Вокруг Каспия: об эфемерных транспортных коридорах и приземлённой реальности - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 06.03.2025 |

Вокруг Каспия: об эфемерных транспортных коридорах и приземлённой реальности

«Ритм Евразии» уже озвучивал информацию о том, что 10 февраля в формате видеоконференции состоялась четырехсторонняя рабочая встреча руководителей и представителей министерств иностранных дел и ведомств Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Румынии, ответственных за транспортную сферу. Стороны обсудили проект межправительственного соглашения о создании и реализации международного транзитно-транспортного коридора «Каспийское море – Чёрное море» (КМЧМ), подписание которого с подачи коллективного Запада торопятся оформить в 2025 году.

Согласно информации пресс-службы МИД Туркменистана, в ходе видеоконференции были отмечены ожидаемый положительный эффект в торговых отношениях всех участников проекта и существующая необходимость привлечения международных организаций в сфере транспортировки грузов для связи европейских и азиатских рынков. Однако не обошлось и без «острых углов»: были затронуты серьёзные проблемы, связанные с наращиванием грузоперевозок и стимулированием сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с Европейским союзом.

По итогам этой встречи представители четырёх стран всё же испытывают, по правде сказать, неоправданный оптимизм по поводу того, что подписание межправительственного соглашения о создании и реализации коридора «Каспийское море – Чёрное море» в обход России внесёт значительный вклад в развитие международных грузовых перевозок между Центральной Азией и Европой.

Напомним, что эпопея с КМЧМ тянется долгих семь лет, и пока дальше «живых» дискуссий дело не пошло. Проект был инициирован еще в 2018 году на встрече экспертов всех четырёх стран, которая прошла в Ашхабаде, а в 2019 году в Бухаресте главы МИД Азербайджана, Грузии, Румынии и Туркменистана даже подписали декларацию по новому международному транспортному маршруту.

Планировалось, что морские перевозки по новой ветке стартуют в Туркменистане: грузовые суда-контейнеровозы пройдут по Каспийскому морю к портам Азербайджана, где грузы будут перегружены в товарные железнодорожные составы и по железной дороге уйдут в направлении черноморских портов Грузии, а оттуда – в румынский порт Констанца на Чёрном море.

Предполагалось, что основными грузоотправителями по новому маршруту должны стать Индия и Китай, поскольку коридор откроет для них возможности перенаправить в Европу часть поставляемых ими в ЕС товаров. По нему также должен будет проходить и т. н. Лазуритовый транспортный коридор, связывающий Афганистан со странами Каспийского бассейна и Турцией.

По мнению эксперта Каспийского института стратегических исследований Александра Караваева, «Ашхабад периодически выходит на региональную арену со своими инициативами. В данном случае видна попытка воспользоваться волной интереса к транскаспийскому широтному маршруту». По словам специалиста, у порта Туркменбаши традиционно достаточно хорошие показатели паромной перевалки автомобильных фур и железнодорожных вагонов в сообщении с Баку. «Если посмотреть статистический срез за последние годы, направление Баку – Туркменбаши – Баку по автофурам лидирует в диапазоне 20-30% в сравнении с Баку – Курык – Баку. То же самое по железнодорожной паромной перевалке – туркменское направление более активное в сравнении с казахстанским».

Элементом логистической цепочки, соединяющей черноморские порты с Центральной Азией, является Афганистан, куда идет часть грузопотока из черноморских портов и откуда грузы направляются и в обратном направлении. В связи этим, по оценке А. Караваева, «сейчас Ашхабад предпринимает усилия по привлечению в Туркменбаши грузов из Узбекистана, это также может усилить данную инициативу».

Между тем большинство экспертов не разделяет его точку зрения и довольно скептически относится к перспективам развития транспортного коридора «Чёрное море – Каспийское море», считая его не более чем пиар-ходом стран-участниц проекта. Не случайно подписание четырёхстороннего соглашения бесконечно затягивается.

А некоторые специалисты даже опасаются, что новый маршрут может быть использован НАТО для перевозки определенных грузов, так как КМЧМ свяжет входящую в альянс Румынию с Афганистаном, и это повлечет за собой соответствующие риски и угрозы для того же Туркменистана.

В свою очередь, эксперт Азиз Абдраимов ещё пять лет назад писал для «Ритма Евразии» о том, что реализация проекта КМЧМ сопряжена с такой серьёзной проблемой, как сложная логистика, поскольку способы транспортировки грузов из Индии и Китая, на которые рассчитывают его инициаторы, слишком затратны. Товар должен доставляться в порты, затем перегружаться на морской транспорт, далее выгружаться в портах и транспортироваться железнодорожным или автомобильным транспортом, потом вновь в порты и так далее. Подобная логистика не только неудобна, но и требует дополнительных средств на её организацию.

Кроме того, из-за существования множества таможенных процедур, которые между странами-инициаторами проекта до сих пор не унифицированы, увеличиваются и сроки доставки. Все эти факторы в конечном счете приведут к удорожанию транспортировки, а значит, и самого товара, что не может быть выгодно грузоотправителям при наличии более интересных сухопутных или морских путей.

Более того, А. Абдраимов выказывал крайний скептицизм, что маршрутом КМЧМ сильно заинтересуется Китай, имеющий более рентабельные и короткие пути через Казахстан или по Транссибирской магистрали, учитывая, что грузоперевозки между Россией и КНР продолжают динамично расти. Также не стоит списывать со счетов крепкий фундамент многолетнего плодотворного сотрудничества двух стран: в 2025 году широко отмечается 75-летие подписания советско-китайского Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи.

Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении Индии, которая в большей степени заинтересована в развитии транспортного коридора «Север – Юг» в сотрудничестве с Россией и Ираном. Как пишет популярное индийское издание The Economic Times, этот коридор Нью-Дели рассматривает как один из главных проектов столетия, который позволит благодаря экономической «мягкой силе» распространить влияние по северу Евразии. Понятное дело, ведь «Север – Юг» – это система автомобильных, железнодорожных и морских маршрутов, которая обеспечит более эффективную и быструю транспортную связь между Индией, Ираном и Россией. Транзит между Россией и Ираном проходит либо через Азербайджан, который также вложился в маршрут, либо по Каспию, а грузы из Ирана в Индию идут морскими путями из порта Чабахар в индийский Мумбаи.

В данном контексте не стоит забывать и о Москве, которая, небезосновательно считая проект «Каспийское море – Чёрное море» конкурентным, в данный момент продолжает активно развивать мультимодальный транспортный коридор «Север – Юг». Очевидно, что совершенствование транспортной инфраструктуры на всей протяжённости этого коридора будет способствовать экономическому рывку, а улучшение транспортной связанности позволит более эффективно перемещать товары и грузы между регионами, снижая затраты на логистику.

Как известно, соглашение о создании транспортного коридора «Север – Юг» было подписано в 2000 году между Россией, Ираном и Индией, и сейчас к нему подключены 12 стран, в том числе Туркменистан.

Кстати, выступая на заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств, состоявшемся в Москве осенью прошлого года, президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов подчеркнул, что Ашхабад придает «особую значимость сотрудничеству стран СНГ в проекте транспортного коридора "Север – Юг" вдоль восточного побережья Каспийского моря с дальнейшим выходом на Иран и далее к морским портам Индийского океана». В связи с этим он предложил приступить к предметному обсуждению и согласованию единых тарифных, таможенных, визовых и иных преференций для стран-участниц проекта.

Более того, обращаясь к участникам заседания, туркменский лидер также обозначил, что «на фоне сложных процессов, наблюдающихся в нынешний период в различных частях земного шара, наша задача, ответственность и предназначение – традиции добрососедства, взаимопонимания, уважения на основе тех исторических уз и базовых ценностей, которые мы разделяем. Эффективным путём их сохранения и развития является широкое и многоплановое культурное сотрудничество, участие стран Содружества в проведении крупных мероприятий, которые проходят в наших государствах по значимым поводам».

Похоже, нейтральный Ашхабад, даже несмотря на санкционное давление коллективного Запада на Кремль, затрагивающее транспортные маршруты через Россию, видит большую выгоду от взаимодействия с Москвой, нежели от нежизнеспособных пиар-проектов наподобие КМЧМ, которые долгие годы никак не могут трансформироваться в практическую плоскость.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1957
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика