
Процесс подчинения и закабаления бывших союзных республик СССР со стороны Запада является на сегодня уже отработанной технологией и состоит из нескольких составляющих, в числе которых одной из главных является разрушение производства и экономики в целом.
Одним из наиболее наглядных примеров такой политики является Республика Молдова, в которой по итогам более чем 30 лет независимости экономическая ситуация находится на грани настоящей катастрофы. Закрыты и ликвидированы практически все предприятия, построенные за годы советской власти и производившие ранее трактора, электробытовую технику, интегральные микросхемы и инфракрасную оптику, а также предприятия пищевой и легкой промышленности. Исключение составляют только предприятия, расположенные в Приднестровье, но и они подвергаются постоянному бюрократическому прессингу со стороны центральных властей Кишинёва, вследствие которого несут огромные убытки.
По итогам осуществления программ под эгидой печально известного USAID* серьезнейший урон нанесен сельскому хозяйству Молдовы, а продолжающие работать молдавские фермеры не получают поддержки со стороны властей как в плане субсидий, так и в поиске рынков сбыта для молдавской сельскохозяйственной продукции, которая в советское время была хорошо известна во всех уголках огромной страны. Сегодня же в планах действующей власти в Молдове преобладают действия на разрыв экономических связей с Россией и странами ЕАЭС и переориентация на экспорт в Европейский союз, где молдавская сельхозпродукция не может конкурировать с местными товарами в первую очередь по причине того, что субсидии европейским фермерам в разы превышают те, которые выделяет правительство Молдовы.
Дополнительный и наиболее серьезный удар по экономике Молдовы нанесло правление президента Майи Санду и поддерживающей ее прозападной партии PAS. Об этом красноречиво свидетельствуют данные, опубликованные одним из ведущих экономистов Молдовы Вячеславом Ионицэ.
Объем ВВП Молдовы в 2024 году составил 323,8 млрд леев, увеличившись на сравнимые со статистической погрешностью 0,1% по сравнению с 2023 годом. При этом в IV квартале прошлого года ВВП снизился на 1,3% по сравнению с тем же периодом 2023 года. Характерным выглядит расклад по отраслям экономики - наиболее весомый вклад в формирование и рост ВВП имели IT-сектор, строительство, банки и финансы, а негативное воздействие имели сельское хозяйство, транспортная отрасль, образование. По категориям использования на увеличении ВВП больше всего сказался рост потребления домохозяйств и валовое накопление капитала, а негативное влияние имели спад экспорта товаров и услуг и уменьшения государственных расходов.
В 2024 году росту ВВП по сравнению с 2023 г. больше всего способствовали следующие виды экономической деятельности: информация и связь (+0,4%), с долей в 7,1% в формировании ВВП и ростом валовой добавленной стоимости (ВДС) по соответствующим видам деятельности на 5,5%; строительство (+0,2%) с долей в 7,1% в формировании ВВП и ростом ВДС на 3,4%; финансовая и страховая деятельность (+0,2%) с долей в 3,6% в формировании ВВП и увеличением ВДС по соответствующим видам деятельности на 6,7%.
Также ощутимым был вклад таких отраслей, как производство и поставка электрической и тепловой энергии, газа, горячей воды и кондиционирование воздуха; деятельность в сфере искусства, отдыха и досуга; деятельность по размещению и питанию; обрабатывающая промышленность. При этом необходимо отметить, что вклад от производства и поставки электрической и тепловой энергии, газа, горячей воды объясняется многократно возросшими тарифами на эти услуги, что стало следствием отказа молдавских властей от прямых закупок российских энергоресурсов в пользу закупок того же российского газа через европейских посредников.
В. Ионицэ, комментируя предварительные данные Национального бюро статистики (НБС), заявил, что официальные данные подтверждают начало рецессии, поскольку ВВП снижается уже два квартала подряд. «Экономическая стагнация в 2024 г. с незначительным ростом в 0,1% является лишь симптомом гораздо более серьезной проблемы: за последние пять лет совокупный рост экономики составил всего 0,4%, что является тревожно низким уровнем, сопоставимым только с периодом сразу после распада Советского Союза», – заявил он, подчеркнув, что сложившая ситуация – не временный экономический спад, а результат системного краха основных секторов экономики.
Ионицэ отмечает, что в кризисе находится и сельское хозяйство (-14,6%) – убытки отрасли оцениваются в 7 млрд леев (35 млрд рублей), что напрямую затрудняет доходы фермеров и экономическую стабильность сельских регионов. Также в упадке находится промышленность (-3,4%), в отрасли зарегистрированы убытки на 3 млрд леев (15 млрд рублей), а это говорит о глубоком кризисе в производственном секторе. Эксперт обращает внимание на снижение занятости (-3,7%), при этом в реальном секторе экономики было потеряно 40 тыс. рабочих мест, в то время как в госсекторе их стало на 7 тыс. мест больше, а это говорит о несостоятельности экономической политики. Также обвалился экспорт (-12,2%) – потери составили 493 млн долларов США, что затрудняет способность Молдовы поддерживать свою конкурентоспособность на внешних рынках.
Экспортные поставки в страны Европейского союза в 2024 году составили 2392,4 миллиона долларов США (на 9,6% меньше, чем за 2023 год). В 2024 году в страны СНГ было экспортировано товаров на сумму 241,6 миллиона долларов США (на 19,9% меньше по сравнению с 2023 годом). Торговый дефицит при этом вырос на 19,1%, до 5,5 миллиарда долларов.
Эксперты уверены, что цифры падения обусловлены в том числе блокадой режимом Санду предприятий Приднестровья. Весь прошлый год молдавские чиновники не давали им вывезти свою продукцию. Поэтому свою деятельность остановили сразу три крупных машиностроительных предприятия. Сейчас из-за энергетического кризиса падение показателей по отраслевым направлениям в Приднестровье достигло 70%. Практически все предприятия стоят. Все это скоро отразится в молдавской статистике.
Вот еще конкретные цифры обнищания Молдовы. На конец прошлого года государственный долг по отношению к ВВП достиг 38,5%. А по прогнозу к концу этого года достигнет 43%. Ситуация обострилась, начиная с 2022 года, потому что большая часть поступивших кредитов уходила не на развитие экономики, а на субсидии и компенсации. В 2024 году также произошел рост госдолга за счет денег, полученных в качестве займа и снова пошедших на субсидирование тарифов. А это означает, что впереди нет никаких перспектив роста, одна деградация.
Ситуация в экономике вызывает резкую критику со стороны оппозиции. «Экспорт сократился почти на 13%, в то время как импорт растет угрожающими темпами, ослабляя отечественную промышленность и еще больше нарушая торговый баланс. Мы движемся к тому, чтобы стать не только экономически зависимой, но и финансово ущербной страной», – подчеркнул депутат парламента Василий Боля, выступая в парламенте.
По его словам, нынешний уровень ВВП и промышленного производства достиг критической отметки, а демографическая ситуация становится все более тревожной. Молодежь массово покидает страну, фермеры не выдерживают налогового бремени, а государственный долг за последние годы вырос на 30%. «Вместо четкой программы восстановления мы видим лишь популистские меры. В предвыборный год правительство PAS берет кредиты, чтобы провести символическую индексацию пенсий на 4%. Это не попытка решить реальные проблемы, а всего лишь способ купить голоса», – отметил депутат.
Он добавил, что власти не только не помогают экономике, но и вредят ей: повышают цены, увеличивают зарплаты министрам, вводят новые тарифы, а гражданам предлагают компенсации как временную подачку.
Все ведущие экономические эксперты Молдовы также обращают внимание на большую зависимость экономики от внешней помощи, кредитов и грантов, которые за последние четыре года вливания в экономику оцениваются в 3,4 млрд евро в виде грантов и кредитов, но без заметных результатов для экономики.
Сегодня уже очевидно, что без глубоких реформ и конкретных мер по стимулированию внутреннего производства, снижению зависимости от импорта и поддержке местных предпринимателей Молдова рискует попасть в порочный круг стагнации и экономического спада, что приведет к полномасштабной экономической катастрофе в стране.
Однако, судя по всему, нынешняя власть не ставит перед собой цель сохранения страны в качестве независимого государства, и это порождает самые печальные ожидания относительно будущего Молдовы.