
В феврале с. г. опубликовано весьма интересное исследование Свободного альянса евро-азиатских социологов «ФОКУС», в котором респондентам из стран ЕАЭС предложили оценить, какие международные партнеры приносят наибольшую пользу их государствам.
В частности, с 15 ноября 2024 года по 12 января 2025 года было опрошено 1155 жителей Беларуси, 1260 - Армении, 1240 - Казахстана, 1286 - Кыргызстана. По результатам изучения общественного мнения оказалось, что наиболее тяготеющими к России являются Беларусь (40% отметили почту, пользующуюся услугами из РФ) и Кыргызстан (30%). Гораздо меньше внимания к Москве в Армении и Казахстане (по 16%). Тем не менее и в этих странах Россия занимает одно из лидирующих мест по симпатиям в числе других государств.
Больше всех тяготеют к Китаю Казахстан (19%) и Беларусь (16%). Лидеры по позитивному восприятию ЕС – всё тот же Казахстан (13%) и Армения (10,5%). Самыми «американолюбивыми» являются Армения (15%) и Казахстан (6,8%).
Очевидно, что Россия по-прежнему остается ключевым стратегическим партнером для большинства стран ЕАЭС. Однако уровень симпатий разнится, поскольку сейчас Казахстан и Армения проявляют явно выраженный интерес к более плотному взаимодействию с США, ЕС и Китаем, что подчёркивает многовекторность внешней политики данных государств.
Кроме того, свежее исследование САЕАС вскрывает существующие в данный момент разнонаправленные интеграционные процессы в рамках ЕАЭС, демонстрирующие, что Беларусь и Кыргызстан остаются приверженными в большей степени данному объединению, в то время как Армения и Казахстан стараются балансировать между странами постсоветского пространства, Китаем и коллективным Западом.
Но надо всё-таки подчеркнуть, что даже в этом случае Россия является ведущим партнёром для этих стран в формате ЕАЭС (и не только). Тем не менее, по оценке некоторых экспертов, России нужно будет приложить титанические усилия, чтобы продолжать уверенно демонстрировать эффективность работы ЕАЭС.
Так, по мнению директора Института развития интеграционных процессов ВАВТ Андрея Точина, «на нынешнем этапе, когда в отношении самой крупной экономики Союза применяются масштабные санкции, партнёры по интеграции начинают сомневаться в необходимости углубления сотрудничества, и это большой вызов для евразийской интеграции. Чтобы преодолеть этот вызов, ЕАЭС должен доказать свою полезность. На мой взгляд, помимо всяких uнcтитуциональных шагов, решений, соглашений, необходимо найти способы кардинально повысить эффективность развития ЕАЭС, функционирования экономик стран Союза. Требуется качественно новый шаг, чтобы Союз "заиграл новыми красками”».
Пожалуй, стоит не согласиться с мнением этого авторитетного специалиста насчёт того, что Евразийский экономический союз, существующий в текущем виде уже 10 лет и неоднократно показавший состоятельность, должен зачем-то и кому-то доказывать свою полезность.
Напомним, что недавно мы сообщали о заседании межправительственного совета Евразийского союза 31 января с. г. в Алматы, в процессе которого был принят ряд стержневых решений не только по стимулированию экономической интеграции, но и по внешнеэкономической политике ЕАЭС.
Во время своего выступления премьер-министр России Михаил Мишустин отметил, что Евразийский союз «за 10 лет своего существования вошёл в число самых значимых интеграционных союзов в мире». Что касается экономической динамики, то «за январь-ноябрь 2024-го объемы промышленного производства в Союзе выросли на 4,3%; выполненные строительные работы – на 3%. А оборот розничной торговли прибавил свыше 7,5%». По оценке М. Мишустина, подобные показатели, особенно в производственном секторе, стали возможны благодаря реализации совместных кооперационных проектов. При этом в качестве дальнейших приоритетных направлений Союза премьер-министр выделил будущее развитие трансъевразийских транзитных коридоров, обеспечивающей их логистики и адресное стимулирование межотраслевой кооперации.
В свою очередь, министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Эльдар Алишеров, представив предварительные итоги реализации «Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года», отметил, что «на данный момент страны Союза выполнили 72% запланированных мероприятий Стратегии, прежде всего в части промышленной кооперации и повышения конкурентоспособности международных транзитных коридоров в ЕАЭС». В первую очередь это касается МГК «Север – Юг» и транзитных маршрутов КНР / Восточная Азия – ЕАЭС – страны Европы / Ближний Восток – Средиземноморье.
Исходя из статистических данных ЕЭК, совокупный ВВП ЕАЭС в 2024 году вырос на 4%, что выше среднемировых темпов роста (3,2%) и первоначальных прогнозов по Союзу. Объём взаимной торговли товарами продолжил расти в 2024 году более высокими темпами по сравнению с внешней и взаимной торговлей в других интеграционных блоках. Он достигнет к 2026 году почти 100 млрд долларов.
По итогам состоявшегося мероприятия Евразийский межправительственный совет поручил ЕЭК совместно со странами Евразийского экономического союза проработать вопрос расширения на агропромышленный комплекс и его инфраструктуру механизмов финансовой поддержки совместных кооперационных проектов.
Кстати, в 2024 году в ЕАЭС заработал механизм льготного финансирования предприятий, созданных по принципу промышленной кооперации, его главная цель – поддержка прежде всего малого и среднего бизнеса. Финансирование доступно тем, кто будет создавать совместные производства, кооперационные цепочки или модернизировать существующие производственные мощности. Поддержка заключается в субсидировании процентной ставки по кредитам и займам, которые будут выдавать финансовые организации на реализацию промышленных проектов. Этот проект рассчитан на пять лет. В 2025 году на данные цели в бюджете Союза предусмотрено порядка 3,5 млрд рублей.
Кроме того, Евразийский межправительственный совет рассмотрел доклад за 2022-2024 годы о мероприятиях стран Евразийского экономического союза по развитию железнодорожной, автодорожной и портовой инфраструктуры, входящей в евразийские транспортные коридоры. По словам министра по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбека Кожошева, «евразийские транспортные коридоры являются основой транспортной инфраструктуры в Союзе, обеспечивающей формирование единого транспортного пространства и развитие транзитного потенциала ЕАЭС... Тесные торговые и транспортные связи между странами ЕАЭС содействуют экономическому росту каждой из них. В этих условиях возрастает значимость евразийских транспортных коридоров как основного фактора в обеспечении внешней торговли».
И действительно: на долю евразийских транспортных коридоров приходится около 70% объема транзитных перевозок в ЕАЭС, что подчеркивает важность синхронизации в развитии национальных участков каждой из стран. В связи с этим в соответствии с принятыми стратегическими документами стран «пятёрки» проводится активная работа по развитию евразийских транспортных коридоров и маршрутов. Причём государства ЕАЭС принимают меры по синхронизации совместных усилий для «расшивки» участков с ограниченной пропускной способностью.
Собственно, какие ещё доказательства нужны государствам – участникам, чтобы доказать очевидную эффективность ЕАЭС?
Но всё-таки для особых скептиков представим январское обращение президента Беларуси (эта страна третий раз принимает председательство в органах Евразийского экономического союза) Александра Лукашенко к главам государств-членов Евразийского экономического союза. Исходя из заявления, «за прошедшее десятилетие наш Союз сумел доказать состоятельность идеи тесной экономической интеграции, свою жизнеспособность и результативность. Совместными усилиями мы нарастили потенциал макроэкономической устойчивости и минимизировали влияние негативных геополитических факторов. 2025 год для Евразийского экономического союза будет знаковым: завершается пятилетка реализации стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции и закладывается фундамент для старта нового этапа и воплощения в жизнь Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года "Евразийский экономический путь"...
Сегодня важно демонстрировать мировому сообществу, что только уважая друг друга и соблюдая правовые нормы, возможно развиваться, строить будущее, достигать благосостояния. Уверен, что последовательная реализация запланированных нами направлений будет способствовать дальнейшему развитию евразийской интеграции и расширению взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами».