Турция не спешит открывать свой рынок труда для мигрантов из Средней Азии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.04.2025 |

Турция не спешит открывать свой рынок труда для мигрантов из Средней Азии

Турция, активно стремящаяся нарастить свое влияние в тюркоязычных странах и регионах СНГ, открывать для них свой внутренний рынок труда, однако не спешит. Вместо этого она предпочитает использовать другие инструменты и институты.

В последние годы, особенно после победы поддержанного ею Азербайджана во Второй карабахской войне (2020 г.), Турция активно стремится нарастить свое влияние в странах Центральной (Средней) Азии. Так, в ноябре 2021 г. Совет сотрудничества тюркских государств (ССТГ), созданный еще в 2009 г., по предложению президента Р. Эрдогана переименовали в Организацию тюркских государств (ОТГ). В 2019 г. к ней присоединился Узбекистан, который ранее деятельность ССТГ игнорировал. В 2018 г. статус наблюдателя при ОТГ получила Венгрия, а в 2021 г. – Туркменистан.

В сентябре 2024 г. специальная комиссия ОТГ согласовала проект Общего тюркского алфавита из 34 букв. Усиливается сотрудничество в сфере обороны и безопасности.  В прошлом году название этого региона в турецких школьных учебниках изменили: вместо термина «Центральная Азия», который в Анкаре ошибочно посчитали связанным с завоеванием этого региона Россией, его теперь стали именовать Туркестаном.

При этом интенсивные усилия по наращиванию влияния в Средней Азии и Закавказье отнюдь не сопровождаются столь же активным развитием со странами СНГ связей в области трудовой миграции. Наиболее сильными эти связи являются с двумя республиками бывшего СССР – Туркменией и Азербайджаном, на что есть свои причины. По данным президентства по управлению миграцией МВД Турецкой Республики, на 3 апреля 2025 г. лидерами по числу обладателей вида на жительство в Турции являются три страны СНГ – Туркмения (121 990), Азербайджан (85 331) и Россия (81 413), помимо которых в пятерку лидеров входят также две соседние страны Ближнего Востока – Иран (76 416) и Сирия (73 063). На седьмом месте, пропустив вперед Ирак, находится Узбекистан (58 474), а на восьмом – Казахстан (45 134). Ни Таджикистан, ни Киргизия, которые входят в тройку лидеров по трудовой миграции в СНГ, в первые десять стран по наличию вида на жительство в Турции не попали.

Главным направлением эмиграции Турция для туркменистанцев стала вскоре после распада СССР. В 1999 г. Туркмения первой из стран СНГ по собственной инициативе ввела с Россией визовый режим, что закрыло для ее граждан российский рынок труда. Единственной страной, с которой у Ашхабада существовали безвизовый режим и прямое авиационное сообщение, оказалась Турция. 19 июля 2007 г. она ввела для туркменистанцев безвизовый режим въезда и пребывания по общегражданским паспортам длительностью до 30 дней в туристических целях. Как следствие, туркмены по объему эмиграции в Турцию очень скоро вышли на лидирующие позиции. Причем главной целью эмиграции была работа, а отнюдь не туризм. Так, в 2019 г. в Турцию из Туркмении прибыли 80 тыс. мигрантов, которых по сравнению с 2018 г. стало больше на 129%. По числу въехавших в страну мигрантов туркмены заняли второе место, лишь немного уступив иракцам (83 тыс.).

Обеспокоенный увеличением объемов эмиграции, официальный Ашхабад в начале сентября 2022 г. обратился к Анкаре с просьбой ввести на временной основе для туркменистанцев визовый режим. Турецкие власти с этим предложением согласились, и 13 сентября того же года безвизовый режим для граждан Туркмении отменили. Однако к заметному сокращению объемов эмиграции это решение не привело. Как отмечают СМИ, если в 2024 г. граждане Туркмении оформили в Турции 109,5 тыс. видов на жительство, то к 3 апреля этого года их число выросло почти на 12 тыс. и достигло 122 тыс. То есть туркменистанцы продолжают активно выезжать в Турцию несмотря на то, что визовый центр в Ашхабаде одобряет лишь около 20% всех заявок на визы. Большинство граждан этой страны едут в Турцию по краткосрочным видам на жительство (49,9 тыс.), что говорит о том, что их целью является именно работа. Кроме того, 28,8 тыс. туркменистанцев въехали в Турцию как студенты, что отнюдь не исключает их занятости, и 10,5 тыс. – по семейным видам на жительство.

Реальных объемов иммиграции из Туркмении официальная статистика турецкого МВД не отражает. Однократные туристические визы действуют всего три месяца, а въехать по ним в Турцию можно лишь на 15 дней. Краткосрочный вид на жительство, по которому в Турцию въезжает большинство туркменистанцев, как правило, действует от полугода до двух лет и редко выдается на более продолжительный срок. Поэтому многие выходцы из Туркмении, несмотря на крайне тяжелые условия труда, работают в Турции нелегально.

Оценки их численности можно встретить самые разные. По данным туркменской оппозиции на середину 2010-х гг. в Турции находились до полумиллиона граждан Туркмении, которые составляли основной контингент трудовых мигрантов в крупных городах, таких как Измир, Бурса и Стамбул. Из Турции они в качестве нелегальных мигрантов транзитом направлялись работать в Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Сирию, Кипр и другие страны Ближнего Востока. По другим и, видимо, более близким к реальности неофициальным оценкам туркменских источников, в Турции на заработках находились до 60 тыс. туркменистанцев.

В дальнейшем число находившихся в Турции туркменистанцев продолжало расти. На сентябрь 2022 г., шпо данным миграционной службы МВД, действующие разрешения на проживание в Турции или визы имели более чем 230 тыс. граждан Туркмении. Однако после взрывов в Стамбуле 13 ноября 2022 г., в ходе которых 6 человек погибли и 81 пострадал, турецкие власти ужесточили миграционную политику, что привело к оттоку туркменских трудовых мигрантов. Причем проверки использующих труд мигрантов предприятий продолжались и в следующем году. Так, по данным туркменских источников в августе и сентябре 2023 г. около 2,5 тыс. туркмен, находившихся в турецких депортационных центрах, были высланы на родину. Как следствие, на середину сентября в Турции легально проживало только 198 тыс. граждан Туркмении, число которых за год сократилось на 14%. Правда, реальное их число заметно выше, поскольку многие проживают с просроченными документами.

Что касается Азербайджана, то его миграционные связи с Турцией начали складываться вскоре после распада СССР. Во многом этому способствовал карабахский конфликт, в котором Анкара поддерживала Баку. Сложная социально-экономическая ситуация в Азербайджане способствовала тому, что Турция стала для его граждан одним из привлекательных направлений эмиграции. Так, за 2000-2008 гг. туда переехали около 100 тыс. азербайджанцев, которые получили вид на жительство, и еще 20-25 тыс. работали в стране нелегально.

В дальнейшем миграция из Азербайджана в Турцию оставалась заметной, хотя ее объемы в связи с улучшением социально-экономической ситуации в стране были не столь значительными, как из Туркмении. Так, по данным за 2019 г., в Турцию прибыли 26,5 тыс. азербайджанцев, что на 6% превысило показатели предыдущего года, выбыли из нее в Азербайджан – 14,8 тыс., а миграционный прирост составил 11,7 тыс. чел. С 1 апреля 2021 г. две страны перешли на взаимные поездки по внутренним паспортам, что позволяет азербайджанцам находиться в Турции без оформления виз 90 дней.

Несмотря на активные попытки нарастить свое влияние в Средней Азии, открывать свой рынок труда для выходцев из этого региона Турция отнюдь не спешит. Более того, в связи с обострением террористических угроз, связанных с напряженной геополитической ситуацией на Ближнем Востоке, попасть на этот рынок стало заметно труднее. Так, 11 апреля этого года стало известно о задержании турецкой полицией в 23 провинциях 105 человек, которых подозревают в причастности к деятельности запрещенного в РФ «Исламского государства»*. Всего же за год за связи с ИГ в Турции было задержано свыше 3 тыс. чел.

Годом ранее по подозрению в подготовке теракта от лица ИГ турецкими силовиками в Стамбуле были арестованы уроженцы Таджикистана и Киргизии, а после теракта в «Крокус Сити Холле» Анкара с 20 апреля 2024 г. вообще вышла из соглашения о безвизовом режиме с Таджикистаном. В конечном итоге соображения безопасности для Турции оказались важнее, чем интересы местного бизнеса, заинтересованного в дешевой иностранной рабочей силе.

Наращивая влияние в тюркоязычных республиках бывшего СССР, Турция свой рынок труда для основных поставщиков трудовых мигрантов Таджикистана, Узбекистана и Киргизии при этом особо не открывает. Масштабы трудовой миграции из этих стран на ее территорию не идут ни в какое сравнение с теми потоками, что направляются в Россию. Тем не менее предпринимать усилия по культурной, экономической, военной и политической интеграции тюркоязычных стран СНГ отсутствие значительной трудовой миграции Анкаре совершенно не мешает. Просто для этого используются иные культурно-идеологические инструменты влияния.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
118
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика