Латвийский дипломат в ранге спецпредставителя приступил к дестабилизации ЦА - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 15.03.2025 |

Латвийский дипломат в ранге спецпредставителя приступил к дестабилизации ЦА

В начале марта подошло к своему неутешительному концу четырёхлетнее прозябание в качестве специального представителя Европейского союза в Центральной Азии финского дипломата Терхи Хакала, которая, судя по ее пребыванию главой миссии ОБСЕ в Грузии (2007-2009 гг.), послом на Южном Кавказе (2004-2007) и руководителем департамента по делам России, Восточной Европы и Центральной Азии в собственном министерстве иностранных дел (2012-2016 гг.), должна была неплохо поднатореть в аспектах антироссийского толка.

Тем не менее Хакала умудрилась «завалить» организацию и проведение первого в истории саммита «ЕС – Центральная Азия» весной 2024 года в Узбекистане, а ведь предполагалось, что данное мероприятие поможет сдвинуть «с мёртвой точки» значимые для европейцев проекты в области транспорта и коммуникаций, в части активизации энергетического и торгового сотрудничества и других точек соприкосновения.

В итоге миловидная блондинка, совершив прощальное турне по Центральной Азии и, смахнув последнюю слезу, клятвенно пообещала местным властям, что в 3-4 апреля этого года ЕС всё-таки проведет планируемый «полноценный саммит» в Самарканде.

Тем более что специально для центральноазиатских жителей, порядком уставших от нудных нравоучений европейцев по вопросам демократии, верховенства закона и правам человека, выписали (пока на два года) в качестве нового спецпредставителя ЕС в ЦА не кого-нибудь, а латышского дипломата Эдуарда Стипрайса.

Такого убежденного русофоба с весьма сомнительным прошлым еще поискать. В частности, Стипрайс, занимавший должности постоянного представителя Латвии при ЕС, заместителя государственного секретаря – политического директора МИД, посла Латвии в Великобритании и Франции, «прославился» благодаря своему нахождению в представительстве ЕС в Узбекистане в период с 2016 по 2020 год.

Некоторые источники утверждают, что этот старательный бюрократ, преуспевший разве только в написании разного рода отчётов по выдаче грантов ЕС для «демократических преобразований» и не сделавший ровным счётом ничего для узбекской реальной экономики, получил широкую известность из-за громкого скандала, в который попала его делегация ввиду утечки особо секретных документов о переговорах с узбекистанскими властями. И вот такому нерадивому еврочиновнику, не справившемуся с банальной ситуацией, решили доверить секреты не одного Узбекистана, а всей Центральной Азии.

Как отмечается на туркменском сайте Orient.tm, задачей нового спецпредставителя ЕС будет развитие отношений между Европейским союзом и странами Центральной Азии на основе общих ценностей, содействие укреплению стабильности и сотрудничества между странами региона, укрепление демократии и верховенства закона, уважение прав человека и основных свобод.

В тесном сотрудничестве с верховным представителем он также направит свою деятельность на повышение эффективности ЕС, в том числе за счёт более тесной координации с другими партнёрами и международными организациями, такими как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организация Объединённых Наций.

Заступив на должность 1 марта, Стипрайс рьяно взялся за исполнение своих обязанностей и уже 4 марта примчался с официальным визитом в Ашхабад, где пообщался с министром иностранных дел Туркменистана Рашидом Мередовым. В ходе встречи стороны обсудили разные направления сотрудничества нейтрального Туркменистана с ЕС и его структурами, особо отметив важность постоянной работы совместного комитета «Туркменистан – EC», межпарламентского диалога и диалога по правам человека. Не обошлось и без интересующих европейцев «промысловых» тем, связанных с взаимодействием на почве энергетики, транспорта и защиты окружающей среды, а также сотрудничеством с финансовыми институтами ЕС.

Кроме того, Стипрайс пообщался со спикером меджлиса Туркменистана Дупьягозель Гулмановой на предмет обмена опытом в законодательной и парламентской работе, встреч парламентариев и совместных обучающих семинаров.

Иными словами, поездка дипломата в Ашхабад явилась некоей прелюдией к основному действу – апрельскому саммиту «ЕС – ЦА» в Узбекистане, который поручено организовать и провести именно ему, вновь испечённому спецпредставителю.

А на повестке у Европейского союза просто громадье вопросов, которые нужно обсудить с представителями региона. По мнению ведущих экспертов, самаркандская встреча будет очень драматичной, поскольку партнёры в последний раз общались в подобном формате ещё до пандемии коронавирусной инфекции.

Так, Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических проблем «Каспий – Евразия» довольно верно отмечает, что в данный момент, после избрания Дональда Трампа и разворота Вашингтона в сторону Москвы в украинско-российском конфликте, «Европейский союз сбросил маску добродетели и предстал в образе политического хищника, для которого не писаны никакие законы. Украина открыла глаза на истинный ЕС и его органичную связь с "оборонным" НАТО».

Собственно, поэтому вместо «мягкотелой» Терхи Хакалы, игравшей в течение четырех лет роль «доброго полицейского» в регионе, на политическую арену выводят иной персонаж – беспринципного и довольно жёсткого Эдуарда Стипрайса, призванного добиваться от центральноазиатской «пятёрки» поставленных Брюсселем целей, не гнушаясь никакими грязными способами и методами.

Не секрет, что Европейский союз не скрывает своего горячего желания оторвать Центральную Азию от России. Однако надо признать, что это абсолютно бесперспективный процесс: и если в начале спецоперации России на Украине ЕС надеялся на скорую победу «незалежной» с возобновлением поставок энергоресурсов на его кабальных для Москвы условиях, то в сложившихся условиях он просто вынужден «прислоняться» к старым энергетическим и транспортным проектам в Центральной Азии, которые еврочиновники обещали реализовать еще 15-20 лет назад.

В этих целях в январе 2024 года в Страсбурге депутаты Европейского парламента приняли резолюцию о пересмотре стратегии ЕС в отношении стран Центральной Азии, которая была утверждена в 2019 году. В тот момент немецкий евродепутат Карстен Люке отметил, что «изоляция России как следствие войны против Украины, будущее расширение ЕС в Восточной Европе и растущее влияние Китая в Центральной Азии требуют полного переосмысления стратегии Евросоюза и его активного присутствия в регионе как альтернативы устоявшимся там автократическим игрокам».

Таким образом, он прямо заявил о желании ЕС вмешиваться во внутренние дела государств ЦА, что, в свою очередь, должно было помочь противодействовать влиянию РФ в регионе, превращая тем самым Центральную Азию в арену противостояния с Россией.

Более того, как пишет обозреватель Sputnik.kg, был заявлен высокий уровень заинтересованности в эффективных торговых и энергетических коридорах, обходящих территорию России. Европейцы настойчиво предлагали снижать связи с Москвой, обещая построить «новые транспортные коридоры» в обозримом будущем. «Продвигаемый Евросоюзом проект «Глобальные ворота» (Global Gateway), предполагающий усиление взаимодействия двух регионов в сферах транспорта, энергетики и цифровой связи, – писал эксперт, – пока остается красивой вывеской, на фоне которой предпринимаются попытки найти финансирование, способное преодолеть географические преграды между ЦА и Европой и соединить регионы в обход РФ».

По оценке авторов, встреча инвестиционного форума по транспортному сообщению между ЕС и НА в Брюсселе, на которой тогдашний глава евродипломатии Жозеп Боррель предлагал пути выхода из «центральноазиатской глуши» в «цветущий европейский сад», вложив аж 10 млрд евро, затем волшебным образом превратившихся всего в 2,97 млрд евро, ещё раз подтверждает явное нежелание ЕС тратить свои средства на благие цели взамен сильнейших финансовых вливаний в Украину.

Между тем, несмотря на столь активную помощь «незалежной» и санкционное давление на Россию, она вопреки всем европрогнозам и ожиданиям, преодолев временный шоковый эффект от рестрикций, стала ключевым звеном для государств Центральной Азии, выстраивая с ними продуктивные торгово-экономические и другие отношения в рамках региональных объединений.

Например, принимаемые весь прошлый год государствами-членами ЕАЭС меры экономической политики были направлены на поддержание устойчивого экономического роста. Новая конфигурация торговли, транспортно-логистических маршрутов, трудовой миграции и финансовых потоков в регионе наряду с активной экономической политикой послужили стимулом для экономического роста в ЕАЭС.

В связи с этим, согласно официальным данным, второй год подряд темпы экономического роста членов ЕАЭС находятся выше среднемировых. По предварительной оценке ЕЭК, совокупный ВВП ЕАЭС в 2024 году вырос на 4,0%, что выше уровня предыдущего года – 3,8% и среднемировых темпов (в 2023 году – 3,3%, в 2024 году – 3,2%).

Значимым фактором роста внутреннего спроса и реальных доходов населения для государств-членов стал положительный бюджетный и кредитный импульс. В результате наблюдалось увеличение потребительской и инвестиционной активности, повышение загрузки производственных мощностей.

Высокий спрос на рабочую силу привёл к сокращению безработицы как в отдельных государствах-членах, так и в ЕАЭС в целом до исторически низких значений за последние 10 лет. В III квартале 2024 года ее уровень составил 2,9% (за аналогичный период 2023 года – 3,4%). Рост реальных располагаемых денежных доходов населения, с одной стороны, способствовал сокращению неравенства, с другой стороны, подпитываемый высоким спросом на кредит, привел к увеличению расходов на конечное потребление и формированию повышенного инфляционного давления в экономиках.

Торговые, финансовые и производственные связи в ЕАЭС в меняющихся условиях продемонстрировали устойчивость, а экономики – возможности адаптации к новым условиям. В результате стоимостной объем взаимной торговли товарами обновил исторический максимум в 2023 году (90,4 млрд долларов США) и продолжил расти в 2024 году более высокими темпами по сравнению с рядом других интеграционных объединений, увеличившись на 11,7% по итогам января-октября 2024 года. Взаимные инвестиции в первом полугодии 2024 года также продемонстрировали рост до 2 млрд долларов США против 1,9 млрд долларов США за аналогичный период 2023 года.

…Но вернёмся к предстоящему саммиту в Самарканде, на котором представителям ЦА просто необходимо обсудить с ЕС пересмотр его позиции по российско-украинскому конфликту по примеру США, а также существующего санкционного давления. Вполне очевидно, что иметь дела с теми, кто после заморозки российских финансовых активов в размере 300 млрд долларов требует срочно потратить их на «незалежную», не имеет никакого смысла. Но, несомненно, новый спецпредставитель ЕС Стипрайс будет убеждать собеседников в обратном.

Однако представителям стран ЦА достаточно вспомнить, что произошло с Украиной, Молдавией, Арменией и Грузией после заключения ими соглашения с ЕС о расширенном партнёрстве и сотрудничестве...

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1033
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика