Новые коридоры РФ созидают железнодорожно-портовую систему Большой Евразии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 26.04.2025 |

Новые коридоры РФ созидают железнодорожно-портовую систему Большой Евразии

Дальнейшее повышение конкурентоспособности портово-железнодорожной системы Северо-Запада РФ впрямую связано с инфраструктурным обеспечением этого грузотранзитного ареала. Тем более что его использование многими странами и другими юрисдикциями (к настоящему времени более чем 20, например, автономными от КНР Гонконгом и Аомэнем) нарастает примерно со второй половины 2023 года. Это обусловлено не только гибкой политикой РФ в сфере транзитных расценок, но и тем, что всё более рискованны условия международного грузотранзита по традиционным Транссуэцкому маршруту и через «межокеанское» Южно-Китайское море.

Тем временем продолжающийся со середины 2020-х рост внешнеторговых (РФ) и транзитных перевозок в том же регионе, по оценкам РЖД, может привести к частичной закупорке грузопотоков вблизи портов Усть-Луга или Санкт-Петербург из-за недостаточной связанности друг с другом примыкающих стальных магистралей Что же касается транзитных грузов, включая реэкспортные, через этот ареал к концу 2020-х более чем на 15% (в сравнении с серединой 2020-х) увеличится в целом транзитный грузопоток Белоруссии (особенно продуктов нефтепереработки и химудобрений через Усть-Лугу), Китая, Ирана, ряда стран Индокитая, Казахстана, Узбекистана, Монголии и Южной Кореи. Соответственно, инфраструктурное развитие того же ареала, позволив осваивать эти грузопотоки, предотвратит их частичный уход на артерии-порты соседних стран Балтии.

В связи с означенными и смежными факторами, с апреля в Ленинградской и Псковской областях совместно с РЖД прорабатывается проект восстановления железной дороги Псков – Гдов (российское побережье Чудского озера) – Сланцы длиной в 165 км, соединенной стальной артерией через Сланцы с портовым комплексом Усть-Луга. Последний не только сегодня, но и, судя по заявкам внешнеторгового и логистического бизнеса упомянутых стран/юрисдикций, становится главным, притом долгосрочным транзитным «полюсом» среди аналогичных комплексов Ленинградской области.

Преимущества же маршрута Псков - Гдов - Сланцы - Усть-Луга в том, что он, во-первых, короче минимум на четверть действующих в области ж/д линий к этому порту; во-вторых, устраняет «кружность» действующих (в основном через С.-Петербург) подходов к Усть-Луге; в-третьих, состыкован, через Сланцы, с соседними линиями к Усть-Луге - Санкт-Петербургу.

Планируемый участок линии Псков-Гдов-Сланцы на Усть-Лугу

Соответствующее предложение в конце марта было изложено губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко президенту РФ Владимиру Путину. Означенная артерия, как отмечалось, повысит конкурентоспособность российских транзитных артерий, особенно в балтийско-североевропейском ареале, что, в свою очередь, повысит уровень «транзитного голода» стран Балтии. Плюс к тому новая магистраль уже географически является частью северного ареала МТК «Север-Юг», где также растут грузопотоки. И она в том числе нацелена на дальнейший рост внешнеторговых перевозок Белоруссии через РФ: эти грузы, по предварительным данным загрузки новой артерии, составят до четверти ее грузопотока.

Рост грузоперевозок в северо-западном регионе РФ требует, повторим, новых инфраструктурных мощностей. Поскольку, как пояснил А. Дрозденко, ссылаясь на оценки РЖД, «уже сейчас имеется их дефицит, и мы рассчитываем, что эта дорога позволит устранить такой изъян. Она востребована и для белорусских грузов, потоки которых растут на Усть-Лугу. Мы отрабатываем проект в рамках государственно-частного партнёрства, параллельно готовится доклад РЖД».

18 апреля проект получил государственную поддержку: как заявил А. Дрозденко, «предварительное согласие на реализацию проекта на федеральном уровне и от РЖД уже получено. Дорогу смогут восстановить в течение даже менее двух лет после согласования всех этапов проекта. Там даже насыпи сохранились, их надо укреплять». Сообщается также, что на заседании подкомиссии Госсовета РФ по промышленному экспорту «артерия Псков-Гдов-Сланцы обозначена среди приоритетных проектов, которые могут решить проблему дефицита железнодорожной и портовой инфраструктуры в регионе».

Железная дорога Псков-Гдов-Сланцы была построена в 1915-16 гг. Участок Псков-Гдов был уничтожен в годы Великой Отечественной войны при отступлении вермахта, но позднее восстановлен и работал (с перерывами) до середины 50-х. Затем был разобран.

В январе 2006 года руководством Октябрьской дороги принято решение о закрытии железнодорожной станции Гдов и участка Гдов-Сланцы (примерно 45 км). Но этот участок работал до конца 2012 года: тогда же РЖД объявили об окончательной консервации этой линии «в связи с отсутствием заказа на поезда от Псковской области».

Ранее действовавшая линия Псков-Гдов (пунктир)

Между тем еще 20 лет назад Ленинградская и Псковская области лоббировали строительство железной дороги Псков-Гдов инвестстоимостью в 500 млн долл. (в тогдашних ценах). В развернутом контексте такой проект изложил 16 сентября 2004 г. в Санкт-Петербурге тогдашний губернатор Псковской области Евгений Михайлов: «...эта магистраль будет воссоздана для обеспечения транзита через Псковскую область по направлению к Усть-Луге. Мощность строящихся портовых сооружений в Усть-Луге рассчитана на 30-60 млн тонн. Но перспектива обеспечения транзита сегодня проблемна, поскольку дорога на Усть-Лугу через Санкт-Петербург, по данным РЖД, испытывает дефицит резерва (пропускной способности. – Ред.)».

Губернатор спрогнозировал, что «через 5-7 лет, когда порт активно заработает, и эта проблема будет особенно острой, мы уже будем способны предложить потенциальным инвесторам ж/д проект Псков-Гдов, выходящий на Сланцы-Усть-Лугу». Пусть с опозданием, но этот прогноз сбылся.

Востребованность железнодорожной связки между стальными артериями в регионе РСФСР, примыкающем к Чудскому бассейну, отмечалась еще в конце 1945 г. на расширенной коллегии НКПС. В ходе коллегии было принято решение: «...планируемое на перспективу возведение новых портовых комплексов в районе Усть-Луги или Соснового Бора (примерно в 55 км северо-восточнее Усть-Луги. – Ред.) потребует дополнительного обеспечения железными дорогами, состыкованными друг с другом. Поэтому приобретает особое значение восстановление железнодорожного сообщения вдоль восточного берега Чудского озера (Псков-Гдов) и далее к Ленинграду и побережью Финского залива западнее Ленинграда».

То есть еще 80 лет тому назад намечалось создание Усть-Лужского портового комплекса (УЛПК): его сооружение планировалось начать не позже 1955 года, но по политическим причинам в Москве сделали ставку на ускоренное развитие транзитных портов прибалтийских республик с железнодорожными и вскоре трубопроводными подходами к этим портам. Потому и был тогда разобран путь Псков-Гдов, а УЛПК был создан только в конце 1990-х - начале 2000-х.

По предварительной информации, окончательное ТЭО проекта Псков-Сланцы будет представлено не позже 3-го квартала с.г. Он включится в Транспортную стратегию РФ на период до 2035 года. А реализация проекта при уточнении источников финансирования намечается в 2026-28 гг. К слову, схожий проект в те же годы намечено осуществить в северокавказском регионе («ТранСевКавказ-2»), предусматривающий дополнительную, притом кратчайшую ж/д связку западнокаспийского (РФ-Азербайджан) сектора МТК «Север-Юг» с черноморскими портами РФ.

Таким образом, сформируется комплексная инфраструктура, обеспечивающая растущую конкурентоспособность портово-железнодорожной системы РФ в ареале Большой Евразии.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1148
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика