
19 февраля глава российского МИД С. Лавров на правительственном часе в Госдуме выступил против введения визового режима с южными странами СНГ, одновременно подчеркнув необходимость жесткого контроля над миграцией. А ведь его усиление уже вынуждает государства Средней Азии приспосабливаться к новой для себя ситуации, пытаясь перенаправить трудовых мигрантов в другие страны мира.
Попытки адаптироваться к миграционным ограничениям со стороны России среднеазиатские республики начали предпринимать вскоре после теракта в «Крокус Сити Холле», совершенного 22 марта прошлого года. Непосредственным поводом для этого стали проблемы с въездом в Россию, которые начали массово возникать у граждан Таджикистана. Когда стало очевидно, что ужесточение миграционного режима в РФ – это не временная мера, и ситуация, вопреки надеждам как самих мигрантов, так и властей отправляющих их стран, не «успокоится», последние начали к ней приспосабливаться. Наиболее активные усилия в этом направлении предпринимали Узбекистан и Таджикистан, которые, с одной стороны, лидировали по объемам трудовой миграции в Россию, а с другой – не являлись участниками ЕАЭС. Киргизия, которая в это объединение входит, проблем с миграцией испытывала меньше.
Наиболее активно к миграционным ограничениям России, грозящим сокращением объема трудовой миграции, пытается приспособиться Узбекистан, который экономически зависит от нее меньше других стран региона. Так, уже в начале апреля 2024 г. президент Ш. Мирзиёев подписал указ о поддержке трудовых мигрантов. В соответствии с ним для поиска новых рынков труда реорганизовывалось Агентство внешней трудовой миграции, а в зарубежных диппредставительствах вводилась должность атташе по вопросам трудовой миграции. В самом Узбекистане вернувшимся мигрантам планировалось оказывать финансовую помощь для ведения приусадебного хозяйства, выдавать льготные кредиты, а взявшим их на работу предпринимателям выплачивать ежемесячные субсидии. В сентябре прошлого года в ходе визита в Узбекистан канцлера О. Шольца было подписано соглашение о трудовой миграции, предусматривающее отправку в Германии узбекистанских мигрантов.
В конце октября прошлого года вместо Агентства внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и сокращения бедности РУз было образовано Агентство миграции при Кабинете министров. Повышение статуса и уровня подчинения агентства с министерского до правительственного говорит о значении, которое в Ташкенте придают поиску новых зарубежных рынков труда. В его полномочия будет входить реализация госполитики в области внешней трудовой миграции, координация работы соответствующих ведомств и контроль над частными агентствами занятости. Кроме того, в подчинение агентства планировалось передать Фонда поддержки и защиты прав и интересов мигрантов, вместо которого будет создан Фонд миграции. 20 ноября премьер-министр Абдулла Арипов в парламенте заявил, что в 2025 г. более 200 тыс. узбекистанцев смогут найти работу в развитых странах: Германии, Британии, Японии, Южной Корее, Израиле, Канаде, Польше, Турции, Саудовской Аравии и ОАЭ.
В конце января этого года узбекистанская делегация в составе представителей Агентства миграции и МИД посетила Катар, где провела встречу с заместителем министра труда эмирата Шайхой Наджва Бинт Абдулрахман Аль-Сани. В ходе переговоров Катар ввиду большого спроса на рабочую силу выразил готовность резко увеличить число квот для трудовых мигрантов из Узбекистана. На сегодняшний день в Катаре работают всего 560 граждан Узбекистана, и их число, по мнению министерства труда, можно увеличить в несколько раз. Правда, заинтересован он в привлечении квалифицированной рабочей силы, для чего в Узбекистане планируется реализовать проект по языковой и профессиональной подготовке мигрантов. По итогам переговоров с Миграционной службой и государственной рекрутинговой компанией Jusour был подписан меморандум о сотрудничестве, который позволит направлять в Катар специалистов в сфере медицины, туризма, гостиничного бизнеса, IT, инженерии и т. п.
Переориентировать потоки трудовых мигрантов на другие зарубежные рынки труда стремится и Таджикистан, который, в отличие от Узбекистана, имеет гораздо меньше возможностей трудоустроить их внутри страны. В конце октября прошлого года министерства труда Таджикистана и Южной Кореи подписали меморандум о трудоустройстве таджикских мигрантов в этой стране. Действовать соглашение начнет с 2025 г., благодаря чему Минтруда рассчитывает значительно снизить в республике уровень безработицы.
Преимуществом южнокорейского рынка труда является гораздо более высокий уровень оплаты труда, который может достигать 2-2,5 тыс. долл., а к сложностям относится необходимость преодоления языкового барьера, для чего в Таджикистане планируется организовать краткосрочные курсы корейского языка. По всем этим причинам Южная Корея может принять ограниченное число мигрантов, которое на конец прошлого года составляло всего несколько десятков человек.
В декабре прошлого года министерство труда, миграции и занятости населения объявило набор мигрантов для работы в Катаре. Соглашение о трудовой миграции было заключено двумя странами еще в феврале 2019 г., после состоявшегося двумя годами ранее официального визита президента Э. Рахмона. Мигранты по этому соглашению могут работать в Катаре на основании трудового договора, подготовленного на основании местного законодательства. Подбором и отправкой мигрантов поручено заниматься Минтруда, которое должно руководствоваться запросами принимающей стороны.
Основные условия для найма – отсутствие судимости, возраст от 20 до 38 лет и знание английского языка, что означает наличие довольно высокого барьера. Работодатель со своей стороны обещает оплату авиабилетов, визы, жилья, питания, спецодежды, медобслуживания и транспортной карты. Зарплата таджикских мигрантов в Катаре составит 600 долл., что в 3-4 раза ниже заработков в Южной Корее.
В ноябре прошлого года в ходе визита Э. Рахмона в Кувейт был подписан меморандум о трудовой миграции, который предусматривает упрощение требований и процедур в этой сфере. После его ратификации парламентами таджикистанцы получат возможность участвовать в оргнаборе мигрантов для работы в Кувейте. С кувейтской компанией Al-Huqooq International Company подписано соглашение по трудоустройству граждан Таджикистана. Договоренности с Кувейтом примечательны тем, что ранее таджикистанцы на рынке труда этой страны были крайне малочисленны. В сентябре прошлого года посол Таджикистана в Кувейте Зубайдулло Зубайдзода в беседе с местными журналистами заявил, что таджикских трудовых мигрантов в стране мало, но они живут в хороших условиях и их число в будущем планируется увеличить. Однако ратификация соглашения и его практическая реализация, как показывает развитие сотрудничества с Катаром, может занять довольно продолжительное время.
Новыми зарубежными рынками труда для выходцев из Узбекистана и Таджикистана в последние годы, как это ни странно, стали прибалтийские страны. Причем объемы трудовой миграции из Средней Азии являются уже довольно значительными. Так, в прошлом году в Латвию, по данным Госпрогранслужбы, въехало 28 тыс. узбеков и еженедельно прибывает несколько сотен человек.
Наплыв мигрантов начинает пугать местное общество, которое к ним не привыкло, однако бизнес испытывает дефицит трудовых ресурсов и требует новых рабочих рук. 9 января этого года на встрече замминистра иностранных дел Узбекистана Олимжона Абдуллаева и посла Латвии Рейниса Трокши обсуждалось дальнейшее увеличение числа трудовых мигрантов, включая их обучение, создание нормативной базы и упрощение визовых процедур. В конце января министр благосостояния Латвии Улдис Аугулис на встрече с узбекистанской делегацией сообщил, что в стране уже находятся свыше 4 тыс. узбекских мигрантов, хорошо себя зарекомендовавших. В ходе этого визита было подписано соглашение о найме в 2025 г. еще 400 водителей грузовиков.
На фоне огромной миграции в Россию число выходцев из Средней Азии на «новых» рынках труда пока невелико. Однако в случае заинтересованности принимающих стран и сохранения лояльной по отношению к мигрантам политики их количество в течение непродолжительного времени может многократно возрасти.