Армения и Азербайджан на пороге подписания мирного договора. Или новой войны? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.04.2025 |

Армения и Азербайджан на пороге подписания мирного договора. Или новой войны?

Армения никогда не была так близка к урегулированию отношений с Турцией и Азербайджаном, как сейчас, заявил глава МИД Армении Арарат Мирзоян. «Я не могу утверждать, что именно сейчас подходящее время. Такого идеального момента может и не быть. Но могу с уверенностью сказать, и думаю, мои турецкие и азербайджанские коллеги это подтвердят, что мы никогда не были так близки друг к другу», – сказал министр.

По его словам, Армения готова начать консультации по выбору места подписания соглашения и подписать мирное соглашение с Баку как на границе, так и на территории третьих стран. Кроме того, Мирзоян также предложил Азербайджану обратиться к ОБСЕ для роспуска Минской группы в случае подписания мирного договора. «Мы готовы совместно обратиться в ОБСЕ для роспуска Минской группы, поскольку конфликт будет исчерпан», – отметил он.

Глава армянской дипломатии также признал существование разногласий, в частности требование азербайджанской стороны к Армении изменить текст Конституции, что, по мнению Баку, является единственным способом открыть путь к окончательному урегулированию.

Что ж, если все так, то стороны действительно максимально приблизились к подписанию мирного договора, который мог бы быть подписан еще года четыре назад после окончания 44-дневной войны. В ноябре 2020-го, напомню, было подписано трехстороннее соглашение, которое регламентировало остановку боевых действий и определяло принципы послевоенного урегулирования карабахского конфликта. Однако карабахский конфликт – далеко не единственное противоречие, существовавшее между сторонами с первых дней независимости бывших советских республик. И даже его окончательное решение осенью 2023-го (если действительно вопрос можно считать решенным, в чем уверены в Баку, а вот в Ереване далеко не все) не стало поводом для подписания мирного договора между странами.

Вообще-то мирный договор – это вещь в дипломатии необязательная. У России, к примеру, нет оного с Японией, и даже территориальные претензии имеются, что никогда за десятилетия, прошедшие с момента окончания Второй мировой войны, не ставило нас на грань нового вооруженного конфликта и не мешало нашим странам вполне взаимодействовать и иметь дипломатические отношения.

Впрочем, этот пример явно не про Армению и Азербайджан, им скорее подходит сравнение с двумя Кореями, война между которыми формально не окончена и спустя более чем полвека на разделяющей их границе время от времени постреливают. Но если Кореи явно не демонстрируют желания признавать право на существование друг друга, то Азербайджан и Армения на словах все же хотели бы поставить точку в затянувшемся конфликте.

Повторю, Карабах – не единственное его проявление, у сторон еще немало претензий друг к другу. Но карабахская тема по-прежнему продолжает оставаться препятствием для заключения мирного договора, даже несмотря на то что она вроде бы как закрыта де-юре и де-факто.

У Баку в этом плане два требования к Еревану. Первый – роспуск Минской группы ОБСЕ. Казалось бы, все логично. Конфликт урегулирован, и обе стороны это признают, но группа, созданная для его урегулирования, все еще пусть формально, но существует, как бы давая понять, что конфликт урегулирован не до конца. Сохранение статус-кво, позволяющее в теории отыграть все назад, категорически не устраивает Баку, который хочет поставить окончательную точку.

В вопросе роспуска Минской группы точку поставить мешает, судя по всему, даже не Армения, а Франция, которая рассматривает ее как инструмент своего влияния в регионе. Вместо этой уже обреченной структуры Париж, очевидно, рассчитывает продвинуть расширение т. н. европейской наблюдательной миссии на границе республик.

«Что касается Азербайджана, я крайне обеспокоен ростом напряжённости на границе. Я надеюсь, что европейская миссия, развернутая на месте, сможет быть усилена, чтобы эффективно наблюдать за ситуацией и сдерживать эту напряжённость. Мирный договор должен быть, наконец, подписан, а произвольно задержанные лица и пленные – освобождены», – заявил министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро на встрече глав МИД ЕС в Люксембурге. Этим он снова разозлил Азербайджан, который считает пленных и находящихся под следствием в Баку лидеров бывшей НКР военными преступниками, а миссию ЕС – «шпионской».

Все-таки решать судьбу Минской группы (которая после Второй карабахской войны по факту не работает, а после начала СВО вообще де-факто распалась из-за нежелания стран Запада контактировать в любом виде с Россией) должны участники конфликта, а они вроде как пришли к взаимопониманию.

Второй вопрос – армянская Конституция, на изменении которой настаивает азербайджанская сторона, видя в ее тексте претензии на Карабах. Дело в том, что в преамбуле Конституции есть ссылка на принятую летом 1990 года декларацию о независимости Армении. А в тексте декларации содержится ссылка на постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха».

Конечно, это еще не выдвижение территориальных претензий, и, если когда-нибудь Ереван решит-таки их выдвинуть, он может это сделать и без отсылок к Конституции, но для Баку вопрос принципиальный без его решения Азербайджан считает конфликт незаконченным.

Армения все это отрицает. Чтобы не менять текст основного закона, Конституционный суд Армении в принятом 26 сентября 2024 года решении зафиксировал, что ссылка на Декларацию независимости в преамбуле Конституции относится исключительно к тем положениям декларации, которые получили свою буквальную фиксацию в статьях Конституции, а ни в одной статье Конституции нет прямого или косвенного упоминания Карабаха. Однако Баку это объяснение не устраивает.

К слову, в Конституции Азербайджана тоже можно усмотреть территориальные претензии к Армении, ведь в преамбуле азербайджанского основного закона есть отсылка к Конституционному акту, принятому парламентом Азербайджана  18 октября 1991 года, который, в свою очередь, ссылается на Декларацию независимости Первой Азербайджанской Республики, принятую 28 мая 1918 года, в которой зафиксировано, что республика включает в себя Восточное и Южное Закавказье, включая целиком Сюникскую и Вайоцдзорскую области Республики Армения, а также частично территории Араратской, Армавирской, Гегаркуникской, Тавушской, Лорийской, Ширакской областей.

В общем, этот спор по поводу исторических документов мог бы продолжаться долго. Но Баку форсирует события, пользуясь правом сильного.

Армянский премьер, наверное, и сам не прочь изменить Конституцию. Во-первых, он строит т. н. реальную Армению, основанную на принципе «ноль проблем с соседями» (сравнение с турецкой внешнеполитической концепцией я привожу не просто так, Никол Пашинян стремится к нормализации отношений в первую очередь именно с Анкарой, а путь в Анкару для него лежит через примирение с Баку). И любые напоминания о Карабахе, тем более учитывая их связь с проигранной войной, для него было бы предпочтительнее и впрямь исключить.

Недавно Пашинян заявил об окончании карабахского движения, а на днях и вовсе сказал, что оно представляет угрозу для суверенитета и независимости страны. Он также объявил новую революцию – социально-психологическую, которую он назвал не менее значимой, чем «бархатная революция» 2018 года, что привела его к власти. 

Кстати, ранее Пашинян не просто допускал изменения Конституции, но и говорил о необходимости конституционного референдума. Помимо текста основного закона, предлагалось также изменить герб (убрав с него гору Арарат, наличие которой всегда раздражало Турцию), а также гимн, поскольку они продолжают традиции первой армянской республики. Согласно новой концепции, страна должна быть преобразована в четвертую республику, не наследующую прямо предыдущим.

К слову в измененной Конституции республика могла бы вновь стать президентской, и должность нового главы государства снова мог бы занять Пашинян. То есть он мог бы провернуть тот же фокус, что и Серж Саргясян, который, кстати, и привел Пашиняна к власти, только в обратную сторону.

Одно но! Для Пашиняна необходимо, чтобы изменение Конституции выглядело как осознанная необходимость армянского народа, а не результат давления Азербайджана. Поэтому он скорее привяжет конституционный референдум к идее евроинтеграции и референдуму о вступлении в ЕС.

О конкретной дате референдума власти пока не говорят, но есть предположение, что его дата может быть привязана к дате парламентских выборов, на которых партия Пашиняна рискует проиграть. Вот только готов ли ждать Азербайджан, которому на правах победителя в войне хотелось бы, чтобы изменение армянской Конституции выглядело как его очередная победа. Давление усиливается, и происходит это на фоне участившихся провокаций на границе и заявлений президента Ильхама Алиева с уже не тонким намеком на то, что Армения может лишиться, если будет упорствовать, уже собственных территорий (эта проблема увязана с темой Зангезурского коридора, которая также проистекает из итогов Второй карабахской войны).

Армении можно было бы не беспокоиться ее безопасность гарантируется Россией. Но вот незадача: Пашинян сам заморозил членство своей страны в ОДКБ, создав правовую коллизию, когда непонятно, обязаны ли участники договора защищать Армению в случае агрессии против нее или нет. И Баку этим пользуется, усиливая давление.

А в конце марта депутаты армянского парламента приняли закон о начале процесса вступления республики в Европейский союз, что может поставить крест на членстве Еревана еще и в ЕАЭС, при том что в ЕС ему все равно ничего не светит.

Может ли Ереван рассчитывать в случае возникновения тяжелой ситуации на помощь Европы, в первую очередь Франции,  вопрос риторический. Европейцы не имеют перед Арменией никаких обязательств. Более того, Пашинян настроил против себя новую американскую администрацию, подписав договор о стратегическом сотрудничестве с предыдущей администрацией за несколько дней до ухода той в отставку, проявив неуважение к Дональду Трампу. А сейчас еще Ереван и Тегеран могут заключить соглашение о стратегических отношениях в разгар кризиса вокруг исламской республики, чреватого большой войной в регионе. В этих условиях Армения может оказаться заложником чужих геополитических игр, в которых Азербайджан способен использовать ситуацию на пользу себе. А вот самой Армении, которую Трамп воспринимает как союзника его врага, помочь будет некому. Европа в эпицентр кризиса точно не полезет.

При этом Брюссель требует от Пашиняна определиться: ты с нами или против нас? Накануне глава евродипломатии Кая Каллас заявила, что Евросоюз довел до стран – кандидатов в ЕС, что не приветствует их участие в параде 9 мая в Москве. Камень, разумеется, в огород Сербии, Армению никто серьез в качестве кандидата не рассматривает, но и ей дали намек. К слову, в Ереване так и поняли, и бросились оправдываться. Спикер парламента Ален Симонян попытался объяснить, что это и победа Армении: «Существует вопрос восприятия. Это и наша победа. Триста тысяч армян не вернулись с фронта. В рядах движения Сопротивления также воевали армяне, и это один из наших дней гордости. Участие премьер-министра в мероприятиях 9 мая в Москве никак не может быть связано с ЕС или иным вопросами».

Едва ли европейцев это удовлетворит. Как и Баку не удовлетворит затягивание решения вопросов по мирному договору.

А с Москвой отношения Армении по воле её премьера сейчас находятся на низшем за всю историю уровне. Самый свежий пример: на днях на Генеральной Ассамблее ООН была вынесена на голосование резолюция, где осуждалась «агрессия Российской Федерации против Украины». И Армения вошла в число тех стран, которые поддержали резолюцию. Так что, если чему у Пашиняна и можно поучиться, так это тому, как отталкивать от себя союзников.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
135
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика