Средняя Азия ищет новые рынки труда - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 01.03.2025 |

Средняя Азия ищет новые рынки труда

19 февраля глава российского МИД С. Лавров на правительственном часе в Госдуме выступил против введения визового режима с южными странами СНГ, одновременно подчеркнув необходимость жесткого контроля над миграцией. А ведь его усиление уже вынуждает государства Средней Азии приспосабливаться к новой для себя ситуации, пытаясь перенаправить трудовых мигрантов в другие страны мира.

Попытки адаптироваться к миграционным ограничениям со стороны России среднеазиатские республики начали предпринимать вскоре после теракта в «Крокус Сити Холле», совершенного 22 марта прошлого года. Непосредственным поводом для этого стали проблемы с въездом в Россию, которые начали массово возникать у граждан Таджикистана. Когда стало очевидно, что ужесточение миграционного режима в РФ – это не временная мера, и ситуация, вопреки надеждам как самих мигрантов, так и властей отправляющих их стран, не «успокоится», последние начали к ней приспосабливаться. Наиболее активные усилия в этом направлении предпринимали Узбекистан и Таджикистан, которые, с одной стороны, лидировали по объемам трудовой миграции в Россию, а с другой – не являлись участниками ЕАЭС. Киргизия, которая в это объединение входит, проблем с миграцией испытывала меньше.

Наиболее активно к миграционным ограничениям России, грозящим сокращением объема трудовой миграции, пытается приспособиться Узбекистан, который экономически зависит от нее меньше других стран региона. Так, уже в начале апреля 2024 г. президент Ш. Мирзиёев подписал указ о поддержке трудовых мигрантов. В соответствии с ним для поиска новых рынков труда реорганизовывалось Агентство внешней трудовой миграции, а в зарубежных диппредставительствах вводилась должность атташе по вопросам трудовой миграции. В самом Узбекистане вернувшимся мигрантам планировалось оказывать финансовую помощь для ведения приусадебного хозяйства, выдавать льготные кредиты, а взявшим их на работу предпринимателям выплачивать ежемесячные субсидии. В сентябре прошлого года в ходе визита в Узбекистан канцлера О. Шольца было подписано соглашение о трудовой миграции, предусматривающее отправку в Германии узбекистанских мигрантов.

В конце октября прошлого года вместо Агентства внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и сокращения бедности РУз было образовано Агентство миграции при Кабинете министров. Повышение статуса и уровня подчинения агентства с министерского до правительственного говорит о значении, которое в Ташкенте придают поиску новых зарубежных рынков труда. В его полномочия будет входить реализация госполитики в области внешней трудовой миграции, координация работы соответствующих ведомств и контроль над частными агентствами занятости. Кроме того, в подчинение агентства планировалось передать Фонда поддержки и защиты прав и интересов мигрантов, вместо которого будет создан Фонд миграции. 20 ноября премьер-министр Абдулла Арипов в парламенте заявил, что в 2025 г. более 200 тыс. узбекистанцев смогут найти работу в развитых странах: Германии, Британии, Японии, Южной Корее, Израиле, Канаде, Польше, Турции, Саудовской Аравии и ОАЭ.

В конце января этого года узбекистанская делегация в составе представителей Агентства миграции и МИД посетила Катар, где провела встречу с заместителем министра труда эмирата Шайхой Наджва Бинт Абдулрахман Аль-Сани. В ходе переговоров Катар ввиду большого спроса на рабочую силу выразил готовность резко увеличить число квот для трудовых мигрантов из Узбекистана. На сегодняшний день в Катаре работают всего 560 граждан Узбекистана, и их число, по мнению министерства труда, можно увеличить в несколько раз. Правда, заинтересован он в привлечении квалифицированной рабочей силы, для чего в Узбекистане планируется реализовать проект по языковой и профессиональной подготовке мигрантов. По итогам переговоров с Миграционной службой и государственной рекрутинговой компанией Jusour был подписан меморандум о сотрудничестве, который позволит направлять в Катар специалистов в сфере медицины, туризма, гостиничного бизнеса, IT, инженерии и т. п.

Переориентировать потоки трудовых мигрантов на другие зарубежные рынки труда стремится и Таджикистан, который, в отличие от Узбекистана, имеет гораздо меньше возможностей трудоустроить их внутри страны. В конце октября прошлого года министерства труда Таджикистана и Южной Кореи подписали меморандум о трудоустройстве таджикских мигрантов в этой стране. Действовать соглашение начнет с 2025 г., благодаря чему Минтруда рассчитывает значительно снизить в республике уровень безработицы.

       

Преимуществом южнокорейского рынка труда является гораздо более высокий уровень оплаты труда, который может достигать 2-2,5 тыс. долл., а к сложностям относится необходимость преодоления языкового барьера, для чего в Таджикистане планируется организовать краткосрочные курсы корейского языка. По всем этим причинам Южная Корея может принять ограниченное число мигрантов, которое на конец прошлого года составляло всего несколько десятков человек.

В декабре прошлого года министерство труда, миграции и занятости населения объявило набор мигрантов для работы в Катаре. Соглашение о трудовой миграции было заключено двумя странами еще в феврале 2019 г., после состоявшегося двумя годами ранее официального визита президента Э. Рахмона. Мигранты по этому соглашению могут работать в Катаре на основании трудового договора, подготовленного на основании местного законодательства. Подбором и отправкой мигрантов поручено заниматься Минтруда, которое должно руководствоваться запросами принимающей стороны.

Основные условия для найма – отсутствие судимости, возраст от 20 до 38 лет и знание английского языка, что означает наличие довольно высокого барьера. Работодатель со своей стороны обещает оплату авиабилетов, визы, жилья, питания, спецодежды, медобслуживания и транспортной карты. Зарплата таджикских мигрантов в Катаре составит 600 долл., что в 3-4 раза ниже заработков в Южной Корее.

В ноябре прошлого года в ходе визита Э. Рахмона в Кувейт был подписан меморандум о трудовой миграции, который предусматривает упрощение требований и процедур в этой сфере. После его ратификации парламентами таджикистанцы получат возможность участвовать в оргнаборе мигрантов для работы в Кувейте. С кувейтской компанией Al-Huqooq International Company подписано соглашение по трудоустройству граждан Таджикистана. Договоренности с Кувейтом примечательны тем, что ранее таджикистанцы на рынке труда этой страны были крайне малочисленны. В сентябре прошлого года посол Таджикистана в Кувейте Зубайдулло Зубайдзода в беседе с местными журналистами заявил, что таджикских трудовых мигрантов в стране мало, но они живут в хороших условиях и их число в будущем планируется увеличить. Однако ратификация соглашения и его практическая реализация, как показывает развитие сотрудничества с Катаром, может занять довольно продолжительное время.

Новыми зарубежными рынками труда для выходцев из Узбекистана и Таджикистана в последние годы, как это ни странно, стали прибалтийские страны. Причем объемы трудовой миграции из Средней Азии являются уже довольно значительными. Так, в прошлом году в Латвию, по данным Госпрогранслужбы, въехало 28 тыс. узбеков и еженедельно прибывает несколько сотен человек.

Наплыв мигрантов начинает пугать местное общество, которое к ним не привыкло, однако бизнес испытывает дефицит трудовых ресурсов и требует новых рабочих рук. 9 января этого года на встрече замминистра иностранных дел Узбекистана Олимжона Абдуллаева и посла Латвии Рейниса Трокши обсуждалось дальнейшее увеличение числа трудовых мигрантов, включая их обучение, создание нормативной базы и упрощение визовых процедур. В конце января министр благосостояния Латвии Улдис Аугулис на встрече с узбекистанской делегацией сообщил, что в стране уже находятся свыше 4 тыс. узбекских мигрантов, хорошо себя зарекомендовавших. В ходе этого визита было подписано соглашение о найме в 2025 г. еще 400 водителей грузовиков.

На фоне огромной миграции в Россию число выходцев из Средней Азии на «новых» рынках труда пока невелико. Однако в случае заинтересованности принимающих стран и сохранения лояльной по отношению к мигрантам политики их количество в течение непродолжительного времени может многократно возрасти.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
154
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика