Балтийский регион России – форпост евразийского контейнерного транзита - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 09.03.2025 |

Балтийский регион России – форпост евразийского контейнерного транзита

Существенные изменения в географии общемировых транспортно-экономических взаимосвязей, обусловленные военно-политической напряженностью на многих традиционных маршрутах, предопределяют растущее влияние трансроссийских артерий в общемировых товаропотоках. Это в первую очередь относится к тем, которые наиболее приближены к зарубежным рынкам. В них доля контейнерных грузов традиционно не ниже 65% и к настоящему времени около трети объема таких грузов в направлении «Восток-Запад-Восток», по оценкам международных перевозчиков, направляется по коридорам через РФ, Казахстан, КНР. 10 лет тому назад этот показатель был не выше 15%. Заметим, что данное направление по-прежнему основное в общемировом контейнеропотоке.

По итогам января перевалка контейнеров в российских портах Балтийского моря выросла рекордно – на 35,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В совокупности терминалы Большого порта Санкт-Петербурга, Калининграда и Усть-Луги обработали почти 157 тысяч TEU (эквивалент стандартного 20-футового контейнера). Рост этого показателя продолжался в феврале, причем это не только внешнеторговые контейнерные грузы РФ. По имеющейся информации, в означенных грузопотоках к настоящему времени присутствуют транзитные контейнерные грузы не менее 30 стран, в том числе Китая (включая Гонконг), ряда стран Юго-Восточной Азии, стран Центральной Азии, Белоруссии, Закавказья, Ирана, Индии, Пакистана, Турции.

Упомянутый тренд в Балтийском регионе РФ обусловлен, во-первых, его географической близостью к европейскому и американскому рынкам и, во-вторых, наличием разветвленной железнодорожно-портовой системы, позволяющей оптимально распределять товаропотоки между портами и примыкающими к ним железными дорогами.

Лидерами контейнерной перевалки на российской Балтике продолжают оставаться терминалы Большого порта Санкт-Петербурга. Так, с начала года АО «Первый контейнерный терминал» обработал почти 47 тыс. TEU, это более чем вдвое больше в сравнении с январем-2024. Совсем немного по объемам и темпам роста отстал ЗАО «Контейнерный терминал СПб» – почти 46 300 TEU. На терминале «Петролеспорт» перевалили почти 32 тысячи TEU: в полтора раза больше уровня января 2024 г.

Морские порты с контейнерными терминалами в Ленинградской области

Та же тенденция  в Калининградском регионе. Два портовых комплекса «БСК» и Калининградского торгового порта в январе перевалили в целом почти 19 тыс. TEU: в 1,5 – 1,7 раза больше, чем в январе 2024-го.

Означенные тенденции имеют место с прошлого года. Причем они распространяются, подчеркнем, почти на всю железнодорожно-портовую систему РФ, прежде всего в ее Северо-Западном, в том числе Балтийском регионе. Как отмечает Фарид Хусаинов, эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, «рост перевозок контейнеров (в 2024 г. – январе-феврале с. г. - Ред.) обусловлен ростом этих перевозок не только во внутреннем, но и в транзитном видах ж. д. сообщения. Причем у транзита более высокие темпы: из суммарного прироста в этих видах сообщений 86% приходится на транзитное сообщение и лишь 14% на внутренние перевозки».

Если говорить в более широком контексте, то, по оценке Игоря Смирнова, директора по грузовому транспорту и логистике ЦЭИ, «в текущем году можно ожидать продолжения восстановления транзитных контейнеропотоков Китай – ЕС – Китай через РФ» (они частично следуют через Монголию, Белоруссию и Казахстан в/через РФ). Темпы роста, скорее всего, не будут такими высокими, как в 2024-м, «но данный сегмент постепенно восстановиться к 2026 году до максимального уровня, который был в 2021-м».

Означенные факторы и тенденции снижают конкурентоспособность порто-железнодорожных систем стран Балтии. Тем более что они, напомним, ввели в 2022-23 гг. санкции в отношении не только российского и белорусского внешнеторгового транзита, но и против международного грузотранзита, следующего к прибалтам или от прибалтов через РФ и Белоруссию. По имеющейся информации, контейнерооборот портов этих стран за последние три года сократился более чем на треть.

Скажем, только за январь–апрель 2024 г. более чем на 16% сократилась перевалка контейнерных грузов через порты Латвии. В результате, по мнению президента Латвийской ассоциации логистики Нормунда Круминьша, «портам страны вскоре придется обслуживать грузы только стран Балтийского региона из-за резкого сокращения восточного транзита».

Между тем «надежды на привлечение контейнерных и других грузов из Казахстана, Узбекистана и других стран результата не дают», –  сетует латвийский аналитик Харальдс Альмантс. Не стали альтернативой российскому транзиту «и китайские грузы. Отсюда колоссальные убытки и туманное будущее».

В то же самое время с Центральной Азией и Китаем «латвийские перевозчики (как и перевозчики Литвы и Эстонии.  –Ред.) совершают двусторонние и транзитные перевозки через территорию России,  – отмечает эксперт. – Поскольку этот маршрут является самым дешевым и быстрым для перевозок с этими странами». Так не пора ли ввести встречные меры против этих перевозчиков, правительственные начальники которых вовсе не пренебрегают и антироссийскими, и антибелорусскими санкциями?

Тем временем перевалочные мощности портов Ленинградской области по контейнерным грузам запланировано увеличить к началу 2030-х суммарно более чем на треть в сравнении с началом 2020-х. Это вполне соответствует вышеупомянутым тенденциям работы портов в данной сфере. Так, стивидорный холдинг ГК «Дело» Глобал Портс и правительство Ленинградской области в июне 2024 г. подписали соглашение о совместных мерах по развитию комплексной инфраструктуры в порту Усть-Луга. Согласно документу, Глобал Портс реализует в 2025-27 гг. проект поэтапного развития мощностей Усть-Лужского контейнерного терминала за счет строительства второй и третьей очередей этого терминала, что позволит более чем вдвое повысить его контейнерооборот.

В региональном же аспекте, по оценке вице-президента Газпромбанка Дарьи Снитко, поставки через балтийские порты РФ, прежде всего в Ленинградской области, выигрывают не только по эксплуатационным, но «и по экономическим показателям у поставок из Азово-Черноморского региона РФ (и с учетом примыкающей военно-политический ситуации. – Ред.) при торговле и транзите со странами Африки и Азии за пределами Средиземноморья». Соответственно, предопределен дальнейший рост международной конкурентоспособности этих портов, что, в свою очередь, укрепляет и геополитические позиции России.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
785
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика