
Ещё недавно западные СМИ с торжеством рапортовали, что китайцы и индусы резко сократили закупки российской нефти. Таковой оказалась реакция азиатских покупателей на очередную порцию санкций, введённых в отношении российской «нефтянки» уходившей администрацией Джо Байдена. Но торжество оказалось несколько преждевременным, ибо преемник Байдена Дональд Трамп последовательно рушит санкционную систему, выстроенную при его предшественнике. Хотя в целом обстановка остаётся достаточно серьёзной и требует неусыпного контроля со стороны правительства России.
Преждевременная радость
Как известно, 10 января США ввели новые ограничения против энергетического сектора России. Под санкции на сей раз попали «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть». Также ограничениям подверглись компании «Ингосстрах» и «Альфастрахование»: они, как утверждает западная пресса, страховали танкеры, на которых российская нефть поставлялась в Индию. Помимо этого, США ввели санкции против 183 танкеров из «теневого флота», перевозящего российскую нефть. Уже спустя три дня после принятия США нового санкционного пакета попавшие в чёрный список танкеры начали испытывать проблемы с разгрузкой в Китае и Индии.
Вообще, в январе этого года Китай и Индия временно прекратили покупку нефти из РФ, предназначенной для мартовских поставок. По результатам 2024 года Россия обеспечила 36% всего нефтяного импорта Индии и около пятой части китайского, поэтому у индусов и китайцев должны были быть очень серьёзные причины для перерыва в сотрудничестве с россиянами. И они действительно нашлись: по информации источников написавшего об этом агентства Reuters, покупатели нефти из Индии и Китая столкнулись с резким ростом расходов на аренду танкеров, не попавших под санкции США. К тому моменту стоимость российской сырой нефти марки ESPO выросла на 3-5 долларов за баррель (относительно марки ICE Brent). При этом ставки фрахта для танкера для доставки нефтепродуктов в Китай увеличились на несколько миллионов долларов.
В Reuters сообщили, что отныне китайские и индийские нефтеперерабатывающие заводы будут закупать больше сырья с Ближнего Востока, из Африки и Америки. Это, мол, приведёт к росту цен и расходов на перевозку, но всё равно будет выгоднее, чем иметь дело с кругом обложенными санкциями россиянами. Впрочем, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков счёл, что делать вывод о том, что Китай и Индия отказываются от российской нефти, пока ещё преждевременно. «Физически они продолжают её импортировать, вопрос лишь в схемах отгрузки, оплаты и прочих технических моментах. Reuters сообщает о некой паузе, возникшей с фьючерсами на поставку в марте, но это вовсе не значит, что две страны больше не принимают российское сырье. Наоборот, мы видели, что Индия запросила у США разъяснения к санкциям от 10 января. В основном её интересовало, с какими танкерами "теневого флота" можно иметь дело. Ей объяснили, что с судами, загруженными до 10 января, никаких проблем нет, а операции с остальными следует завершить до марта. Дальше рынок будет перестраиваться, процесс уже идёт», – заверил Юшков.
Эксперт оказался абсолютно прав – наступила весна, и объём поставок стал быстро восстанавливаться. Уже 11 марта в Bloomberg с горечью известили, что санкции США в отношении российского танкерного флота «начинают рушиться». Журналисты агентства выяснили, что в начале марта три судна из чёрного списка впервые более чем за год загрузились и вышли из российских портов. А на оказавшихся в распоряжении прессы спутниковых снимках видно, что всё больше судов покидают якорные стоянки к западу от порта Находка, где они находились с момента введения санкций против них. Причём в Bloomberg сделали вывод, что основным покупателем российской нефти теперь стал Китай, а не Индия. Агентство сообщило, что Россия нашла способы обойти санкции, введенные в отношении судов.
Для этого был собран огромный флот танкеров, принадлежащих малоизвестным и часто меняющимся компаниям, офисы которых расположены вне досягаемости западных правительств и не сотрудничают с западными фирмами. Кстати, о разнообразных уловках, применяемых в этой сфере, сообщает и российская печать. «Сделал рейс – меняй юрлицо, название (танкера. – Авт.) и подданство. А Госдеп пусть вписывает в SDN List», – говорит Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс».
В результате подобных ухищрений потоки сырой нефти из всех российских портов за четыре недели по состоянию на 9 марта выросли примерно на 300 тыс. баррелей в день (это оказался самый большой прирост с января 2023 года) – до 3,37 млн, самого высокого показателя с периода до 10 ноября 2024 года.
Санкционная удавка ослабла
А уже днём позже, 12 марта, Reuters известило, что Россия вновь начала поставки нефти и в Индию. Перевозки возобновились посредством танкеров, которые не попали под ограничения, а часть поставок была перенаправлена из Турции. В итоге поставки в Индию вышли на обычный уровень, зато в Турцию упали более чем вдвое. По словам источников, некоторые трейдеры сообщили индийским нефтеперерабатывающим заводам, что будут использовать для доставки западные суда, чтобы избежать риска санкций. Доступ к западным судоходным услугам открылся благодаря тому, что цена на нефть российской марки Urals упала ниже установленного G7 ценового потолка в 60 долларов за баррель.
В результате, как со скрежетом зубовным признают оппоненты России, эффект от «прощального подарка» Байдена оказался минимальным. Так, Андрей Клименко, глава украинского Института стратегических черноморских исследований, отметил, что Россия вновь наращивает объемы перевозки нефти «теневым флотом», которые в марте вопреки санкциям США и других стран вновь выросли. Он считает, что западные аналитики, спеша отчитаться об успешности санкций, даже занижают сам размер этого флота. «Западные аналитики зафиксировали, что "в феврале 2025 года российскую сырую нефть и нефтепродукты экспортировали 356 судов". А мы зафиксировали и отследили маршруты… 478 танкеров», – написал Клименко.
При этом он согласен с оценкой западных аналитиков, что за февраль российские перевозки «теневым флотом» снизились на 9%, но оспаривает, что это произошло из-за санкций. «Западные коллеги сделали победоносный вывод – это влияние санкций (США, ЕС, Великобритании и Канады). Мы же с самого начала крайне скептически относились к этому "влиянию", потому что модель санкций совершенно не мешает русским возить нефть из Балтийского моря или арктических портов в Индию, Китай или Турцию», – заявил Клименко.
Он считает, что февральское снижение объёмов перевалки связано с украинскими ударами БПЛА по порту Усть-Луга и объектам Балтийской трубопроводной системы. А в марте (то есть когда окончательно вступил в силу указ Байдена по санкциям против «теневого флота») российский грузопоток даже вырос. «В марте 2025 года снижение сменилось ростом, по всем морям на 5,2% в целом... Это означает, что санкции против танкеров не сработали. Объёмы экспорта говорят сами за себя. То есть огромный объём санкционированных танкеров (около 400) не привёл к дефициту судов на рынке перевозок из РФ», – с огорчением пишет Клименко.
Однако тут есть ещё один важный аспект, который некоторые упускают – наблюдаемое после возвращения к власти Дональда Трампа некоторое потепление отношений России и США. В связи с этим финансовый аналитик Иван Данилов подчёркивает, что в реальном мире тема снятия санкций выглядит не как торжественная отмена их Трампом (её ещё нужно провести через конгресс и сенат, да ещё и выстоять под грязевым дождём оппозиционных СМИ, что затратно в плане рейтингов), а совсем по-другому. И действительно, вскоре Bloomberg поделился жалобами европейских чиновников относительно того, что администрация Трампа сократила свое участие в усилиях по обеспечению соблюдения антироссийских санкций.
В частности, США фактически вышли из рабочей группы, занимающейся мониторингом и обеспечением соблюдения ценового ограничения на российскую нефть. «Вот так это выглядит в реальном мире. И не только в российском случае, а вообще в целом. Например, такое же было у администрации Байдена с Ираном. Ибо когда администрации Байдена потребовалось душить нас во время СВО, то санкции против Ирана никто не снимал, но зато enforcement (официальные, "чёрные" + силовые усилия США по принуждению других стран и акторов к соблюдению санкций) стал практически нулевым. Что позволило Ирану увеличить экспорт нефти (и доходы от неё) в три раза (и это официальные консервативные данные ФРС США) – с 0,5 миллиона баррелей в день в 2019 г. до 1,5 миллиона баррелей в день в 2025-м), и все всё понимали», – подчёркивает аналитик.
Наглядный урок для Китая
Одновременно Трамп – но уже против своей воли! – приучает китайцев к мысли, что лучшим партнёром для них является именно Россия. Ещё в прошлом году массово сыпались жалобы на то, что китайские компании боялись (и боятся до сих пор) официально сотрудничать с россиянами из страха потерять доступ на рынок США. Однако все эти предосторожности им не помогли. Трамп отгораживает свою страну от остального мира тарифными барьерами – и введённые в отношении Китая оказались самыми высокими. Можно сказать, что рынок США в условиях сверхвысоких американских тарифов для многих китайских корпораций уже или потерян, или это скоро произойдёт.
А уж сомневаться в том, что Трамп, если не хватит текущих мер, пойдёт и на дополнительные шаги, чтобы добиться закрытия рынка США для китайских экспортёров, особо не приходится – недаром Вашингтон уже заранее «законопачивает» обходные пути через Вьетнам и Мексику (для начала – 49% и 25% тарифы). «Соответственно, внезапно "менее престижные рынки", несущие "репутационные издержки", незаметно становятся последней надеждой хоть как-то подстелить соломку под вероятное падение китайского экспорта. Кстати, в ЕС, как мы знаем из недавней практики, китайский высокомаржинальный и высокотехнологичный экспорт тоже не особо ждут – точнее, ждут с санкциями "за уйгуров" и заградительными тарифами. Ну, кто остаётся? Россия, Ближний Восток, Африка, Южная Америка», – заключает аналитик Данилов.
Правда, 30 марта в Вашингтоне вновь заговорили о санкциях. Трамп, который до сих пор благосклонно высказывался о своём российском коллеге, заявил, что «очень зол» на Владимира Путина. «Если мы с Россией не сможем заключить сделку по прекращению кровопролития в Украине и, если я подумаю, что это вина России, я введу вторичные пошлины на всю нефть из России», – пригрозил Трамп. Ранее он уже ввёл такую меру, которую эксперты называют «новым инструментом с сомнительными перспективами применения», в отношении венесуэльской нефти. В случае с Россией Трамп уточнил, что размер пошлины может составить от 25 до 50%, а тем, кто продолжит покупать её нефть, будет запрещено вести бизнес в США. Под удар, прежде всего, попали бы всё те же Китай и Индия, крупнейшие импортеры российской нефти.
Однако непонятно, готовы ли сами США к тарифной войне. Ведь введение таких мер напоминает игру вслепую. Россия экспортирует около 7 млн баррелей нефти в день, и любое серьёзное вмешательство грозит дестабилизацией всего глобального рынка. А из-за того, что РФ научилась обходить ограничения, американская санкционная политика всё больше напоминает «спагетти из инициатив» – запутанную массу угроз, поправок и исключений. Да и в любом случае не являются ли новые угрозы всего лишь сотрясением воздуха? Ответа пока нет. Но нефтяным трейдерам в любом случае придётся готовиться к бурному лету. Кое-кого угрозы Трампа всё же напугали – индийские госкомпании Bharat Petroleum и Hindustan Petroleum начали организовывать дополнительные закупки для получения в мае нефти из таких регионов, как Ближний Восток, Северное море и Средиземноморье.
Кроме того, нельзя говорить, что январский санкционный удар прошёл для России совсем уж без последствий. Недаром Минфин России впервые с начала 2024 года продаёт валюту из Фонда национального благосостояния специально, чтобы компенсировать падение нефтегазовых доходов, которые в феврале и марте сократились почти на 20%. С этой целью с 7 апреля по 12 мая Минфин продаст из ФНБ юаней и золота на 35,9 млрд рублей (1,6 млрд рублей в день).
Как отмечает главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова, залезть в «кубышку» пришлось, поскольку стоимость нефти Urals упала ниже 60 долларов за баррель. По данным Минэкономразвития, в марте баррель Urals продавали за рубеж в среднем по 58,99 доллара – рекорд дешевизны с лета 2023 года (при том что в бюджетные проектировки закладывали 69,7 доллара). Кроме того, сказалось и снижение объёмов добычи нефти. Сейчас Россия качает около 9 млн баррелей в сутки, хотя год назад это было 10 млн и выше. Как итог: в марте нефтегазовые доходы бюджета сократились на 17%, а по итогам первого квартала – на 10%...