольких лет коренным образом изменили позиции обеих сторон.
После того как в 2020 году в Белоруссии была осуществлена попытка государственного переворота, в Минске и Москве осознали острую необходимость противостоять Западу совместными усилиями, взяв курс на углубление интеграции. Это вылилось в подписание в ноябре 2021 года 28 союзных программ по самым различным направлениям, которые за последующие три года были успешно реализованы, устранив тем самым практически все существовавшие на тот момент трения между двумя странами. Однако настоящим переломным моментом в истории белорусско-российских отношений стали начало специальной военной операции (СВО) и введение беспрецедентных в мировой истории санкций в отношении РФ. Именно эти события поставили перед Союзным государством новые вызовы, ответом на которые стало ускорение интеграционных процессов между Белоруссией и Россией. Причем речь теперь уже шла не только о гуманитарной и экономической сферах, но и о внешней политике и, что самое важное, обороне. С этого времени между Минском и Москвой прекратили наблюдаться какие-либо противоречия, а оба государства действуют как единое целое.
В первую очередь стоит отметить успехи СГ в области социально-экономического развития. Вне зависимости от того, что говорят противники Союзного государства, обеим странам удалось за годы существования объединения значительно нарастить свой экономический уровень: в сравнении с 1999 годом объем ВВП вырос примерно в 2,5 раза, что является весьма высоким показателем, особенно в сравнении со многими странами Запада или теми постсоветскими республиками, которые отказались от сохранения и развития отношений с Россией. В результате устранения экономических и таможенных барьеров, усиления кооперации в самых различных отраслях в СГ сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать как «две страны – одна экономика».
Об этом более, чем красноречиво говорят данные за 2024 год. Так, объемы двустороннего товарооборота за прошедший год оказались рекордными и после окончательного подсчета могут преодолеть отметку в $60 млрд. При этом доля России в белорусском импорте была максимальной за последние годы (порядка 57%), а составляющая Белоруссии в российском – около 10%, или в два раза больше, чем за последнее десятилетие.
Одновременно страны усилили процессы импортозамещения и промышленной кооперации, одним из результатов чего стала реализация совместных 78 программ на сумму 60 млрд российских рублей. Кроме того, были утверждены еще 27 проектов по самым различным направлениям, начиная от сельского хозяйства и заканчивая освоением космоса, в размере 168 млрд российских рублей. При этом финансировать новые программы будет Россия, которая уже не первый год является главным инвестором в белорусскую экономику.
Например, за 2024 год доля российского капитала в общем объеме иностранных инвестиций Белоруссии составила почти 25%, обогнав по этому показателю ОАЭ (14,3%) и Китай (13,1%). В качестве примера самых успешных двусторонних программ сотрудничества стоит назвать строительство в Гродненской области первой Белорусской атомной электростанции (БелАЭС), а также стартовавший в 2024 году белорусско-российский проект по созданию самолета «Освей», опытный образец которого должен появиться уже в следующем году. И, конечно, нельзя забывать о практически состоявшемся слиянии военно-промышленных комплексов Белоруссии и России, который сегодня на полную мощность работает на обеспечение безопасности всего СГ.
Немаловажную роль в социально-экономическом развитии Союзного государства за последние годы стали играть и региональные связи. Только за 2024 год Белоруссию и Россию взаимно посетили свыше 100 региональных делегаций, в том числе на самом высоком уровне. Отдельное место в данном случае занимает Форум регионов, который уже более десяти лет является площадкой для подписания документов и обмена опытом. Так, на прошедшем в Белоруссии в июне 2024 года 11-м форуме было подписано около 250 документов, а по сумме заключенных контрактов поставлен рекорд – порядка 30 млрд российских рублей. Это один из важнейших показателей того, что белорусско-российская интеграция поддерживается не только руководством двух стран, но и на местном уровне.
