
Парламентские выборы, проведение которых в Молдове запланировано на осень, без сомнения, являются наиболее важным событием избирательного цикла. Это объясняется тем, что в парламентской республике, которой является Молдова, именно они определят, какое правительство будет сформировано и насколько глава государства в лице Майи Санду сможет проводить тот политический курс, которому она следовала предыдущие четыре года.
Совершенно очевидно, что режим Санду и его западные кураторы не погнушаются даже фальсификацией итогов выборов, дабы сохранить в своих руках рычаги власти. Правда, очень сомнительно, что поддерживающая Санду прозападная партия PAS сможет повторить результат прошлых досрочных выборов, по результатам которых она единолично получила парламентское большинство и формировала правительство. По результатам опубликованного в последних числах февраля опроса социологической компании iData, на тот момент за PAS были готовы проголосовать всего 35% определившихся с выбором избирателей. Таким образом, очевидно, что монополии PAS на власть пришел конец, и это совсем неудивительно в связи с результатами ее правления.
Практически все уже признают, что в существующей ситуации никакими фальсификациями результатов выборов ни в Молдове, ни в западноевропейской диаспоре невозможно натянуть результат, который позволил бы партии Санду единолично править в Молдове еще четыре года. Однако достаточно велика вероятность, что PAS останется у власти в составе альянса с другими политическими силами, которые ради включения в правящую коалицию пойдут на сотрудничество с PAS.
При этом среди этих политических сил нет других откровенно проевропейских партий, которые, по сути, являются прямыми конкурентами PAS в сегменте откровенно прозападных избирателей. Наличествующие партии такой ориентации способны набрать не более 1% голосов, таким образом отобрав их у PAS. Потенциальными партнерами партии Санду для создания парламентской коалиции сегодня являются совсем другие политики.
В первую очередь это недавно созданный альянс «Альтернатива» (7,8% по опросу iData) и «Наша партия» Ренато Усатого (5,0% по опросу). Консолидированный результат этих трех политических сил уже достаточно близок к необходимому уровню и делает их альянс достаточно вероятным.
На пресс-конференции, на которой было подписано соглашение об учреждении политического блока «Альтернатива», ее участникам – Иону Чебану (партия MAN), Иону Кику (Партия объединения и развития Молдовы), Марку Ткачуку (партия «Гражданский конгресс») и экс-кандидату в президенты Александру Стояногло был задан вопрос: «Допускаете ли вы возможность создания коалиции с PAS после парламентских выборов?»
Чебан ответил следующим образом: «А почему вы не допускаете, что кому-то надо будет сделать коалицию с политическим блоком? Мы допускаем такой сценарий, и будем работать над тем, чтобы такой сценарий был базовым». Кику, Ткачук и Стояногло никак не высказались по этой теме. Они не подтвердили, но и не опровергли слова своего коллеги по блоку. Тем более что, как было объявлено на той же самой пресс-конференции, блок Чебана, Ткачука, Кику и Стояногло выступает за евроинтеграцию как основную цель страны, считает государственный язык румынским, а Россию - агрессором, ведущим войну на Украине.
К этому можно добавить, что на сегодняшний день фракция партии MAN в муниципальном совете Кишинёва успешно работает в коалиции с фракцией PAS, а в телеэфире Чебан признался, что он «не исключает коалицию с PAS в следующем созыве парламента».
Что касается лидера «Нашей партии» Усатого, то нет сомнений в том, что он войдет в правящую коалицию с кем угодно и при этом постарается получить как можно больше выгодных постов и других благ за те депутатские мандаты, которые получит его политформирование. Его позиционирование как центристского политика является не более чем удобной ширмой. Тем более что в Российской Федерации в настоящее время он проходит обвиняемым по уголовному процессу о незаконном выводе финансовых средств в особо крупном размере.
Естественно, возникает вопрос, как проявит себя на предстоящих выборах оппозиция и существует ли она вообще в Молдове?
Как таковой централизованной, целенаправленной и объединенной кампании против партии Санду пока нет, по крайней мере, пока. По сути, любая оппозиционная политическая сила будет в этой ситуации бороться, прежде всего, за свой результат и создание чего-то похожего на Блок коммунистов-социалистов, как это было во время предыдущей избирательной кампании.
На это нацелен блок «Победа», менее на это нацелена партия экс-премьера Василия Тарлева «Будущее Молдовы», которая, судя по её публикациям, действует медийно по принципу «мы не столько критикуем, сколько предлагаем и в случае победы обязуемся сделать то-то-то», то есть это такой более концептуалистский подход.
Естественно, что активную кампанию по выборам в парламент будет проводить оппозиционная Партия социалистов, однако инертность и, даже можно сказать, пассивность этого политформирования в течение последнего четырехлетнего периода негативно сказалась на его рейтинге.
Ни у кого не вызывает сомнений, что оппозиционные силы будут находиться под жестким прессингом власти в ходе избирательной кампании. Это проявляется уже сегодня, когда полностью контролируемая партией PAS Центральная избирательная комиссия подала иск об отмене регистрации оппозиционной партии «Шанс» и партии «Альтернативная сила спасения Молдовы», которые входят в оппозиционный политический блок «Победа».
Кроме этого, против депутатов от другой оппозиционной партии – «Возрождение», также входящей в блок «Победа», Александра Нестеровского и Ирины Лозован были открыты уголовные дела по обвинению в незаконном финансировании политических партий. Суд первой инстанции уже вынес приговор Нестеровскому – 12 лет заключения, что на даже на два года больше, чем запрашивало обвинение. Это обстоятельство не оставляет сомнения в заказном и политическом характере уголовного дела. Очевидно, что представителей этого оппозиционного блока просто не допустят до участия в парламентских выборах точно так же, как это произошло на выборах президента в прошлом году, когда кандидат от блока «Победа» не был зарегистрирован ЦИКом в качестве кандидата, а судебные инстанции поддержали ЦИК.
При этом, согласно опросу iData, блок «Победа» набирает на выборах 15%, что всего на 1% меньше, чем у Партии социалистов и занимает третье место по результатам опроса. Пока непонятно, за кого проголосуют сторонники «Победы» в случае, если политический блок не будет допущен до участия в выборах.
Среди политических формирований, которые могут «выстрелить» на парламентских выборах, можно отметить еще две политические партии.
Экс-кандидат на выборах в президенты Молдовы Виктория Фуртунэ стала председателем партии Moldova Mare («Великая Молдова») – политического формирования, которое будет продвигать идею воссоединения исторических территорий Молдовы. В ходе своей президентской кампании Фуртунэ подчеркивала необходимость особой молдавской идентичности и отвергала сближение с Европейским союзом и НАТО, продвигая вместо этого политику суверенитета и региональной переориентации Молдовы. На президентских выборах в конце прошлого года В. Фуртунэ заняла пятое место, что можно расценивать как успех, учитывая, что она начала политическую карьеру менее чем за год до выборов. При этом в таком регионе РМ, как Гагаузская автономия, Фуртунэ заняла первое место, обойдя даже экс-башкана Гагаузии Ирину Влах.
Сама И. Влах является главой политической партии «Сердце Молдовы», которая сейчас находится в процессе формирования. Эта партия уже отметилась рядом акций протеста против политики М. Санду и правительство PAS. И. Влах выступила с предложением к оппозиции отказаться от коалиций с правящей партией. Она, как лидер партии «Сердце Молдовы», обратилась к Партии социалистов, партии «Движение национальной альтернативы» (MAN) и «Нашей партии» с призывом подписать пакт и взять на себя обязательство не формировать коалицию с PAS, но ответа не получила. Говорить о реальности прохождения партии в парламент пока еще рано, хотя перспективы у этого политформирования, несомненно, есть.
И еще один очевидный факт: если результат выборов не устроит нынешнюю власть Молдовы, то развитие событий наверняка пойдет по тому же варианту, который имел место на недавних президентских выборах в Румынии. Подконтрольный Санду Конституционный суд не преминет аннулировать «неудобные» для действующей власти результаты выборов, и это решение безусловно получит поддержку Евросоюза. Насколько согласятся с этим США с учетом нынешних реалий, неясно, поскольку в сегодняшней ситуации Молдова имеет слишком малое значение для администрации Трампа.
Так или иначе, перспективы Молдовы после парламентских выборов никак не могут внушать оптимизм.