В центре Евразии транзит – не главное... О проекте TRACEКA и не только - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.03.2025 |

В центре Евразии транзит – не главное... О проекте TRACEКA и не только

Активизация проектов Север-Юг и Восток-Запад, на китайский манер  «Шёлковый путь», стимулирует рост интеграционных тенденций также и на стыке двух континентов. Потенциальных участников глобальных проектов уже не устраивает роль статистов в их реализации, тем более что прекрасные перспективы обещает не столько сам по себе транзит, сколько опережающее развитие более глубокого взаимодействия в рамках собственно Центральной Азии и примыкающей к ней европейской части России.

В настоящее время во многом с подачи Пекина наметилась тенденция к некоему «торгу» по поводу того, где и у кого выше пресловутый транспортно-коммуникационный потенциал, ориентированный на «Новый Шёлковый путь», с вовлечением в эти дискуссии и Ирана, и стран Центральной Азии.

Практика показывает, что куда важнее, пожалуй, сам факт колоссального рывка, сделанного за последнее время объединением БРИКС, которое многие, особенно на Западе, называли и продолжают называть и «слабой декорацией», и «бумажным тигром». Тем не менее странам Центральной Азии, даже участвуя в БРИКС и ЕАЭС, очень непросто добиваться реально равноправного как в экономическом, так и в политическом плане положения. Понимание этого уже достаточно давно стало одной из причин начала реализации ушедшего в последнее время в тень проекта ТРАСЕКА, т. е. коридора Европа – Кавказ – Азия.

Изначально он был инициирован Евросоюзом в расчёте на освоение восточных и юго-восточных рынков и в ЕС не скрывали своего стремления опередить Китай в части проектов глобального транзита. Сейчас для ЕС эти проекты по всем признакам менее актуальны в сравнении со стремлением «просто расшириться» и по возможности реально «вернуть» в ЕС Великобританию.

Однако сама концепция, заложенная в проект ТРАСЕКА, имеет в новых условиях очень неплохие шансы на возрождение, так как слишком сильно притяжение не собственно амбициозного, но слишком уж затратного проекта, сколько ряда идей, заложенных в нём. Проект ТРАСЕКА, изначально ориентированный почти исключительно на нефть Каспия, с годами вырос до антироссийского, по своей сути, плана всесторонней поддержки политической и экономической независимости центральноазиатских республик. Подтверждением откровенно антироссийского характера проекта является хотя бы тот факт, что ТРАСЕКА является  основным маршрутом, связывающим страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, который не проходит по российской территории.

Для начала же ЕС еще в конце 90-х готов был предоставить всем, кто так или иначе «не с Россией», свободный доступ на мировые рынки, хотя не совсем понятно, с чем, кроме сырья. Но не только – из Брюсселя активно, даже как-то агрессивно поощрялось сотрудничество на уровне регионов с привлечением внимания как частных инвесторов, так и международных финансовых институтов.

Проект ТРАСЕКА к настоящему времени воплотился в жизнь всего тремя не обозначенными как-то чётко маршрутами из города Урумчи, фактической столицы и экспортного хаба Западного Китая. Первый через Актау и Махачкалу по обе стороны Каспия приводит в итоге в Новороссийск, а оттуда в румынский порт Констанцу. Второй, опять же не минуя Актау, ведёт в Махачкалу, Тбилиси с выходом в Баку и Поти, а далее в ту же Констанцу. Третий маршрут – восточный, который через Достык и Алматы достигает Шымкента, Ташкента и Ашхабада с перспективой завершиться в Тегеране и Стамбуле.

Маршруты ТРАСЕКА

На данный момент приходится принимать как данность поныне минимальное участие ТРАСЕКА в развитии транспортного потенциала Центральной Азии. Даже порты на Каспии не имеют близких параметров в наращивании грузоперевозок в контейнерах.

Даже проблему таможенных и иных пограничных барьеров в ЕС с его успешной практикой свободы торговли решить не сумели, на что обратили внимание в Евразийском банке развития: «TRACEКA является менее эффективным коридором по сравнению с трансазиатскими коридорами через Казахстан и Россию. Стоимость перевозки будет на двадцать процентов выше по TRACEКA, а скорость –  в 1,8 раза ниже».

