
В следующем году казахстанская Академия наук отметит своё 80-летие. С чем она его встретит?
После обретения независимости начался, увы, растянувшийся на десятилетия развал Академии наук. Ее неоднократно оптимизировали и реформировали. Ряд институтов был ликвидирован, часть объединили с университетами, другие превратили в ТОО и раскидали по ведомствам. Так, Институт математики перешел в министерство цифрового развития, Институт сейсмологии – в министерство по чрезвычайным ситуациям, Институт химических наук через КБТУ вошел в состав НК «КазМунайГаз». А если у Академии нет своих НИИ, значит, и ее нет.
В 2003 году по «инициативе ведущих ученых Казахстана» президент Н. Назарбаев своим указом лишил Академию наук государственного статуса и перевел ее в разряд республиканского общественного объединения, превратив, по сути, в «клуб ученых», которые занялись преимущественно тем, что избирают друг друга. Наука стала финансироваться не на постоянной основе, а по остаточному принципу.
Нестабильный и низкий уровень оплаты труда ученых – одна из основных проблем кадрового и научного потенциала. Научные работники всецело зависят от грантов и воли чиновников. НИИ выживают как могут, перебиваясь заказами от бизнеса и промышленности. Следствием стала низкая привлекательность научной деятельности. И это понятно.
Обещанное Н. Назарбаевым 30 лет назад доведение финансирования науки к 2015 году до 4% ВВП в 2011 году на форуме ученых, посвященном 20-летию Независимости, «усохло» до 1% от ВВП, а по факту не превышает 0,13%. По доле на эти затраты республику обогнали Эфиопия, Монголия, Армения, Чад и многие другие государства. Тогда как, к примеру, США, Израиль, Финляндия, Южная Корея на научные и опытно-констукторские разработки выделяют 4% и более.
Эффективную в советский период Академию наук по факту отлучили от науки, систему управления научной деятельностью (передав ее далеким от науки чиновникам) полностью разрушили. Итог печален. За годы независимости численность ученых сократилась почти вдвое (с 40,8 тыс. человек в 1991 году до 22,6 тыс. человек в 2021 году, из которых лишь 8 тыс. имели докторскую или кандидатскую степень).
При этом академиков изрядно разбавили получившими этот статус высокопоставленными чиновниками, преуспевающими бизнесменами и просто «уважаемыми» людьми, не связанными с наукой. Для того чтобы стать академиком, научные открытия делать стало необязательно. В списке академиков числились с 1995 года ныне экс-президент Нурсултан Назарбаев (которому 1 декабря 2011 года было даже присвоено звание «Ғасыр ғұламасы» – «Ученый века»), его дочь Динара и ее муж Тимур Кулибаев, многие бывшие и нынешние члены парламента (к примеру, сенатор Мухтар Кул-Мухамед).
По количеству научных организаций и академиков Казахстан, по-видимому, впереди планеты всей. Кроме Национальной академии наук, существуют еще около 30 отраслевых академий наук (Национальная инженерная академия, Национальная академия естественных наук, Международная академия информатизации, Национальная академия горных наук и т. д.), в которых около 1000(!) действительных членов. Однако как научные познания таких академиков, так и их достижения вызывают серьёзные сомнения. Просто любопытно, когда они, постоянно занятые политикой и бизнесом, успевают проводить серьёзные научные исследования?
По словам академика Хангельды Абжанова, только 30% ученых в Казахстане являются исследователями, ежедневно занимающимися наукой. Остальные на ней паразитируют. Академиков в итоге много, а научных достижений нет. Горько, но, по сути, от фундаментальной науки в стране осталась лишь надпись «Қазақ ССР ғылым академиясы – Академия наук Казахской ССР» над главным входом здания в Алматы, построенного по проекту архитектора Щусева (автора ленинского Мавзолея) и ставшего памятником истории и архитектуры.
Выступая 1 июня 2022 г. на юбилейной сессии Национальной академии наук, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, поздравив республиканское общественное объединение «Национальная академия наук» с 75-летием, пообещал вернуть ей государственный статус и финансирование из бюджета. В декабре того же года поручение было выполнено: к наименованию «Национальная академия наук Республики Казахстан» было добавлено «при Президенте Республики Казахстан». В июле 2024 года приняли закон «О науке и технологической политике», согласно которому новая Национальная академия наук получила статус единственной в стране высшей научной организации.
В документе сказано: «Реорганизовать некоммерческое акционерное общество «Национальная академия наук Республики Казахстан при Президенте Республики Казахстан» путем преобразования в высшую научную организацию «Национальная академия наук Республики Казахстан при Президенте Республики Казахстан».
Достаточно ли этого для реанимации ее научной деятельности? Увы, нет. Даже подняв статус НАН, ее невозможно восстановить автоматически. Проблема не в форме, а в содержании: если нет ни научных кадров, ни научной базы, то не будет и результатов. За прошедшие годы не было предложено ни одной эффективной стратегии развития науки, нацеленной на результат с действенными инструментами ее финансирования. Все проведенные «реформы» оказались губительными для науки. И это при том, что глава государства выразил уверенность, что ученое сообщество примет самое активное участие в формировании Нового Казахстана.
Не разрешена и абсурдная коллизия. По инициативе К.-Ж. Токаева Нацакадемия, получив приставку «при Президенте РК», была возвращена в лоно государства, но предыдущая Академия наук продолжает существовать в форме республиканского общественного объединения. Это привело к тому, что в стране существуют сразу две академии – новая «официальная» с государственным статусом и старая – с «общественным». Причем обе зарегистрированы по одному и тому же адресу – в историческом здании Академии наук в Алматы.
Назначенная К.-Ж. Токаевым весной 2023 года президентом Нацакадемии Кунсулу Закарья (экс-глава нацхолдинга QazBioPharm и руководитель авторского коллектива отечественной̆ антиковидной вакцины QazVac), не продержавшись на этом посту и года, ушла в советники главы государства по вопросам науки и инноваций. В январе 2024 года ее преемником назначили экс-министра сельского хозяйства Ахылбека Куришбаева.
Новый президент новой Нацакадемии наук заявил, что отныне в её состав не будут включать общественных деятелей, политиков, госслужащих и преуспевающих бизнесменов, а министр науки Саясат Нурбек высказал мнение о необходимости ликвидации «старой» академии.
Однако по действующему законодательству ликвидация даже скомпрометировавшей себя многолетним застоем общественной организации (деятельность академии ограничивалась разработкой национального доклада и изданием отраслевых журналов) не может быть осуществлена без согласия ее членов, а этого согласия нет. И это понятно. «Академиков» развелось слишком много, и их состав необходимо пересматривать, но внятного механизма перехода «старых» академиков в «новую» академию не предложено.
К примеру, академиков, которые получили звание за заслуги в сфере науки в свое время и являются докторами наук и профессорами, намерены заставить проходить процедуру приема в новую НАН РК на общих основаниях с молодыми учеными. Более того, через пять лет свою квалификацию надо будет подтверждать повторно. Многие ли академики согласятся проходить эту унизительную процедуру?
Время идет, но активных попыток разрешения возникшего между структурами конфликта не предпринимается. Хотя понятно, что в республике должна быть одна Национальная академия наук. Так или иначе, конфликт должен быть разрешен, и «старая», и «новая» академии должны объединиться.
Пока же очередная «реформа» вновь свелась к организационным изменениям – созданию новой структуры, принятию законов о её деятельности, которые так и не решили фундаментальных проблем. И появление приставки «при Президенте» Национальную академию наук вряд ли спасет – у главы государства, кроме нее, еще множество других проблем.
Таким образом, реализация идеи реанимации Национальной академии наук, которая заключалась в повышении статуса учёных, их поддержке и создании условий для научных открытий, привела к новым проблемам. Вместо решения имеющихся насущных вопросов, Казахстан получил две конфликтующие между собой организации, не получающих чёткой координации со стороны госорганов. Амбициозный проект качественных изменений в науке, судя по тому, что профильное министерство не может внятно ответить на возникшие вопросы, провалился и продолжает оставаться вторым-третьим рядом проблем государственной политики.
Что мы имеем в настоящее время? Формально поручение президента о повышении статуса Нацакадемии выполнено, но получили не сильную и современную академию, способную влиять на научно-технологическое развитие страны, а слабую реплику предыдущей НАН РК, что породило новые конфликты.
В новообразованной (огосударствленной) НАН РК за два года появился уже второй президент. Однако и он не может справиться с сотворенным чиновниками от науки двухголовым мутантом. В такой ситуации Национальную академию наук, скорее всего, ожидает печальная перспектива превращения в департамент министерства. А ведь именно НАН должна ставить задачи перед министерствами науки и высшего образования, а не наоборот.
За годы независимости было немало прекрасных программ, которые бодро и вдохновенно сменяли друг друга, но каждая из них шла по привычному имитационному кругу. Кругу печальному и разрушительному.