
Похоже, коллективный Запад ни на минуту не упускает из вида Узбекистан, бесконечно заманивая его в весьма сомнительное, «кабальное» партнерство.
Так, 18 марта с. г. председатель Торгово-промышленной палаты Узбекистана Даврон Вахабов встретился с представителями Европейского банка реконструкции и развития, в ходе встречи были обсуждены вопросы финансирования предпринимательской деятельности, реализации инвестиционных проектов в стратегически значимых для коллективного Запада отраслях, а также содействия выходу узбекских компаний на внешние финансовые рынки.
На встрече европейские банкиры предъявили целый перечень навязчивых требований, которыми должен руководствоваться Ташкент, включая финансовую прозрачность, четкий бизнес-план, эффективное корпоративное управление, экспортный потенциал и соблюдение международных экологических стандартов (с вездесущей «зеленой экономикой»). То есть, по сути, выдвигаемые банком условия выхода на международные финансовые рынки предполагают раскрытие информации в отношении местных предприятий, сбор и анализ которой приведут к дальнейшему тотальному контролю европейцев над ними с последующим их «освоением».
Таким образом, ЕБРР ещё раз наглядно продемонстрировал, что он постоянно держит руку на пульсе экономики Узбекистана. В прошлом году Узбекистан занял первое место среди крупнейших получателей финансирования от Европейского банка реконструкции и развития в Центральной Азии, получив 938 млн евро. Вторым стал Казахстан, получивший 913 млн евро.
Как отметил ЕБРР в своем отчете за прошлый год, Узбекистан и Казахстан стали пятым и шестым по величине направлениями инвестиций банка в мире. Для сравнения: ЕБРР предоставил Таджикистану 88 млн евро, а Кыргызстану – всего 52 млн.
По сути, ЕБРР установил новый операционный рекорд в Центральной Азии, инвестировав 2,26 млрд евро в 121 проект в шести региональных экономиках в прошлом году, что почти вдвое превышает годовой объем инвестиций в Центральную Азию по сравнению с 2023 годом.
Что касается Ташкента, то ЕБРР профинансировал в Узбекистане программу в области зеленой энергетики и транспортной инфраструктуры, особое внимание уделяя проекту по производству зелёного водорода, который получил 59 млн евро и станет первым подобным предприятием в Центральной Азии.
В целом за весь период сотрудничества ЕБРР со странами региона в Узбекистан инвестировано 5 млрд евро (Казахстан – 10 млрд евро, Таджикистан и Кыргызстан – по 1 млрд евро).
В качестве приоритетных направлений взаимодействия рассматриваются новые проекты и программы в области энергоэффективности, развития малого и среднего бизнеса, женского и молодежного предпринимательства, внедрения механизмов ГЧП в социальном секторе и инфраструктуре, а также развития зеленых городов.
При этом Европейский банк реконструкции и развития в своих прогнозах не забывает похвалить себя любимого, отмечая, что экономика Узбекистана в 2024 и 2025 годах будет расти «не без его непосредственного участия» – благодаря продолжающимся рыночным реформам и инвестициям в инфраструктуру. А негативно на ситуацию может повлиять, мол, нехватка энергоресурсов, ведь именно поэтому банк выделяет ни много ни мало, а суверенный кредит в размере до 66,4 млн долларов США (63,9 млн евро) национальной электропередающей компании «Национальные электрические сети Узбекистана» (НЭСУ). И делается это, как утверждает ЕБРР, для поддержки строительства линии электропередачи напряжением 500 кВ протяженностью 230 км между населенными пунктами Саримай в Хорезмской области и Мурунтау в Навоийской области.
По словам представителей ЕБРР, проект поможет устранить узкие места в сети и сократить отключения электроэнергии, особенно в периоды пикового спроса, а также будет способствовать интеграции возобновляемых источников энергии в соответствии с низкоуглеродной политикой для энергетического сектора Узбекистана, который был разработан опять же при поддержке банка.
Тем не менее при ближайшем рассмотрении ряда проектов банка в Узбекистане вскрываются весьма нелицеприятные сюжеты.
Достаточно хотя бы вспомнить эпизод двухлетней давности, связанный с тем, что узбекский форум по правам человека подал жалобу в независимый механизм подотчётности проектов ЕБРР по поводу нарушений прав человека компанией Indorama Agro, одного из крупнейших производителей хлопка в Узбекистане. В свое время компания получила кредит от ЕБРР на общую сумму 130 млн долларов США для модернизации хлопкового производства.
Жалоба была направлена после того, как узбекский форум и другие местные сообщества сообщили о многочисленных нарушениях в деятельности компании Indorama Agro в Сырдарьинской и Кашкадарьинской областях Узбекистана. Информация об этом отправлялась сотрудникам банка и руководству компании в течение двух с половиной лет, однако это не привело к ощутимым изменениям в лучшую сторону.
По словам директора узбекского форума по правам человека Умида Ниязова, «проект Indorama Agro с самого начала существования нанёс огромный вред местным сообществам. Земля фермеров была передана компании в одностороннем порядке, без их предварительного осознанного согласия или компенсации. Вместо этого фермерам были даны обещания о полной занятости, которые не были выполнены... Несмотря на все нарушения прав, о которых мы сообщили, ЕБРР в этом году предоставил компании дополнительный кредит в размере 25 млн долларов США. Где комплексная проверка проекта?»
Несмотря на многочисленные сообщения о нарушениях прав человека, банк и не собирался эффективно оценивать экологические и социальные последствия этого проекта, обеспечивая эффективное взаимодействие заинтересованных сторон, как того требуют его стандарты. Более того, банк проигнорировал контекстуальные риски, связанные с хлопковым сектором Узбекистана, что привело к нанесению ущерба местным сообществам, однако в итоге ЕБРР проект одобрил.
Совершенно иначе на такие явления реагирует Евразийский банк развития (ЕАБР), закон о присоединении к которому сенат олий мажлиса Узбекистана одобрил 18 марта. По мнению местных сенаторов, принятие закона послужит созданию правовой основы для членства страны в ЕАБР, обеспечению ее права на полное и эффективное участие в его деятельности.
Напомним, что Евразийский банк развития учрежден в 2006 году Россией и Казахстаном. В 2009 году членами банка стали Армения и Таджикистан, в 2010 году – Беларусь, а в 2011 году – Кыргызстан.
Миссия ЕАБР заключается в содействии развитию рыночной экономики и экономического роста в странах-участницах, а также в расширении торговых и иных экономических связей между ними через инвестиции. Это включает в себя финансирование проектов, направленных на повышение уровня жизни и развитие деловой и финансовой среды в странах-получателях путем кредитования государственных и частных предприятий, государственно-частного партнёрства, участия в акционерном капитале, предоставления гарантий, финансирования частных инвестиционных фондов, а также предоставления кредитов коммерческим банкам для корпоративного кредитования.
Кстати, ещё в конце прошлого года стало известно о том, что Узбекистан и Евразийский банк развития запустят совместные проекты на сумму в размере 3,3 млрд долларов.
В конце концов, по мнению ведущих экспертов, решение Ташкента принять участие в проекте станет еще одним шагом на пути к вступлению в Евразийский экономический союз (где РУз пока является лишь наблюдателем) – сообщество свободной торговли, в которое входят все члены ЕАБР (исключая пока Таджикистан).