
Нас отливают в миру, как пули,
чтобы прошили смерть.
Как и эти, многие строки стихов Лауры Цаголовой становились цитатами задолго до трагических событий, призвавших Россию вновь вступить в правый бой с пытающейся одолеть её поднявшей голову фашистской нечестью. И становятся теперь.
Не скрывая терзавшего её предчувствия холодной зимы, где «Повзводны отягчëнные рябины./Заслуженный кормилец голубиный/кровавые обходит закрома…», покуда «тьма кроилась высокопарным сном», поэтесса размышляла. О судьбе России, вынужденной жить в постоянном преодолении. О себе и о нас с вами. Мы так думаем, а она произнесла вслух: «Когда б не мы, тогда бы нас, а дальше – без разбора», и «На прорву бед один ответ носителей разгрузки: обраткой тьме врубаем свет и говорим по-русски!" Это – из её «Упрямого марша», вошедшего в сборник «ПоэZия русской зимы», о котором Захар Прилепин сказал за всех читателей: «Слово, которое мы держим в руках – светится».
Крым стал первым регионом после Москвы, куда пришли сборники новой русской фронтовой поэзии – «ПоэZия русского лета» (2022 г.) и «ПоэZия русской зимы» (2024 г.). Презентации антологии – совместного детища телеканала RT и издательства «Лира» – с успехом проводит в Севастополе и Симферополе поэтесса с двойной, севастопольско-московской, пропиской – Ольга Старушко, выпестованная с рождения в городе русской славы. Наполненные светлой русской печалью сборники читаются со слезами на глазах.
Ольга Старушко
Слёзы не могли сдержать слушавшие рассказ об авторах, затаив дыхание ловившие слова и стихов, и песен, написанных на них и исполняемых автором музыки Игорем Сиваком, к которому присоединился, взяв в руки гитару, кандидат экономических наук Виктор Плакида. Одессит и уроженец Ворошиловградской области сошлись в Крыму, оба из армии людей тыла, восставших против тех, кто метко назван Ларисой Цаголовой «пасынками ада».
Среди авторов сборника – Елена Заславская из Луганска. Её 62-летий отец ушёл добровольцем на фронт. Следом за ним – сын, студент Академии культуры и искусств вместе с девятнадцатилетними однокурсниками. Обращаясь к русским мальчикам, которые без страха и упрёка идут туда, где «бесы скачут, а ангелы ждут на пороге вечности», с готовностью умереть за Отечество, дочь и мать ополченца живёт в предчувствии наступающей весны, где «цветущие яблони/Поют о жизни, презревшей тлен,/Так, будто они — православные». И обращается ко всем русским, которые «и после молитвы встают с колен»: «В мясорубке расчеловечивания будет щит тебе из моих молитв». И мы живём с теми же чувствами и молитвами.
Русских всегда вела и ведёт по жизни вера. Егор Воронов с 2014 года создаёт хронику уничтожаемой вражьим полчищем Горловки и пишет жизнеутверждающие строки:
Я верю – снова возродится, встанет
мой друг, мой окровавленный Донбасс.
И после всех военных испытаний
он скажет: «Жив, живу и не угас.
Его товарищи и по перу, и по СВО не покидают передовую. Семён Пегов, Валентин Горшенин и Анна Долгарёва рассказывают о происходящем как военкоры. К ним присоединился ушедший на фронт добровольцем с «ПоэZией Русской зимы» в руках Дмитрий Артис, поэт, драматург, театральный деятель. Человек из той интеллигенции, которая всегда в гуще своего народа.
Виктор Плакида
Главный редактор RT, автор идеи и составитель фронтовой антологии Маргарита Симоньян считает, что созданное нашими современниками сродни написанному Симоновым, Твардовским, Сурковым: «Достойнейшие стихи. Они облагораживают наши души. Их авторы формируют культурные коды нации, возвращают нашу культурную самость».
«В сборники вошли стихи и воюющих, и их погибших товарищей, – отмечает Ольга Старушко. – География поэтов – вся страна. Самая восточная точка на карте России – Дальний Восток, где родился не успевший получить уже выписанный ему членский билет Союза писателей России, и не увидевший ни личную книгу, ни подборку во втором сборнике. Это Юрий Вологодский, известный под позывным Волк. Он принимал участие в военном конфликте на Украине с 2014 года. Смертельное ранение настигло при штурме Попасной. Словно предчувствуя гибель, Юрий оставил нам жизненную зарисовку проводов, потери, памяти»:
Вот парни. За плечами рюкзаки,
Через минуту воевать уедут.
Вот поцелуй, прощальный жест руки
И надпись крупно: Жду тебя с победой…»
И только мама сына своего,
Перекрестила в суете вокзала.
Смотрела долго молча на него,
Как будто бы живым запоминала.
Слова истинных поэтов становятся нашими. К тем, кого приняла земля, обращаемся словами Лауры Цаголовой: «Ты из обоймы судьбы не выпал. Значит, грядёт полëт». Диалог не прерывается.
Среди вступивших в него - Дмитрий Мельников:
Тебе дадут посмертно орден.
Господь решит, что ты пригоден
для освящения даров…
Вот так, непостижимо просто,
ты стал космического роста,
стал к вечному причислен дому
и равен русским небесам.
А кто ты там по позывному,
допустим, Гиви или Корса,
или зовёшься по-другому,
Господь, конечно, знает сам.
Вера помогает уцелеть в самых кровавых мясорубках войн всех времён.
Цикл песен Игоря Сивака стал основой большого сценического проекта, за осуществление которого взялась профессиональная театральная московская команда. Будущий спектакль – о тех, кто отвоёвывает Счастье. А песенное творчество продолжается.
Игорь Сивак
Игорь признаётся, что с особым волнением исполняет песню на стихи Ольги Старушко «Пуанты». О трагедии в Донецке, гибели при очередном обстреле маленькой девочки, которую бабушка вела на урок бальных танцев.
На бульваре аккуратном,
там, где всё стряслось,
пару ношенных пуантов
кто-то вбил на гвоздь.
На стволе, под ветром жгучим
в память о беде
пара туфелек летучих
пляшет па-де-де.
«Этот гвоздь – не в дерево. В головы убийц ни в чём неповинных мирных людей. Не забудем, не простим», – слова исполнителя тонут не в аплодисментах – в тишине…
Медик и филолог по образованию Дмитрий Мельников стихи о войне начал писать, переживая события на Донбассе, считая: «Они же напали на меня. Я всегда ощущал себя частью Русского мира. Это всё было так ужасно, и с человеческой точки зрения – страшно, потому что удары наносили по гражданским. Стихи сами стали сочинять себя, они шли друг за другом...»
Среди написанного – строки от имени человека, сраженного отчаянным вражьим бессилием, но не поверженного:
Напиши мне потом, как живому, письмо,
но про счастье пиши, не про горе…
Я ломал это время руками, как сталь,
целовал его в чёрные губы,
напиши про любовь, не пиши про печаль,
напиши, что я взял Мариуполь.
Напиши: «Я тебя никому не отдам,
милый мой, мы увидимся вскоре».
Я не умер, я сплю, и к моим сапогам
подступает Азовское море.
«Я помню, как несколько лет назад довольно известную в литературных кругах поэтическую Григорьевскую премию, которая вручалась в С-Петербурге, выиграла поэт из Новосибирска Влада Пузыревская, – рассказала Ольга Старушко. – В ее подборке были два стихотворения, которые вошли в "ПоэZию русской зимы". Я была в жюри и хорошо помню реакцию многих петербуржцев, которые шипели как раздавленные змеи: «Какая война? О чем вы? Сейчас не время». Не знаю, как они теперь реагируют на эти строки Влады».
Выводя из себя, не держи меня за руки, брат.
дай ладоням запомнить податливый сумрак белёсый,
перебрать поимённо сугробы напрасных утрат
и смотреть, и смотреть, как метель обнимает берёзы…
…тише, девочка спит, что есть сил обнимавшая мать
на покрывшейся коркой земле, обернувшейся адом.
здесь, по слухам, война — вот и некому их поднимать,
обескровленных птиц, на лету искалеченных градом.
отпусти меня к ним, безмятежно не помнящим зла,
я смогу рассказать им,
что пропасть совсем не бездонна,
что и с той стороны было видно, как нежно несла
мирно спящую дочь на слабеющих крыльях мадонна.
перемирие, брат, фейерверк завершает концерт,
лишь бы нам не забыть это пение их горловое…
песня – тоже тоннель.
свет опять обещали в конце.
сколько долгих веков с непокрытой стоять головою.
Под севастопольским небезмятежным морским простором, где «неба кусочек, как синий платочек, простёган насквозь ПВО», Ольга Старушко шлёт бескрайнюю вселенную молитву:
Пусть выстоит каждый, спокоен и точен –
за то, что дороже всего.
И мы к ней присоединяемся.
Голоса поэтов сливаются в один – голос патриотов Руси великой, не изменяющей своему предназначению в подлунном мире. Написанное пиитами – и летопись трагических событий, и стон наших душ, и гнев наш праведный, от которого не уйти супостатам. Как не уйти от кары Божьей.
На обложке первого сборника по неуставному красному рюкзаку можно узнать легендарного командира десантно-штурмового взвода Севастопольской гвардейской орденоносной 810-й бригады, которого долгое время называли только позывным Струна, Героя России Владислава Головина. На обложке второго – узнаваемый и в то же время собирательный образ с лицом Ольги Качуры, вошедшей в историю России и в нашу память под позывным Корса. Лаконично и символично.
Обложка сборника «ПоэZия русской зимы»
Оба сборника современной фронтовой поэзии поступают в библиотеки, значит, доступны каждому. Вникнув в их чеканные строки, невозможно не стать патриотом, на какую бы позицию до этого ни занесли вихри нашего турбулентного века. Попытки русофобов превратить слово «патриот» в нечто непристойное сгорают дотла. Подзабыли они истинную суть его – «отец»: таков перевод с древнегреческого «πατήρ». Отца предавшему свой грех не отмолить.
Ждём третью книгу – «ПоэZзия русской Победы». Она уже создаётся прицельными словами из палитры жизни лучшими российскими поэтами.