
Россия категорически против отправки на Украину миротворцев от стран, поставляющих Киеву вооружение, заявил директор департамента международных организаций Министерства иностранных дел РФ Кирилл Логвинов. Он также выразил сожаление, что история последних лет ничему не научила европейских лидеров и они «абсолютно глухи к предупреждениям».
По словам К. Логвинова, сама идея введения на Украину военнослужащих из тех стран, которые продолжают накачивать Киев оружием, для России категорически неприемлема. Дипломат подчеркнул, что именно высокомерное нежелание западников услышать позицию России привело к украинскому конфликту.
Все так и есть. Почти 10 лет, что длился украинский конфликт до начала СВО, мы постоянно наблюдали, как Запад накачивает Украину оружием, что рано или поздно должно было привести к взрыву. Предупреждали о последствиях. Но нас не желали слушать. Все это привело к тому, что Москва вынужденно пошла на проведение спецоперации, когда масштабы угрозы уже превысили все допустимые пределы, практически не оставив пространства для дипломатического урегулирования.
Тема с миротворцами также имеет давнюю историю, она возникла еще во время Минского процесса. И уже тогда было очевидно, что «миротворцы» Западу нужны вовсе не для того, чтобы обеспечивать выполнение мирных договоренностей, а планировались лишь для того, чтобы помогать одной из сторон – понятно какой. Иначе зачем Киев и Запад настаивали бы на размещении «миротворцев» на границе тогда еще непризнанных республик Донбасса с Россией, а не на непосредственной линии соприкосновения?
Разумеется, Москва, Донецк и Луганск были против такого сценария. Разногласия вызвал и состав миротворческих сил: Запад и Киев настаивали на том, что его должны формировать страны НАТО, в то время как для российской стороны и республик приемлемым был лишь вариант захода военных из нейтральных стран. В общем, тогда предсказуемо ни до чего не договорились.
Тема вновь всплыла в разгар СВО. Одним из ее инициаторов стал президент Франции Эммануэль Макрон, который еще в июне 2023 года заявил о том, что Париж рассматривает возможность отправки войск на территорию Украины.
А в начале прошлого года он уже предложил отправить военных Евросоюза на Украину, не уточняя, из каких именно стран. К слову, тогда и слово «миротворцы» не звучало. Т. е. выглядело все так, будто Макрон предлагает Европе вмешаться в конфликт. Разумеется, коллеги по ЕС его тут же осадили, в частности главы Италии, Германии, Финляндии, Швеции заявили, что европейских войск на Украине не будет. Макрон тогда сдал назад, завив, что каждая страна сама должна решать, отправлять ей войска или нет. А уже в декабре он снова предложил отправить на Украину европейский воинский контингент численностью почти в 100 тыс. человек. И уже с уточнением – когда Украина стабилизирует линию фронта. Т. е. речь уже пошла именно о миротворцах, которых вводят для обеспечения перемирия.
Понятно, что вопрос стоял сугубо теоретически, ибо никакого перемирия не проглядывалось. С приходом в Белый дом Дональда Трампа и началом переговорного процесса между США и Россией уже можно было рассуждать более конкретно, поскольку контуры перемирия, пусть и смутно, но все же начали вырисовываться.
Тут стоит отметить, что сама идея перемирия оказалась очень привлекательной, как это ни парадоксально, – как раз для «партии войны», которую в Европе по большей части представляют Париж и Лондон. Мир им, разумеется, не нужен, они по-прежнему настроены на «нанесение стратегического поражения России», однако большинство уже поняло, что добиться этого на поле боя в обозримом будущем невозможно, а значит, нужно выиграть для Киева время для передышки и подготовки к новой военной кампании.
И в этом контексте очень соблазнительно выглядит идея ввода «миротворцев», что позволило бы не только обеспечить выполнение этого перемирия, но и решить собственные задачи на Украине, застолбить территорию, не пуская туда Россию.
Разумеется, не пускать Россию они собрались не в прямом смысле, не вот так, чтобы встать на пути у наступающей российской армии. Нет, конечно. Задача – дождаться перемирия по условной линии соприкосновения и занять ту территорию, до которой ВС РФ не дойдут. Разумеется, речь не о всей территории Украины, которая сохранится в качестве таковой, а в ключевых местах, где у европейцев имеются свои интересы.
Еще в прошлом году тот же Макрон обмолвился, что может «послать некоторых ребят в Одессу». Даже не так: он заявил, что ему придется их туда послать. Каких ребят? Зачем? При чем тут Одесса, находящаяся достаточно далеко от линии фронта?
А совсем недавно американская The Wall Street Journal написала о том, что представители некоторых стран Европы предложили рассмотреть идею размещения войск на Украине не на линии разграничения, а «вдали от потенциальной границы».
В той же Одессе? Опять же зачем?
Тут надо понимать, что «миротворцы» не обязательно должны стоять на линии разграничения и следить за соблюдением перемирия. Вернее, так оно по идее должно быть. Но в представлении западных лидеров «миротворцы», очевидно, могут выполнять и другие функции, к примеру решать логистические проблемы ВСУ, налаживать хозяйственные связи, а также обучать украинскую армию, прикрывать ее действия, поставлять оружие. К слову, мы хорошо помним, как этим занимались западные «голубые каски», в том числе французы, в Боснии и Герцеговине, фактически помогая мусульманской стороне.
Потенциальные «миротворцы» также могут выполнять полицейские функции, функции охраны. Разумеется, не спокойствия жителей Украины, а нового имущества западных хозяев – мест добычи полезных ископаемых, логистической инфраструктуры, портов. К слову, об Одессе: борьба за этот порт велась еще до «майдана» и тот же Макрон знает, чего хочет, говоря об «отправке туда некоторых ребят» (очевидно, речь о спецназе, который должен прикрывать вывоз остатков «незалежности»).
Можно предположить, что европейцы тоже хотят урвать себе кусок украинского пирога на фоне готовящейся «редкоземельной сделки», которая превращает Украину в колонию США уже не в переносном, а в самом прямом смысле. Да и Дональд Трамп, проталкивающий эту сделку, явно был бы не против, если бы ее безопасность обеспечивали именно европейские солдаты, а не американцы.
О том, что он считает необходимым размещение на Украине миротворческих сил, Трамп заявил еще в феврале. Подчеркнув, что это должны быть европейцы. «Я думаю, что Европа в значительной степени будет нести за это ответственность. Европейские страны будут нести ответственность», – сказал он тогда.
Европейцы, надо понимать, только за (уж, во всяком случае, Макрон и британский премьер Кир Стармер, у которых на Украине личные интересы). Есть только одно но: им нужны гарантии со стороны США, а таких гарантий нет.
«Я скажу ему: "Нельзя быть слабым перед президентом Путиным". Это не вы, это не ваша торговая марка, это не в ваших интересах», – хорохорился Макрон перед визитом в Вашингтон. Неизвестно, сказал ли и какой ответ получил, но Трамп никаких гарантий давать не намерен. Ни Киеву для обеспечения «сделки», ни Европе.
Макрону не удалось убедить Трампа взять обязательство поддержать любое развёртывание европейских войск на Украине после урегулирования конфликта, сообщила тогда Financial Times. И нет бы Макрону и Стармеру угомониться. Но они продолжают: создали т. н. коалицию желающих, т. е. группу стран, готовых усилить поддержку Украины, в том числе через готовность стать частью миротворческих сил, развёрнутых на территории «незалежной».
О ее создании стало известно на лондонском саммите 2 марта, сразу после перепалки Зеленского с президентом и вице-президентом США. Хотя саммиты в поддержку Киева на фоне запущенного Трампом процесса переговоров Макрон и Стармер и до этого проводили чуть ли не каждую неделю.
Но вот незадача. Коалиция-то есть, а желающих нет. В смысле желающих отправлять войска безо всяких гарантий. Да и кого куда отправлять, пока никакого перемирия нет, а значит, нет и предмета разговора.
Впрочем, перемирие все же обсуждается. Так, Трамп предложил Киеву и Москве заключить всеобъемлющее прекращение огня на месяц. В ответ российский президент предложил начать с пробного шага – перемирия на Черном море. Которое, к слову, Киев ни дня не соблюдал, хотя формально оно длится с момента последнего телефонного разговора российского и американского лидеров – с 18 марта.
Выдвинув эту инициативу, Москва фактически выбила козыри из рук Парижа и Лондона, которые настаивали на перемирии еще и в воздухе, что для нас было бы критично, ибо именно воздушные удары позволяют обеспечивать передвижение войск на земле.
Но Макрон и Стармер все еще рассчитывают продавить свой план. У них просто руки чешутся. Как пишет The Washington Post, страны Европы начали все больше рассматривать возможность размещения на территории Украины воздушных и морских сил. По словам источников издания, это обусловлено тем, что командующие армиями указывают на ограничения крупного размещения войск, а другие государства предлагают свои возможности для патрулирования неба над Украиной и акватории Черного моря. Кроме того, источники заявили, что в ближайшее время страны ЕС собираются направить на Украину группу военных для определения того, сколько войск потребуется для возможного развертывания.
Простите, а Россию вы спросили? Ах, да, Макрон же заявил, что не России тут решать и что страны Европы могут направить военных на Украину без согласия Москвы. Он также указывал, что ЕС изучает возможность отправки «нескольких тысяч человек от страны».
Ну, ок, изучайте, это не вредно. Только имейте в виду, что, как верно утверждает WP, Россия вправе рассматривать этих военных не как миротворцев, а как оккупантов со всеми вытекающими. Кто из европейцев поумнее, например власти Италии и Испании, те настаивают на том, что миротворцы должны быть под флагом ООН, а не Европы, чтобы все было легитимно. Но для этого придется получать мандат Совбеза, но без согласия России с её правом вето этой задумки не реализовать.
Впрочем, обещать – не значит жениться. Повторю, желающих в коалиции не нашлось, даже ее инициаторы Париж и Лондон не готовы ничего делать без гарантий. Тем смешнее звучат заявления Зеленского о проведении встречи «узким кругом» с представителями стран, якобы на сто процентов готовых к отправке миротворческого контингента на Украину.
«Не все они приедут, мы приглашаем узкий круг: Франция, Британия и Украина точно будут. Это такой, скажем так, треугольник», – сказал он.
На самом деле, никакой это не треугольник, а круг. Замкнутый.