ЕС же, как известно, готовит к обнародованию в ближайшее время своей новой стратегии в отношении Центральной Азии. По сути, евростратеги готовы уже не в первый раз продемонстрировать приоритетные направления сотрудничества между двумя сторонами – ЕС и Центральной Азией. На данный момент констатируем: сложности в перезагрузке проекта ТРАСЕКА явно перевешивают таковые у проектов сугубо китайского, или некоего в рамках БРИКС, о котором с каждым днём говорят всё больше.

Транспортная система Центральной Азии, безусловно, уже серьёзно отстаёт от современных требований, но в основном по части комфорта и сопутствующей инфраструктуры. Хотя сеть железнодорожных маршрутов стран Центральной Азии к настоящему времени простирается более чем на 22 тыс. км, но расширение мощностей транзитной и в целом транспортной инфраструктуры здесь – задача больше глобальная/концептуальная, чем разрешимая в ближайшей перспективе.

Тем временем казахстанская железная дорога на данный момент стала  самой эксплуатироемой железной дорогой двух континентов, выполняющей 84% всех грузовых перевозок в регионе. Примерно вчетверо меньше перевозится на сегодня по железнодорожным путям Узбекистана, минимум на столько же меньше – в Туркменистане.

Некоторая смена, точнее коррекция экономических и торговых приоритетов странам Центральной Евразии в настоящий момент весьма необходима просто в силу объективных обстоятельств. Таких как по-прежнему низкий уровень объёмов транзитных перевозок, почти критический износ дорог, находящихся в неудовлетворительном состоянии, проблемы с бесперебойным материально-техническим снабжением. Страны большого региона «Центр Евразии» вынуждены плотнее заняться малой интеграцией, которая позволяет не выходить без необходимости далеко за пределы мегарегиона.

Для стран Центральной Азии и спустя три с лишним десятилетия после распада СССР актуальна проблема и географической слаборазвитости транспортной инфраструктуры. Но существенный потенциал по транзиту, который издавна имеется в регионе, должен помочь закрепить позиции всех его стран в международной транспортной системе. Ибо «Центру Евразии» самой географией уготована роль ключевого звена для направлений Запад-Восток и Север-Юг.

Хорошо известно, что «в рамках ЕАЭС Россия и постсоветские государства возрождают единую транспортную систему, которая в свое время объединяла их в СССР. ЕАЭС стремится к использованию международных транспортных коридоров по линиям «Запад-Восток» и «Север-Юг». Страны-члены ЕАЭС планируют к 2025 г. полностью ликвидировать ограничения при осуществлении перевозок всеми видами транспорта внутри союза».

 Потому в приоритете у всех бывших союзных республик мегарегиона – формировние единого транспортного пространства, ради которого осуществляется интеграция транспортной инфраструктуры, рационально гармонизируются нормы и правила в сфере регулирования транспортной деятельности. Для того же выявляются и устраняются технические и административные барьеры, идёт работа по обеспечению ускоренного транзита.

В настоящее время уже конкурируют между собой в потенциальной схватке за инфраструктуру в центре Евразии как Россия в рамках ЕАЭС, так и Китай со своим «Новым Шёлковым путём», так и ЕС. Не исключено, что в ЕС попытаются разыграть либо карту политическую, в основном карту зелёной альтернативы, либо масштабных проектов противоположного характера. Которые опирались бы, скажем, на уже состоявшееся с лёгкой руки МАГАТЭ превращение Казахстана в некий «атомный хаб», где размещается резервное топливо для АЭС не только из Европы и Азии, но и даже из Африки.

Республикам в ареале центра Евразии, включая РФ, локальная интеграция обещает очень большой геоэкономический эффект. Концепция притяжения к мегарегиону как соседей, вроде Ирана и Турции, так и отдалённых Индонезии, Малайзии или Вьетнама с Мьянмой с использованием зон свободной торговли – путь и не самый быстрый, зато надёжный и долгосрочный. В каком-то плане ЕАЭС «через себя» дарит партнёрам Китай как партнёра и покупателя, а вместе с тем и продавца очень многого из того, от чего никто никогда не отказывается, вплоть до самых высоких технологий. Чему способствует и притяжение «Одного пояса – одного пути» к транзитным мощностям России и всего ЕАЭС.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
902
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика