
В узбекском Самарканде прошёл первый в истории, как его упорно называют ушлые европейцы, саммит «Центральная Азия – Европейский союз», хотя подобные мероприятия, да ещё и с аналогичной повесткой (стратегическое партнёрство, демократические ценности, зеленая энергетика, природные ресурсы, транспорт, территориальная целостность «незалежной») уже наблюдались ранее в 2022-2023 годах в казахстанской Астане и кыргызской Чолпон-Ате.
Собственно, поэтому Европа, стараясь каким-то образом освежить формат данного помпезного мероприятия, направленного, по обыкновению, на отторжение Центральной Азии от России и, по сути, превращение региона в свою колонию, повергая его в полную финансово-экономическую и иную зависимость, постаралась придать этому саммиту громкую огласку.
В частности, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен во всеуслышание заявила, что, дескать, подписание по итогам саммита совместной декларации о партнёрстве с согласованием обширного пакета инициатив, направленных на экономическую, гуманитарную и технологическую интеграцию двух регионов означает, что «мы можем положиться друг на друга, что сегодня особенно важно».
«Инициативная» еврочиновница также с особой гордостью объявила об инвестиционном пакете Global Gateway в размере 12 млрд евро, дабы ускорить так называемый прогресс, объединяющий инвестиции (или попросту «финансовую кабалу») Европейского союза и его государств-членов.
Ну а далее в речах русофобки пошли донельзя клишированные избитые заявления, типа «европейского командного подхода» и начала новой эры в отношениях», так как ЕС от щедрот своих сподобился еще и на выделение 10 млрд долларов на развитие Транскаспийского транспортного коридора, который позволит сократить сухопутный маршрут между Европой и Центральной Азией почти вдвое – до 15 дней. По словам главы Еврокомиссии, «в условиях растущей фрагментации мира Транскаспийский коридор станет связующим звеном между Центральной Азией и Европой. Но важна не только инфраструктура. Быстрое прохождение границ внутри Центральной Азии и Южного Кавказа также необходимо для выхода к Черному морю. После трех десятилетий закрытия открытие границ Армении с Турцией и Азербайджаном станет поворотным моментом. Это как никогда сблизит Европу и Центральную Азию».
Кстати, не отставал в данном процессе, наводя еще больший шум, и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который, как мы недавно уже сообщали, прямо в апрельские дни саммита заявил о том, что «сближаясь с Турцией, Европа также может укрепить свои отношения со странами Центральной Азии, и что это, к тому же, прекрасная возможность для стран Центральной Азии, которые хотят освободиться от влияния России и Китая».
Конечно, пусть даже и очень уважаемые всеми ведущие эксперты тут же стали бить тревогу по поводу активных и успешных действий ряда европейских государств в Центрально-Азиатском регионе: мол, «прошедший саммит стал лишь формальной результирующей отметкой их деятельности, а учитывая популярность Турции в Центральной Азии и уже традиционную геополитическую игру Анкары в связке с Лондоном, можно ожидать самых болезненных последствий для российских интересов в регионе».
Однако позволим себе не согласиться с подобной «алармистской» и не очень корректной оценкой авторитетных политтехнологов, поскольку стоит отметить и другие, не менее значимые итоги апрельского саммита в Самарканде.
Так, пять стран Центральной Азии и руководство Евросоюза приняли совместную декларацию, где в пункте 4 прописана твёрдая приверженность подписантов резолюциям 541 (1983) и 550 (1984) Совбеза ООН: «Мы подчеркнули, что участие в региональных рамках сотрудничества должно в полной мере уважать эти международные принципы, которые остаются существенными для укрепления отношений ЕС и Центральной Азии. В этом контексте Туркменистан напоминает, что он применяет свои международные обязательства в строгом соответствии с принципами своего статуса постоянного нейтралитета».
Как известно, резолюция 541, принятая Совбезом ООН 18 ноября 1983 года, за которую проголосовали 13 стран, содержит призыв ко всем государствам «уважать суверенитет, независимость, территориальную целостность и неприсоединение Республики Кипр», а также не признавать никакое другое правительство острова, кроме правительства Республики Кипр. Данная резолюция стала ответом на провозглашение независимости Турецкой Республики Северного Кипра, состоявшегося 15 ноября 1983 года.
Что касается резолюции 550, то она была также одобрена 13 странами 11 мая 1984 года. И ключевыми в этой резолюции были 2-5 пункты: «Осуждает все сепаратистские действия, включая так называемый "обмен послами" между Турцией и руководством турок-киприотов, объявляет их незаконными и не имеющими силы и призывает немедленно отказаться от них; вновь призывает все государства не признавать так называемое государство "Турецкая Республика Северного Кипра", созданное в результате сепаратистских акций, и призывает их не содействовать и не оказывать каким-либо образом помощи вышеупомянутому сепаратистскому образованию; призывает все государства уважать суверенитет, независимость, территориальную целостность, единство и политику неприсоединения Республики Кипр; считает попытки заселить любую часть Вароши лицами, не являющимися ее жителями, недопустимыми и призывает передать этот район под управление Организации Объединенных Наций».
Проще говоря, участники саммита ЕС–ЦА категорически осудили незаконную сепаратистскую деятельность на оккупированной Турцией части Республики Кипр, призвав другие государства ООН не признавать так называемую Турецкую Республику Северного Кипра, которая контролирует 37% территории острова, пользуясь поддержкой Анкары.
Таким образом, что мы имеем «в сухом остатке»: члены Организации тюркских государств и один наблюдатель (Туркменистан), в которой (на минуточку!) тот же Северный Кипр значится наблюдателем, взяли да и признали в Анкаре, под флагом которой функционирует ОТГ, не кого-нибудь, а самого что ни на есть злобного оккупанта.
Между прочим, ряд представителей Турции незамедлительно поспешили высказаться насчёт того, как тюркские братские народы «воткнули кинжал в спину».
В частности, турецкий журналист-международник и военный корреспондент Арда Зентюрк крайне резко отреагировал на это решение: «Я не понимаю, что делает Анкара. Я в полном замешательстве... Как мы можем допустить такую геополитическую катастрофу, господин Хакан Фидан?.. Я не видел ничего подобного за 50 лет своей карьеры. Мы имеем дело с настоящим политическим предательством. Эти четыре тюркские страны своими подписями подтвердили, что не признают Турецкий Кипр. Они встали в один ряд с Европой, США и Россией, которые называют Турцию оккупантом на Кипре... Если эти государства подписываются под резолюциями, отрицающими ТРСК, то Организация тюркских государств теряет всякий смысл. Закрывайте ее. Это пощечина не только Турецкому Кипру, но и самой Турции».
В защиту центральноазиатских государств отметим, что непризнание ТРСК более чем логично, так как именно для них очень важно ощущение территориальной целостности, особенно если вспомнить недавнее довольно успешное решение сложного вопроса между Кыргызстаном и Таджикистаном о делимитации границы, который неоднократно приводил к вооруженным столкновениям между этим двумя странами.
Тем не менее представляется, что если все пойдет такими скорыми темпами и по такому сценарию, то в скором времени действительно может возникнуть вопрос о состоятельности ОТГ. Негативные тренды уже явно наметились...