Немаловажными в Союзном государстве являются достижения в социально-гуманитарной сфере. За годы существования объединения для граждан обеих стран были созданы практически одинаковые условия для проживания. Белорусы и россияне не только могут свободно перемещаться по территории обоих государств, но и имеют равные права при приеме на работу, в медицинском обслуживании, образовании, социальном и пенсионном страховании и пр. При этом недавно Минску и Москве удалось решить ряд вопросов, история которых насчитает не один год. Так, сегодня речь идет о взаимном признании виз, отмене роуминга, введении единой автостраховки и т. д. Все это способствует не только свободному перемещению рабочей силы, но и постоянному росту внутреннего туризма в СГ – только за 2024 год взаимный туристический поток составил около 6 млн человек.
Кроме того, в рамках СГ страны продолжают следовать и единой идеологии, в том числе в рамках защиты традиционных ценностей и сохранения общей исторической памяти. Поэтому неудивительно, что за последние годы Минск и Москва существенно расширили финансирование Союзного государства именно в данных сферах. Например, в 2024 году было решено выделить средства на второй этап реставрации сооружений Брестской крепости и создание скульптурной композиции для мемориального комплекса на Северном фасе Курской дуги. В текущем году также планируется профинансировать создание мемориального комплекса на Буйничском поле под Могилевом, а также проведение международного патриотического форума в Волгограде «Великое наследие – общее будущее» и ряд иных мероприятий. Это только подтверждает тот факт, что Минск и Москва стоят на одинаковых идеологических позициях, позволяющих им успешно противостоять давлению Запада, пытающегося укоренить по всему миру свои «ценности», а также провести ревизию истории ХХ века.
Однако наибольших достижений СГ в последние годы сумело достичь во внешней политике и военной сфере. Если до 2020 года между Минском и Москвой можно было наблюдать различия в подходах к некоторым вопросам международной повестки дня, то сегодня Белоруссия и Россия являются единомышленниками по всем ключевым проблемам современности и плотно взаимодействуют на мировой арене, оказывая друг другу всяческую поддержку. Причем все это происходит не просто на уровне устных договорённостей, а закреплено существующими двусторонними программами. Ярким подтверждением единой позиции Минска и Москвы по происходящему сегодня в мире является совместная разработка и продвижение Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке и проекта строительства обновленной системы евразийской безопасности.
Конечно, настоящий прорыв в развитии СГ в последние годы был достигнут в области совместной обороны. Об этом свидетельствуют многочисленные встречи как представителей военных ведомств Белоруссии и России, так и лично Владимира Путина и Александра Лукашенко. Появление на белорусской земле российского ядерного оружия, а также планы по размещению в республике нового ракетного комплекса «Орешник» окончательно подтвердили тот факт, что сегодня между Минском и Москвой нет никакого недоверия.
Более того, включение в 2024 году Белоруссии в сферу действия обновленной ядерной доктрины РФ, а также принятие Концепции безопасности Союзного государства и подписание Договора между Белоруссией и Россией о гарантиях безопасности, по сути, окончательно оформили единое оборонное пространство двух стран. Подтверждением этому является то, что Белоруссия юридически оказалась под прикрытием российского «ядерного зонтика», а также тот факт, что теперь с целью предотвращения и отражения актов агрессии в отношении республики на ее территории «могут создаваться военные и другие объекты Российской Федерации, а также размещаться военные формирования Российской Федерации».
Еще несколько лет назад в Минске не были готовы даже обсуждать подобное, но сегодня ситуация кардинальным образом изменилась, и стало очевидно, что две страны просто обязаны действовать вместе для сохранения своей независимости. Без этого представить себе будущее Союзного государства абсолютно невозможно.
Таким образом, за свою четвертьвековую историю Союзное государство прошло довольно сложный путь, который сегодня привел Белоруссию и Россию к совершенно новому уровню сотрудничества. Многое позволяет надеется на то, что в обозримом будущем СГ превратится в серьезного мирового игрока, способного коренным образом изменить ситуацию на всем евразийском пространстве.